Нормативно-правовые акты Кемеровской области
Устав Кемеровской области // Газета «Кузбасс», № 102, 11.06.1997.
Закон Кемеровской области от 15 апреля 1996 г. № 2-ОЗ "О статусе депутата Совета народных депутатов Кемеровской области" // "Кузбасс". 26.04.96. № 79.
Закон Кемеровской области от 4 октября 1999 г. № 61-ОЗ "О порядке отзыва депутата Совета народных депутатов Кемеровской области" // "Кузбасс".27.10.99. № 204.
Закон Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 108-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Кемеровской области» // "Кузбасс" от 24.01.2001, N 14, от 19.03.2003, № 48.
Закон Кемеровской области от 14 января 2000 г. № 5-ОЗ "О местном референдуме" // "Кузбасс".17.03.2000. № 49.
Закон Кемеровской области от 14 января 2000 г. № 6-ОЗ "Об областном референдуме" // "Кузбасс". 22.03. 2000. № 52.
Закон Кемеровской области от 27 ноября 2000 г. № 85-ОЗ "О мировых судьях в Кемеровской области" // "Кузбасс". 27.12.2000. № 223.
Закон Кемеровской области от 27 июня 2000 г. № 29-ОЗ "О статусе административного центра Кемеровской области» // "Кузбасс". 7.07.2000. № 124.
Закон Кемеровской области от 19 ноября 2001 г. № 104-ОЗ "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Кемеровской области" // "Кузбасс". 3011. 2001. № 223.
Закон Кемеровской области от 7 июня 2002 г. № 42-ОЗ "О символике Кемеровской области" // "Кузбасс". 11.06.2002. № 100.
Закон Кемеровской области от 19 мая 2003 г. № 24-ОЗ "О выборах депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области" // «Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области». 5.04.2003.№ 60.
Закон Кемеровской области от 23 июня 2003 г. № 33-ОЗ "О законодательной деятельности в Кемеровской области" // «Кузбасс». 9.07.2003. № 120.
Закон Кемеровской области от 19 января 2004 г. № 1-ОЗ "О Совете народных депутатов Кемеровской области" // «Кузбасс». 27.01.2004. № 14.
Закон Кемеровской области от 17 декабря 2004 г. N 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований" // "Кузбасс". 24.12.2004. № 242.
Закон Кемеровской области от 9 марта 2005г. № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области» // «Кузбасс». 12.03.2005. № 42.
Закон Кемеровской области от 09 марта 2005г. № 47-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» // «Кузбасс». 15.03.2005. № 14.
Закон Кемеровской области от 16 июня 2006 г. № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» // «Кузбасс». 23.06.2006. № 112.
Закон Кемеровской области «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» от 30.06.2007 № 103-ОЗ (ред. от 06.02.2009)// Первоначальный текст документа опубликован в издании приложение «Официально» к газете «Кузбасс». 2007. - № 122.
Устав города Кемерово. Принят Кемеровским городским Советом народных депутатов (постановление от 24.06.2005 № 253) // Зарегистрирован Советом народных депутатов Кемеровской области (постановление от 29.06.2005 № 1042).
Примечание: в программе курса невозможно указать все нормативные правовые акты и документы, относящиеся к муниципальному праву. Поэтому, список нормативных правовых актов, документов и решений судебных органов, которые необходимо использовать для подготовки к определенным темам семинарских занятий, а также при написании контрольных и научно-исследовательских дипломных работ, должен быть согласован с преподавателем.
Составитель настоящей рабочей программы обращает внимание студентов на постоянное обновление и совершенствование законодательства. В связи с этим учебные и научные работы, приведенные в списке литературы, а также нормативно-правовые акты, содержащиеся в вышеприведенном списке, могут отставать от действующего законодательства. Поэтому студентам рекомендуется обращать внимание на публикации в средствах массовой информации, следить за периодическими специальными журналами, проверять нормативно-правовые акты на предмет их действия в информационно-поисковых системах www.pravo.gov.ru, «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант».
