Организация работы медико-психолого-педагогической комиссии

Медико-психолого-педагогическая комиссия (МППК) по отбору детей и комплектованию групп для детей с нарушениями речи организуется при областном (краевом, городском, районном) отделе образования. В ее состав входят:

— председатель комиссии— представитель отдела образования;

— члены комиссии: детский психоневролог, руководитель специализированного дошкольного учреждения (директор детского дома, заведующая детским садом, яслями-садом), старший логопед (области, города, района), логопеды дошкольных учреждений, логопед поликлиники;

— секретарь комиссии.

Персональный состав МППК утверждается отделами образования по согласованию с отделами здравоохранения.

В дни работы МППК члены комиссии освобождаются от своих обязанностей по основному месту работы.

Мсдшсп-психолого-педагогические комиссии работают по определенному графику, начиная с февраля, (один-два раза в месяц, но не чаще одного раза в неделю).

На первом заседании МППК ежегодно утверждаются состав МППК и распределение обязанностей между членами МППК на очередной срок (с 1 января по 31 декабря текущего года в дошкольных учреждениях на учебный год).

Обсуждается и утверждается план работы МППК на год, в котором устанавливается:

— сколько раз в месяц (в неделю) проводятся заседания МППК по отбору детей в дошкольные учреждения;

— по выпуску детей из дошкольных учреждений;

— по выводу детей из дошкольных учреждений с нарушениями речи после уточнения диагноза;

— с какими речевыми нарушениями обследуются дети (их возраст) в тот или иной день и другие организационные вопросы.

Документация медико-психолого-педагогической комиссии

Перед заседаниями МППК проводится определенная подготовительная работа. Все дети с нарушениями речи, направленные на МППК, регистрируются в специальном журнале по единой форме, подготавливаются списки детей для вызова на комиссию, проводится оповещение родителей о дне, месте и времени работы МППК.

Журнал регистрации детей ведет старший логопед или секретарь МППК города (района). Регистрация ребенка в данном журнале проводится при условии, что родители представили все необходимые документы.

Документы хранятся в отдельных папках или конвертах. Для удобства пользования ими необходимо иметь 4 папки, соответствующие данным профилям групп: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение произношения отдельных звуков и заикание. Документы следует группировать так, чтобы в одной возрастной группе оказались дети, которым к 1 сентября исполнилось полное количество лет (или к 31 декабря).

На заседание МППК целесообразно приглашать детей со сходными речевыми нарушениями и одного возраста, например: на одном из заседаний МППК обследовать детей с общим недоразвитием речи от 5 до 6 лет, на другом — заикающихся от 5 до 6 лет и т. д. На одном заседании МППК следует принимать от 15 до 20 детей (количество детей зависит от типа речевого дефекта). Так, заикающихся детей и детей с общим недоразвитием речи можно обследовать не более 15 человек. Районным МППК целесообразнее проводить выездные заседания на места.

При обследовании ребенка ведется протокол (форма 1). Протокол заседаний МППК ведет логопед, являющийся членом МППК, или секретарь МППК. Каждое заседание МППК оформляется отдельным протоколом и нумеруется (форма 2).

Журнал регистрации детей

№ п/п Когда взят на учет Фамилия, имя ребенка, дата рождения, домашний адрес и телефон. Сведения о родителях (где и кем работают, рабочие телефоны) Кем направлен, диагноз или заключение специалистов Медико-психолого-педагогическая комиссия по приему детей Медико-психолого-педагогическая комиссия по выпуску детей примечание
№ поликлиники № детского сада логопедом психоневрологом отолорингологом окулистом педиатром № протокола и дата заседания заключение Решение и рекомендации № протокола и дата заседания   заключение Решение и рекомендации  
                                 

Форма 2

Протокол №_____

заседания МППК «___»_______200_г. По отбору детей в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи[1]

Обследованы следующие дети

№ п\п Фамилия, имя ребенка, дата рождения Речевое развитие Состояние слуха Умственное развитие Состояние интеллекта Заключение, решение и рекомендации Особенности поведения ребенка в момент обследования
Понимание обращенной речи ребенком Связная речь Словарный запас Грамматический строй Произношение звуков Слоговая структура и звуконаполняемость слов (при заикании) навыки пользования ситуативной речью Количественный счет и счетные операции Конструктивная деятельность Простейшие обобщения
                               


Форма 1

Форма 3

Путевка-направление МППК

От _____ (Дата)

Фамилия, имя, отчество____________________________________________

Домашний адрес _________________________________________

Состояние слуха _________________________________________

Состояние интеллекта _________________________________________

Заключение МППК_________________________________________________

Направлен в дошкольное учреждение №______________________________

в логопедическую (логопункт) группу ___________________________-

Срок пребывания______ ____________________________

Председатель МППК_____________________________________________

Секретарь_____________ ____________________________

На заседании МППК по отбору детей в дошкольные учреждения и выводу из них заполняется протокол (форма 3). Остальные вопросы, рассматриваемые на заседаниях МППК, протоколируются обычным порядком.

Оформление протокола (форма 3) позволяет с меньшей затратой времени и более целенаправленно вести обследование детей при отборе их в специальные группы. Форма протокола позволяет достаточно полно и последовательно раскрыть состояние речи детей.

