Ранние теории психического развития»

Контрольная работа по теме

«Методы возрастной психологии»

1. Преимуществом метода наблюдения является то, что ребенок ведет себя свободно, и поэтому можно получать правдивые факты.

2. Тест - это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов.

3. В лабораторной обстановке исследователь может периодически изменять некоторые условия (независимые переменные) и фиксировать результирующее поведение (зависимые переменные).

4. Лонгитюдный метод–организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода.

5. При использовании метода поперечных срезов сравниваются группы испытуемых разного возраста.

6. Проективных тестах испытуемым предлагаются картинка, задача или ситуация, несущие в себе элемент неопределенности, а они должны рассказать историю, объяснить, что нарисовано, или найти выход их ситуации.

7. Одним из недостатков метода наблюдения является необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

8. Для изучения когнитивного развития ребенка Пиаже использовал метод продольных и поперечных срезов.

9. Достоинством метода поперечных срезов является то, что он намного проще в организации и требует гораздо меньше затрат – как временных, так и материальных.

10.Недостатком метода продольных(лонгитюдных) срезов является трудоемкость, большие временные затраты .

11.Для повышения надежности вопросников, анкет часто к основному перечню вопросов, добавляют другие вопросы, позволяющие оценить степень искренности людей при ответе на основные вопросы – это «шкала лжи».

12.При помощи данной методики определяется популярность (непопулярность )учащихся, выявляются существующие в классе микрогруппы. Метод социометрии.

13.Основнымиметодамив возрастной психологии считают:

1.Организационные.

1.1.лонгитюдиальный - метод продольных срезов;

1.2.метод поперечных возрастных срезов;

1.3.комплексный.

2.Эмпирические.

2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение). Так работал, в частности, Пиаже.

2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).;

2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.;

2.4.психодиагностический;

2.5.биографический (монографическое описание - разработка Б.Г. Ананьева);

2.6.тесты.

Обрабатывающие.

4.Интерпретационные.

4.1.генетическое описание (в смысле генеза - развития);

4.2.структурное описание (как результат поперечного среза).

14.Экспериментальный метод, основанный на представлении Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития, называется сравнительно-генетический.

15.К какой группе методов можно отнести анализ сочинений учащихся разных классов на тему«Мойдруг»? Метод поперечных срезов.

Контрольная работа по теме

«Возраст. Критерии возраста. Стадиальность психического развития»

1.Биогенетическаятеорияпредполагает,что существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка, что онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез.

2. П.П.Блонский предлагает разделить детство на эпохи на основании критерия дентиции, т. е. появления и смены зубов.

3. «Детское развитие такой сложный процесс, который ни в одной стадии не может быть сколько-нибудь полно определен лишь по одномупризнаку»(Л.С.Выготский).

4.Гезелл представляет динамику детского развития как процесс постепенного замедления роста.

5.По мнению Выготского, нет и не может другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований,которые характеризуют сущность каждого возраста.

6. Выготский считал, что стабильные возрасты изучены значительно полнее ,чем те, которые характеризуются другим типом развития–кризисами(лучше-хуже?)

7. Раньше других был открыт и описан кризис 7 лет.

8. Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста.

9. Первая особенность критических периодов состоит в том, что границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы.

10.«Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основным новообразованием, будем называть центральными линиями развития в данном возрасте»(Л.С.Выготский).

11.«Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной»(Л.С.Выготский).

12.Область несозревших, но созревающих процессов составляет зону ближайшего развития.

13.В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудно воспитуемым в следствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности.

14.Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты в схеме Выготского служат новообразования.

15.Критерием возрастного развития в теории Фрейда является периодизация.

Контрольная работа по теме

«Краткий исторический очерк развития детской психологии.

Контрольная работа по темам

«Психоанализ о проблеме психического развития ребенка»

И «Теории научения»

1. Последним из традиционных личностных конструктов, выделяемых в психоанализе (Оно, Я, Сверх-Я), формируется Сверх-Я в возрасте 4 лет.

2. Латентная стадия (в психоаналитической теории З.Фрейда) наступает примерно в 5-12 лет.

3. Вставьте пропущенное название стадии психосексуального развития по Фрейду: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

4. Эдипов комплекс характерен для детей, переживающих фаллическую стадию (по Фрейду).

5. Основные компоненты сформулированной Бандурой теории обучения посредством наблюдения: внимание, запоминание, воспроизведение движений и мотивация.

6. Одно из важнейших открытий Скиннера состоит в том, что периодически подкрепляемое поведение, в отличие от постоянно подкрепляемого, «угасает» намного медленнее.

7. Теория Альберта Бандуры называется социально-когнитивная теория

8. Стадия, характеризующаяся временным затуханием интереса к сексуальной стороне жизни, называется латентной стадией

9. Возможные исходы психического развития на первой стадии развития ребенка, по мнению Эриксона – доверие или недоверие

10.Какой стадии развития в периодизации Фрейда соответствует конфликт «инициатива – вина» в периодизации Эриксона? Локомоторно-генитальная

11.Какая задача развития стоит перед младшими школьниками (по Э. Эриксону): идентичность, компетентность, инициативность, автономия (подчеркните правильный ответ).