б) официальные сайты
сайт Президента Российской Федерации www.президент.рф
сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации www.council.gov.ru
сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации www.duma.gov.ru
сайт Правительства Российской Федерации www.правительство.рф
сайт Конституционного Суда Российской Федерации www.ksrf.ru
сайт Верховного Суда Российской Федерации www.vsrf.ru
сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации www.ombudsmanrf.ru
сайт Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru
сайт Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации www.cikrf.ru
сайт Счетной палаты Российской Федерации www.ach.gov.ru
сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru
сайт Сибирского федерального округа www.sibfo.ru
сайт Совета народных депутатов Кемеровской области www.sndko.ru
сайт Администрации Кемеровской области www.ako.ru
сайт Совета народных депутатов г. Кемерово www.kemgorsovet.ru
сайт Администрации г. Кемерово www.kemerovo.ru
информационно-правовой портал «Гарант» www.garant.ru
информационно-правовой портал «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
информационно-правовой портал «Кодекс» www.kodeks.ru
большой юридический словарь онлайн www.law-enc.net
юридический словарь www.legaltterm.info
сайт Журнала российского права www.norma-verlag.com
юридический портал «Правопорядок» www.oprave.ru
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Самостоятельная работа студента является важным элементом изучения дисциплины «Муниципальное право». Усвоение материала дисциплины на лекциях, семинарах и в результате самостоятельной подготовки и изучения отдельных вопросов дисциплины, позволят студенту подойти к промежуточному контролю подготовленным, и потребует лишь повторения ранее пройденного материала. Знания, накапливаемые постепенно в различных ракурсах, с использованием противоположных мнений и взглядов на ту или иную правовую проблему являются глубокими и качественными, и позволяют формировать соответствующие компетенции как итог образовательного процесса.
Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя разделы и основные проблемы дисциплины, в раках которых и формируются вопросы для промежуточного контроля. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса с позиций организации самостоятельной работы.
а) организация деятельности студента по видам учебных занятий
вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Работа на лекции является очень важным видом студенческой деятельности для изучения дисциплины «Муниципальное право», т.к. лектор дает нормативно-правовые акты, которые в современной России подвержены частому, а иногда кардинальному изменению, что обуславливает «быстрое устаревание» учебного материала, изложенного в основной и дополнительной учебной литературе. Лектор ориентирует студентов в действующем законодательстве Российской Федерации и соответственно в учебном материале. Краткие записи лекций (конспектирование) помогают усвоить материал. Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. или подчеркивать красной ручкой. Целесообразно разработать собственную символику, сокращения слов, что позволит сконцентрировать внимание студента на важных сведения. Прослушивание и запись лекции можно производить при помощи современных устройств (диктофон, ноутбук, нетбук и т.п.). Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор, в том числе нормативно-правовые акты соответствующей направленности. По результатам работы с конспектом лекции следует обозначить вопросы, термины, материал, который вызывают трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Лекционный материал является базовым, с которого необходимо начать освоение соответствующего раздела или темы. |
Практические (семинарские) занятия | Проработка рабочей программы дисциплины, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины. Ознакомление с темами и планами практических (семинарских) занятий. Анализ основной нормативно-правовой и учебной литературы, после чего работа с рекомендованной дополнительной литературой. Конспектирование источников. Подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстами нормативно-правовых актов. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение задач. Устные выступления студентов по контрольным вопросам семинарского занятия. Выступление на семинаре должно быть компактным и вразумительным, без неоправданных отступлений и рассуждений. Студент должен излагать (не читать) материал выступления свободно. Необходимо концентрировать свое внимание на том, что выступление должно быть обращено к аудитории, а не к преподавателю, т.к. это значимый аспект профессиональных компетенций юриста. По окончании семинарского занятия студенту следует повторить выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе. Для этого студенту в течение семинара следует делать пометки. Более того, в случае неточностей и (или) непонимания какого-либо вопроса пройденного материала студенту следует обратиться к преподавателю для получения необходимой консультации и разъяснения возникшей ситуации. |
Контрольная работа | Контрольная работа выполняется с целью закрепления знаний, полученных студентом в ходе лекционных и семинарских занятий и приобретения навыков самостоятельного понимания и применения нормативно-правовых актов и специальной литературой. Написание контрольной работы призвано оперативно установить степень усвоения студентами учебного материала дисциплины и формирования соответствующих компетенций. Контрольная работа может включать знакомство с основной, дополнительной и нормативной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в теме и (или) составление аннотаций к прочитанным литературным источникам, решение конкретных правовых вопросов, задач и юридических казусов. Содержание подготовленного студентом ответа на поставленные вопросы контрольной работы должно показать знание студентом теории вопроса и практического ее разрешения. Контрольная работа выполняется студентом, в срок установленный преподавателем в письменном (печатном или рукописном) виде. Перед написанием работы необходимо внимательно ознакомиться с содержанием вопросов (или задачи) по лекции, учебнику, изучить действующее законодательство и рекомендуемую литературу, действующее муниципальное законодательство и в необходимых случаях - судебную и правоприменительную практику. Ответы на контрольные вопросы должны быть полными, обстоятельно изложены и в целом раскрывающими содержание вопроса. Используя нормативный материал, нужно давать точные и конкретные ссылки на соответствующие нормативные акты: указать их название, кем и когда они приняты, где опубликованы. При этом очень важно обращаться непосредственно к самим актам, точно излагать содержание, а не воспроизводить их положения на основании учебной литературы или популярной литературы. Инструкция по выполнению требований к оформлению контрольной работы находится в методических материалах. |
