Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.
Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.
Воспитание – целенаправленный, организационный процесс, объект-субъект, в процессе его вырабатывается опыт. Зарождение воспитания происходит на самой ранней ступени общественного развития в племенах HOMOHABILIS 2,5 -1,5 млн. лет назад.
Охота Опыт жизнедеятельности Передача информации
Зачаток воспитания
1, 5 млн. лет назад – 45 тыс. лет назад – усложняется хозяйственная деятельность и опыт социального взаимодействия→усложняется социальный опыт→100 тыс. лет назад период оледенения, который ускорил эволюцию социальных и хозяйственных отношений. Появляются первые формы воспитания: магические танцы и ритуалы. 45 тыс. лет назад -8 тыс. лет назад →появляется семья→семейное воспитание→воспитание по половому признаку→инициация (это посвящение, обряд символизирующий переход юноши или девушки в полноправные члены общины, социальная зрелость). 6-4 тыс. до н.э. формируются предпосылки к возникновению школьного образования.
Воспитание и школа в Древнем Риме.
Римская система образования и формирования личности имела отчетливо выраженный гражданский характер. Целью римской системы воспитания было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком, расчетливым землевладельцем. Возникшие в Древнем Риме в период ранней республики (V в. до н. э) первые начальные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. ЗА счет рабов и отпущенников, которым господа считал ненужным дать образование, росла интелегенция. Д Древнем Риме школы по имущественному признаку и знатности происхождения делились на элементарные и грамматические. Несколько позднее возникли риторские школы. Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г), известный римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении "О воспитании оратора". Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения. В школе основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного классицизма. Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Квинтилиан полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику развития. Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).
Школа и просвещение в Беларуси в период ее вхождения в состав Великого Княжества Литовского и Речи Поспалитой.
ВКЛ стало одним из крупнейших государств Европы, простираясь от Балтийского моря на Западе до Можейска, Калуги, Тулы и т.д. Государственным языком стал белорусский. На этом языке работала канцелярия великого князя, на нем велась переписка с Восточной Европой и частично с Польшей, только с Западной Европой на латинском. Государственный статус белорусского языка был потерян в 1697 г., только в униатской церкви им пользовались вплоть до отмены унии 1839 г. Согласно Люблинской унии (1569 г.) Польша и ВКЛ объединилась в одно государство – РП. Образование и педагогическая мысль активно развивалась во всех направлениях христианства, которые были широко представлены на Белоруси: православие, католицизм, униатство, протестантство. Обучения велись не только на латинском, польском, но и белорусском языке.
Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.
Воспитание – целенаправленный, организационный процесс, объект-субъект, в процессе его вырабатывается опыт. Зарождение воспитания происходит на самой ранней ступени общественного развития в племенах HOMOHABILIS 2,5 -1,5 млн. лет назад.
Охота Опыт жизнедеятельности Передача информации
Зачаток воспитания
1, 5 млн. лет назад – 45 тыс. лет назад – усложняется хозяйственная деятельность и опыт социального взаимодействия→усложняется социальный опыт→100 тыс. лет назад период оледенения, который ускорил эволюцию социальных и хозяйственных отношений. Появляются первые формы воспитания: магические танцы и ритуалы. 45 тыс. лет назад -8 тыс. лет назад →появляется семья→семейное воспитание→воспитание по половому признаку→инициация (это посвящение, обряд символизирующий переход юноши или девушки в полноправные члены общины, социальная зрелость). 6-4 тыс. до н.э. формируются предпосылки к возникновению школьного образования.