12.Важнейшей мерой научения, по Скиннеру, является уровень реагирования, то есть частота, с которой повторяются данные действия; когда реакция подкрепляется, эта частота возрастает

13.Негативные подкрепления делают реакции менее вероятными.

14.Фрейд считал, что поведение человека определяется прежде всего биологическими, животными влечениями, главные из которых – сексуальные и агрессивные

15.Наиболее известны работы Бандуры, изучающие формирование социального поведения детей.

Контрольная работа по темам

«Когнитивные теории психического развития»

Контрольная работа по темам

«Младенчество», «Раннее детство»

1. Определите примерные хронологические границы возрастов:

- дошкольный возраст – с 3 по 7 лет.

- младенческий возраст – с 2 мес. по 1 год.

- ранний возраст – с 1 по 3 года.

2. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством.

3. Привязанность - связь, которая формируется между ребенком и другим человеком в результате долговременных отношений. Эта первая связь младенца со взрослым характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными отношениями.

4. Мышление ребенка, выполняемое при помощи внешних ориентировочных действий называется наглядно-действенное.

5. Центральной психической функцией в раннем возрасте считают восприятие (выбрать ответ: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение)

6. Центральным новообразованием раннего детства считают социальные отношения (развитие предметной деятельности и сотрудничества, активной речи, игровых замещений, складывание иерархии мотивов).

7. Восстановите последовательность развития моторики в младенчестве: а – самостоятельно сидит; б – поднимает головку; в – сидит с поддержкой; г – стоит с опорой; д – опирается на руки. БДВАГ.

8. Отсутствие воспоминаний в первые 3-4 года жизни называется инфантильная амнезия.

9. Исключите лишнее понятие: Симптомами кризиса трех лет считают негативизм, строптивость, упрямство, эгоцентризм, своеволие.

10.В раннем детстве ведущей деятельностью становится предметная деятельность (предметно-орудийная или предметно-манипулятивная).

11.Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным.

12.В периодизации З.Фрейда младенческий возраст соответствует оральной стадии, а. ранний – анальной.

13.Центральной психической функцией в раннем возрасте считают восприятие(выбрать ответ: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение).

Контрольная работа по теме

«Методы возрастной психологии»

1. Преимуществом метода наблюдения является то, что ребенок ведет себя свободно, и поэтому можно получать правдивые факты.

2. Тест - это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов.

3. В лабораторной обстановке исследователь может периодически изменять некоторые условия (независимые переменные) и фиксировать результирующее поведение (зависимые переменные).

4. Лонгитюдный метод–организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода.

5. При использовании метода поперечных срезов сравниваются группы испытуемых разного возраста.

6. Проективных тестах испытуемым предлагаются картинка, задача или ситуация, несущие в себе элемент неопределенности, а они должны рассказать историю, объяснить, что нарисовано, или найти выход их ситуации.

7. Одним из недостатков метода наблюдения является необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

8. Для изучения когнитивного развития ребенка Пиаже использовал метод продольных и поперечных срезов.

9. Достоинством метода поперечных срезов является то, что он намного проще в организации и требует гораздо меньше затрат – как временных, так и материальных.

10.Недостатком метода продольных(лонгитюдных) срезов является трудоемкость, большие временные затраты .

11.Для повышения надежности вопросников, анкет часто к основному перечню вопросов, добавляют другие вопросы, позволяющие оценить степень искренности людей при ответе на основные вопросы – это «шкала лжи».

12.При помощи данной методики определяется популярность (непопулярность )учащихся, выявляются существующие в классе микрогруппы. Метод социометрии.

13.Основнымиметодамив возрастной психологии считают:

1.Организационные.

1.1.лонгитюдиальный - метод продольных срезов;

1.2.метод поперечных возрастных срезов;

1.3.комплексный.

2.Эмпирические.

2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение). Так работал, в частности, Пиаже.

2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).;

2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.;

2.4.психодиагностический;

2.5.биографический (монографическое описание - разработка Б.Г. Ананьева);

2.6.тесты.

Обрабатывающие.

4.Интерпретационные.

4.1.генетическое описание (в смысле генеза - развития);

4.2.структурное описание (как результат поперечного среза).

14.Экспериментальный метод, основанный на представлении Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития, называется сравнительно-генетический.

15.К какой группе методов можно отнести анализ сочинений учащихся разных классов на тему«Мойдруг»? Метод поперечных срезов.

Контрольная работа по теме

«Возраст. Критерии возраста. Стадиальность психического развития»

1.Биогенетическаятеорияпредполагает,что существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка, что онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез.

2. П.П.Блонский предлагает разделить детство на эпохи на основании критерия дентиции, т. е. появления и смены зубов.

3. «Детское развитие такой сложный процесс, который ни в одной стадии не может быть сколько-нибудь полно определен лишь по одномупризнаку»(Л.С.Выготский).

4.Гезелл представляет динамику детского развития как процесс постепенного замедления роста.