Реферат, доклад | Студент вправе избрать для реферата (доклада) любую тему в пределах программы учебной дисциплины. Важно при этом учитывать ее актуальность, научную разработанность, возможность нахождения необходимых источников для изучения темы реферата (доклада), имеющиеся у студента начальные знания и личный интерес к выбору данной темы. После выбора темы реферата (доклада) составляется перечень источников (монографий, научных статей, законодательных и иных нормативных правовых актов, справочной литературы, содержащей комментарии, статистические данные, результаты социологических исследований и т.п.). Особое внимание следует обратить на использование законов, иных нормативно-правовых актов, действующих в последней редакции. Реферат (доклад) - это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер. Примерные этапы работы над рефератом (докладом): формулирование темы (тема должна быть актуальной, оригинальной и интересной по содержанию); подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 10); составление библиографии; обработка и систематизация информации; разработка плана; написание реферата (доклада); публичное выступление с результатами исследования (на семинаре, на заседании предметного кружка, на студенческой научно-практической конференции, на консультации). Реферат (доклад) должен отражать: знание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Не позднее, чем за 5 дней до защиты или выступления реферат (доклад) представляется на рецензию преподавателю. Защита реферата или выступление с докладом продолжается в течение 5-7 минут по плану. Выступающему студенту, по окончании представления реферата (доклада), могут быть заданы вопросы по теме реферата (доклада). Рекомендуемый объем реферата 10-15 страниц компьютерного (машинописного) текста, доклада – 2-3 страницы. Инструкция по выполнению требований к оформлению контрольной работы находится в методических материалах. |
Эссе | Эссе по проблематике Муниципального права представляет собой небольшую, свободного изложения творческую работу, выражающую мнение автора о сущности проблемы. Эссе может быть подготовлено в устной или письменной форме. В устной форме подготовленный материал излагается на семинарском занятии. В письменном виде объем эссе, как правило, не превышает 5 страниц текста и представляется для проверки и оценки преподавателю, который в данной группе проводит семинарские занятия. Тема эссе может быть выбрана студентом как из предлагаемого и рекомендованного преподавателем перечня, так и самостоятельно. Тема эссе может быть предложена студентом, исходя из его желания и научного интереса. Новая тема эссе либо освещение новых аспектов одной из предлагаемых кафедрой тем, может быть выбрана студентом также и по согласованию с преподавателем. Написание эссе осуществляется самостоятельно путем творческого изложения изученных научных материалов и нормативных источников. |
Кейс-задачи | Кейс-задача это проблемное задание, в котором студенту предлагают осмыслить реальную профессионально- ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Кейс-задача решается исключительно на основе норм действующего законодательства. Кейс-задачи доводятся до сведения студентом преподавателем, ведущим практические занятия (семинары), а также устанавливаются сроки их сдачи на проверку. Процедура разрешений кейс-задач доводится до сведения студентов преподавателем. |
Тест | Тест это система стандартизированных вопросов (заданий) позволяющих автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающихся. Тесты могут быть аудиторными и внеаудиторными. О проведении теста, его формы, а также раздел (темы) дисциплины, выносимые на тестирование, доводит до сведения студентов преподаватель, ведущий семинарские занятия. |
Терминологический словарь | В начале учебного семестра все студенты разбиваются на микро-группы 4-5 человек, при разделении на группы могут учитываться пожелания студентов. Каждая группа получает тему для составления терминологического словаря в количестве не менее 50 терминов. При этом оцениваются все члены микро-группы одинаково по результатам составления словаря. Фамилии членов микро-группы указываются на титульном листе, последняя страница содержит подписи всех членов микро-группы. Каждый член микро-группы должен владеть соответствующей терминологией. Срок выполнения одно из последних семинарских занятий ноября. |
Собеседование | Собеседование это средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выявление объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. Проблематика, выносимая на собеседование определена в заданиях для самостоятельной работы студента, а также может определяться преподавателем, ведущим семинарские занятия. Во время проведения собеседования студент должен уметь обсудить с преподавателем соответствующую проблематику на уровне диалога. |
Групповая дискуссия | Групповая дискуссия это средство, которое позволяет определить уровень сформированности профессиональных компетенций в условиях максимально приближенных к профессиональной среде. Для проведения групповой дискуссии лектор или преподаватель, ведущий семинарские занятия, предлагают наиболее актуальную тему из реальной общественно-политической обстановки, и ставят перед аудиторией проблемные аспекты, на которые студент должен обратить особое внимание, сформировать свою правовую позицию, обосновать ее и подготовится к участию в дискуссии. Проведение групповой дискуссии предполагает увидеть сформированность у студента соответствующих компетенций, в том числе умение ставить проблему, обосновывать пути ее возможного разрешения, умение вести цивилизованный диалог, отстаивать свою точку зрения, аргументировано отвечать на правовые позиции иных участников групповой дискуссии. |