По окончании заседаний МППК на основании заполненных протоколов составляются списки детей, зачисленных в различные группы. Список на каждую группу составляется в трех экземплярах: один экземпляр сдается в отдел образования, другой — в детский сад, третий остается у секретаря (логопеда) МППК. На основании списка в отделе образования детям выписываются путевки-направления в указанное МППК дошкольное учреждение.

Требования к оборудованию кабинета

Заседания МППК по отбору и выпуску детей проводятся в отделе образования или в детском саду (яслях-саду, детском доме). Выбор места определяется следующими условиями: необходимо просторное помещение для обследования ребенка и отдельное помещение для ожидающих приема родителей с детьми; помещение должно быть оборудовано соответствующей для детей дошкольного возраста мебелью — стульями, столами; в нем должны находиться наборы наглядных и дидактических пособий для обследования разных сторон речи, слуха и интеллекта детей любого дошкольного возраста.

Большое значение в работе МППК по отбору и комплектованию логопедических групп в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи имеют обстановка и оформление кабинета, расположение игрушек и наглядно-иллюстративного материала, предназначенного для обследования детей.

Кабинет для медико-психолого-педагогического обследования, оформляется так, чтобы ребенок в незнакомой ситуации чувствовал себя свободно, раскованно, легко вступал в контакт с членами комиссии.

Наиболее типичным оборудованием такого кабинета являются игрушки, дидактический и изобразительный материал. Дидактический и изобразительный материал (картинки) размещается на столе членов комиссии, а игрушки — на отдельном детском столе так, чтобы во время обследования они не отвлекали ребенка, но при необходимости их можно было бы в любой момент взять со стола, поменять или убрать. Игрушки следует подбирать так, чтобы они были не только привлекательными, но и помогали при обследовании выявить максимальный объем знаний, умений, речевые ипознавательные возможности детей. Игрушек может быть немного, но подобрать их надо так, чтобы они по внешнему виду (цвету, форме и т. д.) имели сходство с реальными предметами, были красочными и интересными. Правильный подбор дидактического материала обеспечивает точность и результативность речевого обследования, интеллектуального развития, состояния слуха при минимальных энергетических и временных затратах.

Для определения уровня речевого развития, состояния слуха и интеллектуальных возможностей ребенка необходимо иметь. специальный набор игрушек, дидактических пособий, картинок. Рекомендуютсякартинки с изображением отдельных предметов и действий, знакомых детям из окружающей их домашней обстановки; сюжетные картинки и серии картин, доступные их пониманию, настольные дидактические пособия типа лото: «Ботаническое...», «Зоологическое...», «Лото на четырех языках», «Лото малышам», настольные игры: «Бывает или не бывает», «Кому что нужно для работы», «Наши мамы, наши папы», «Что забыл нарисовать художник», «Угадай, что изменилось» и др.

Для обследования интеллекта используются пирамидки из 4—6 колец, матрешки 2—6-составные, разнообразные полые кубы, разрезные картинки и кубики, «почтовый ящик» (коробка с крышкой, на которой есть прорези в виде геометрических фигур — треугольника, ромба, шестиугольника, прямоугольника, полукруга — и соответствующие им объемные геометрические тела, вставляющиеся в эти прорези), счетный материал (палочки, грибки, елочки, матрешки, геометрические формы и др.), дидактическая кукла с набором одежды, мебели, посуды и др., дидактические материалы (мозаика, геометрические фигурки разного цвета, величины и формы и др.).

Для обследования слуха рекомендуется иметь звучащие или озвученные игрушки (барабан, бубен, кошка, птичка) и специально подобранные картинки.

Наладить контакт с ребенком помогут сюжетные или образные игрушки — куклы разной величины, мишки, зайки и др.; технические игрушки — машины разного размера и назначения (грузовые, легковые, экскаватор, подъемный кран, трактор и др.); строительные материалы — напольные, настольные, разной величины, формы и цвета; игрушки-забавы — мишка заводной, лягушка-попрыгушка, заводные машины, персонажи кукольного, плоскостного, пальчикового или теневого театров и др.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАЧИСЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением принципов отбора.

В группу с общим недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития. Детей с I уровнем речевого недоразвития следует зачислять в дошкольное учреждение с 3 лет на 3—4 года обучения; со II уровнем недоразвития речи — с 3—4 лет на 3 года обучения; с III уровнем речевого недоразвития — с 4—5 лет на 2 года обучения; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи— с 4—5 лет на один год обучения; с ринолалией и дизартрией зачисляют на 2 года обучения, алалией, афазией — на 3 года.

Для зачисления ребенка в логопедическую группу необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 5—6 звуков.

Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляют в дошкольное учреждение с 4—5 лет. Срок их обучения — полгода.

В группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушение произношения отдельных звуков или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, или общее недоразвитие речи.

Заикающихся детей зачисляют в дошкольные учреждения по мере выявления дефекта, с 2 лет, срок обучения — один год. Продолжение специального обучения заикающихся детей рассматривается медико-психолого-педагогической комиссией. Заикающихся детей 5-летнего возраста зачисляют в специальную группу со сроком обучения 2 года.

Наши рекомендации