5.По мнению Выготского, нет и не может другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований,которые характеризуют сущность каждого возраста.

6. Выготский считал, что стабильные возрасты изучены значительно полнее ,чем те, которые характеризуются другим типом развития–кризисами(лучше-хуже?)

7. Раньше других был открыт и описан кризис 7 лет.

8. Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста.

9. Первая особенность критических периодов состоит в том, что границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы.

10.«Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основным новообразованием, будем называть центральными линиями развития в данном возрасте»(Л.С.Выготский).

11.«Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной»(Л.С.Выготский).

12.Область несозревших, но созревающих процессов составляет зону ближайшего развития.

13.В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудно воспитуемым в следствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности.

14.Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты в схеме Выготского служат новообразования.

15.Критерием возрастного развития в теории Фрейда является периодизация.

Контрольная работа по теме

«Краткий исторический очерк развития детской психологии.

Ранние теории психического развития»

1. Фундамент этой теории составляет биогенетический закон Геккеля. Применительно к детской психологии, этот закон утверждает, что в процессе индивидуального развития ребенок в сокращенном виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род. При этом С. Холл считал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически и поэтому ни уклониться, ни пропустить какую-то стадию своего развития ребенок не может.

2. Эволюционно-биологический или натуралистский подход в детской психологии, представителем которого является А. Гезелл, ориентирован на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром.

3. Теория конвергенции двух факторов утверждает: психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями.

4. Представители поведенческой теории (бихевиоризма) исходят из предположения, что человек по своей природе ни плох, ни хорош: люди являются лишь реактивными существами, они просто реагируют на воздействия внешней среды.

5. Д.Уотсон сделал законы обусловливания, открытые Павловым, опорной точкой своих исследований.

6. Базисную форму научения принято называть обусловливание

7. Распространение реакции на другие похожие раздражители называется генерализацией раздражителя.

8. Английский философ Дж. Локк считал, что родившийся ребенок подобен tabula rasa и любая черта его личности обусловлена только жизненным опытом.

9. Дж. Локк утверждал, что психика ребенка формируется в процессе жизни, то есть отрицал наличие врожденных идей и даже врожденных предрасположенностей к определенному знанию.

10.Возникновение психологии развития как самостоятельной науки обычно датируют 1882 г. и связывают с именем Вильгельма Прейера

11.В книге В. Прейера «Душа ребенка» дано описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет.

12.Наиболее яркой фигурой психологической школы, известной как бихевиоризм, был И.П.Павлов

13.Книгу «Эмиль, или О воспитании» написал Ж.Руссо. В ней он призывал следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка. Он предположил, что развитие происходит в соответствии с внутренним биологическим расписанием. Дети растут и учатся в основном сами, в соответствии с планом природы.

14.Периодизация психического развития, предложенная Гетчинсоном, и имевшая в качестве критерия способ добывания пищи, была создана на основании теории рекапитуляции

15.Теория В.Штерна получила название теории конвергенции двух факторов, так как в ней учитывалась роль, которую играют в психическом развитии два фактора – наследственность и среда.

Контрольная работа по темам

«Психоанализ о проблеме психического развития ребенка»

И «Теории научения»

1. Последним из традиционных личностных конструктов, выделяемых в психоанализе (Оно, Я, Сверх-Я), формируется Сверх-Я в возрасте 4 лет.

2. Латентная стадия (в психоаналитической теории З.Фрейда) наступает примерно в 5-12 лет.

3. Вставьте пропущенное название стадии психосексуального развития по Фрейду: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

4. Эдипов комплекс характерен для детей, переживающих фаллическую стадию (по Фрейду).

5. Основные компоненты сформулированной Бандурой теории обучения посредством наблюдения: внимание, запоминание, воспроизведение движений и мотивация.

6. Одно из важнейших открытий Скиннера состоит в том, что периодически подкрепляемое поведение, в отличие от постоянно подкрепляемого, «угасает» намного медленнее.

7. Теория Альберта Бандуры называется социально-когнитивная теория

8. Стадия, характеризующаяся временным затуханием интереса к сексуальной стороне жизни, называется латентной стадией

9. Возможные исходы психического развития на первой стадии развития ребенка, по мнению Эриксона – доверие или недоверие

10.Какой стадии развития в периодизации Фрейда соответствует конфликт «инициатива – вина» в периодизации Эриксона? Локомоторно-генитальная

11.Какая задача развития стоит перед младшими школьниками (по Э. Эриксону): идентичность, компетентность, инициативность, автономия (подчеркните правильный ответ).

12.Важнейшей мерой научения, по Скиннеру, является уровень реагирования, то есть частота, с которой повторяются данные действия; когда реакция подкрепляется, эта частота возрастает

13.Негативные подкрепления делают реакции менее вероятными.

14.Фрейд считал, что поведение человека определяется прежде всего биологическими, животными влечениями, главные из которых – сексуальные и агрессивные

15.Наиболее известны работы Бандуры, изучающие формирование социального поведения детей.

Контрольная работа по темам

«Когнитивные теории психического развития»

Наши рекомендации