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа проводится с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; углубления и расширения теоретических знаний студентов; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, учебную и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирования профессиональных компетенций; развитию исследовательских умений студентов. Формы и виды самостоятельной работы студентов: чтение основной и дополнительной литературы – самостоятельное изучение материала по рекомендуемым литературным источникам; работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы; работа со словарем, справочником; поиск необходимой информации в сети Интернет; конспектирование источников; реферирование источников; составление аннотаций к прочитанным литературным источникам; составление рецензий и отзывов на прочитанный материал; составление обзора публикаций по теме; составление и разработка терминологического словаря; составление хронологической таблицы; составление библиографии (библиографической картотеки); подготовка к различным формам текущей и промежуточной аттестации (к тестированию, контрольной работе, экзамену); выполнение домашних контрольных работ; самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, задачи, тесты; выполнение творческих заданий). Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения: библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами; учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и зала кодификации; компьютерные классы с возможностью работы в Интернет; аудитории (классы) для консультационной деятельности; учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные методические материалы. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультирование по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить индивидуальные и групповые консультации. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся. Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает: соотнесение содержания контроля с целями обучения; объективность контроля; валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить); дифференциацию контрольно-измерительных материалов. Формы контроля самостоятельной работы: просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем; организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе; обсуждение результатов выполненной работы на занятии; проведение письменного опроса; проведение устного опроса; организация и проведение индивидуального собеседования; организация и проведение собеседования с группой; защита отчетов о проделанной работе. |
Подготовка к экзамену | При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, нормативную, учебную и рекомендуемую литературу. Основное в подготовке к сдаче экзамена - это повторение всего материала дисциплины, по которому необходимо сдавать экзамен. При подготовке к сдаче зачета или экзамена студент весь объем работы должен распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачету или экзамену, контролировать каждый день выполнение намеченной работы. Изучение дисциплины «Муниципальное право» завершается экзаменом. В период подготовки к экзамену студент вновь обращается к уже изученному (пройденному) учебному материалу. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа: самостоятельная работа в течение семестра; непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса; подготовка к ответу на задания, содержащиеся в билетах (тестах) экзамена. Экзамен проводится по билетам (тестам), охватывающим весь пройденный материал дисциплины, включая вопросы, отведенные для самостоятельного изучения. Для успешной сдачи экзамена по дисциплине «Муниципальное право» студенты должны принимать во внимание, что: все основные категории Муниципального права, которые указаны в рабочей программе, нужно знать, понимать их смысл и уметь его разъяснить; указанные в рабочей программе формируемые профессиональные компетенции в результате освоения дисциплины должны быть продемонстрированы студентом; семинарские занятия способствуют получению более высокого уровня знаний и, как следствие, более высокой оценке на экзамене; готовиться к экзамену необходимо начинать с первой лекции и первого семинара. |
б) задания для самостоятельной работы студента
№ п/п | Раздел дисциплины | Вопросы для самостоятельного изучения | Задания для самостоятельной работы |
Раздел 1 Муниципальное право как комплексная отрасль права и наука | 1. Наука муниципального права; 2. Соотношение терминов «государственная власть» и «местное самоуправления» | Поиск и анализ дополнительной учебной литературы; Составление конспекта дополнительной литературы, с аргументацией собственной точки зрения; Форма контроля: проверка конспекта | |
Раздел 2 Общая характеристика местного самоуправления в современной России | Проблемы реформирования местного самоуправления в Российской Федерации в конце XX-го начале XXI вв. | 1. Поиск и анализ текстов законов о местном самоуправлении, принятых до 2003 года; 2. Конспект текстов законов о местном самоуправлении, принятых до 2003 года и их сопоставление или составление сравнительной таблицы; 3. Форма контроля: проверка конспекта или сравнительной таблицы | |
Раздел 3 Экономическая основа, основные направления деятельности и полномочия местного самоуправления | 1. Доходы и расходы местных бюджетов; 2. Статус депутата представительного органа муниципального образования; 3. Контрольные и иные органы местного самоуправления | Поиск и анализ дополнительной литературы; Поиск и анализ нормативно-правовых актов и их конспект; Подготовка доклада по теме: «Доходы и расходы местного бюджета (на примере г. Кемерово)»; Форма контроля: индивидуальная консультация , доклад или эссе | |
Раздел 4 Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях и ответственность в местном самоуправлении | 1. Особенности местного самоуправления на отдельных территориях; 2. Судебная защита прав местного самоуправления; 3. Общая характеристика муниципально-правовой ответственности | 1. Поиск и анализ дополнительной литературы; 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов и их конспект 3. Форма контроля: письменная формулировка собственного видения разрешения правовой ситуации или проверка конспекта или индивидуальная консультация или реферат |
в) оценочные средства самоконтроля студентов