Деятельность и педагогические взгляды Я. А. Коминского.

В XVII веке в культурной жизни Западной Европы зарождается такой уникальный феномен, как научная педагогика. Творчество создателя научной педагогики Яна Амоса Коменского (1592-1670) пронизано духом гуманизма. Педагогика Я. А. Коменского была нацелена на разрешение острых противоречий, сложившихся в то время в образовательно-воспитательной практике, безнадежно отставшей от реалий Нового времени и не соответствовавшей новым социокультурным условиям Западной Европы. В трудах Я. А. Коменского впервые прозвучали и получили развитие идеи всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Книга Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» была первым в истории учебником, в котором иллюстрации стали обучающим средством. Знакомясь с этим учебником, ребенок получал знания о предметах и явлениях окружающего мира.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодежи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени. Воспитание рассматривалось Коменским как важнейшее средство подготовки человека к деятельной, практической жизни, к познанию реальной жизни. Этот вопрос у него связан с идеей пансофии, которую Коменский определял как всеобщую мудрость, заключающую в себе знание всех вещей, существующих в мире.

Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошкольного воспитания до высшего образования. Он разработал классно-урочную систему обучения, включавшую четыре ступени:
— материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет);
— школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами);
—для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию);
—академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет.
13. Дидактическая система Я. А. Коминского Педагогические труды.

Дидактическая система, изложенная в "Великой дидактике", вошла в золотой фонд классической педагогической литературы. Это не только научно-педагогический произведение, но и оружие в борьбе за нового человека, новое, демократическое общество. Психологической науки тогда еще не было, Коменский действовал на основании собственных наблюдений над детьми, но его рассуждения по педагогического мышления, воли и других психических процессов представляют большой интерес и для современной науки.

Я. А. Коменский требует: учитель должен знать особенности детей, не подходить ко всем одинаково; нужно воспитывать интерес и внимание к обучению, возбуждение внимания к обучению - первейшая забота учителя; сама школа должна быть приятным местом; наибольшее значение в обучении имеют совершенные и рациональные методы обучения, они должны согласовываться с природой ребенка. Я.А.Коменский основательно разработал такие принципы обучения: наглядность, последовательность и систематичность, посильнисть, прочность, сознательное усвоение знаний. Все они приняты и в современной педагогике, даже с сохранением названий. Я. А. Коменский большое внимание уделил определению новых организационных форм обучения. Основной формой обучения он считал классно-урочные занятия. Схоластическая школа не знала такой формы обучения, как урок. Средневековые занятия проходили в одной комнате одновременно со всеми учениками, несмотря на возраст и год обучения. Каждый ученик имел свой урок, который отдельно он отвечал учителю. Обучение в таких условиях было долгим и тяжелым для учеников и для учителей. Трудно переоценить большую историческую заслугу Я. А. Коменского как первого теоретика и практика классно-урочной организации обучения. Современная педагогическая наука эту теорию значительно продвинула вперед, но основа учения Коменского о классно-урочную систему осталась до сих пор. Его советы актуальны: оборудование школы должно отвечать учебным задачам; четкая регламентация времени; НЕ переобтяжування ребенка учебным материалом; точное соответствие домашних заданий том, о чем шла речь на уроке сколько классов, столько и учебных комнат; каждая комната должна иметь кафедру и достаточное количество рядов; серьезным занятием посвящается ежедневно только 4:00 и др. Итак, в дидактической системе великого чешского педагога Я. А. Коменского является значительное количество положений, которые при критическом подходе к ним, с учетом особенностей исторической эпохи, можно использовать в современной украинской школе.



Наши рекомендации