Первый этап занятия - организационный.
Пожиленко Е.А.
Сюжетно-тематические занятия в логопедической работе по дифференциации звуков на письме. (Нетрадиционные методы работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
__ Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.
Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.
В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам.
Этой проблемой занимаются такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и другие. Их высказывания сводятся к тому, что использование сюжетно-тематических занятий оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
При проведении логопедических занятий с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи, использовала труды вышеупомянутых педагогов.
Цель моего выступления заключается в том, чтобы показать, что использование сюжетно-тематических занятий оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе детьми.
Наряду с традиционными методиками, авторами которых являются Каше, Чиркина, я использую сказкотерапию в комплексе с релаксацией, психогимнастикой.
Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
В основу этих занятий положен комплексно - тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Если проводить сюжетно-тематические занятия в комплексе с традиционными формами, то это дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе. Тогда все занятия будут ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Основное отличие этой системы от применяемых в практике состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В своей работе я использую разнообразное построение занятий:
в одном случае это занятие-спектакль, где дети - участники спектакля и зрители, в другом они учителя, а в третьем – они ученики.
Такое построение занятий позволяет мне добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия.
Сюжетно-тематическая организация занятий, их разнообразие способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Коррекционную работу я провожу по следующим направлениям:
1.Развитие сенсорных и моторных функций.
2.Развитие мимической мускулатуры.
3. Формирование кинестетической основы артикуляторных движений.
4.Развитие интеллектуальных функций.
5.Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
6.Развитие черт гармоничной и не закомплексованной личности.
Система сюжетных фронтальных занятий по дифференциации звуков на письме отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основу этого метода положены комплексность и игровые приемы, а так же нетрадиционные методы.
В предлагаемой системе занятий реализуется основной принцип специального образования - принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи:
· коррекционное воспитание,
· коррекционное развитие,
· коррекционное обучение.
Ознакомление со звуками я осуществляла в последовательности предлагаемой рекомендациями Г.А.Каше.
Схема построения занятий отличалась от общепринятой следующими моментами:
- в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика.
- в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
- в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
- физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей,
- предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать “что такое хорошо и что такое плохо”, вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.
Структура фронтальных занятий по дифференциации звуков на письме включает обязательные моменты:
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы занятия.
3.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
4.Произношение и написание изучаемых звуков (букв) в слогах и слоговых сочетаниях.
5.Произношение и написание звуков (букв) в словах.
6.Физминутка.
7. Работа над произношением.
8.Произношение и написание звуков (букв) в связной письменной речи.
9. Итог занятия.
Кроме обязательных элементов я ввожу дополнительные: имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Количество и тип, и характер дополнительных элементов определялся задачами каждого конкретного занятия. Их введение, обусловливаю не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых мной на занятии. Они дополняют содержание занятий и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Например, физкультурные паузы, в которых происходит взаимодействие речи и движений, помогают снять напряжение и переключаться при необходимости на следующее задание:
Сообщение темы занятия.
Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно игрушки, плоскостные игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей.
Например, в занятии “Наши друзья - Домовой и домовенок” ( звуки д,д.) тема занятия сообщается следующим образом:
“Вспомните, пожалуйста, птиц, в названии которых есть звуки ц-ч (цапля, чайка).”
В занятии “Поездка в Простоквашино” (звуки р, р) дети разговаривают по телефону с котом Матросскиным, затем я им говорю:
“Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки р,р.”
В занятии на тему “Три поросенка” (звуки н,н) сообщение темы звучит так:
“Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки н, н.”
Таким образом, на проводимых мною занятиях прослеживается использование сказкотерапии, игровой формы сообщения темы занятия. Это пробуждает интерес к занятию, и направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.
Физкультминутка.
Тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия.
Основные задачи физминутки:
· снять усталость и напряжение;
· внести эмоциональный заряд;
· совершенствовать общую моторику;
· выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Тому же служат упражнения и имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Вот почему я предлагаю детям разные формы проведения физминуток: это может быть подвижная игра, имитация трудовых действий, произношение придуманных чистоговорок, которые тоже сопровождаются действием. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Так в занятии “У нас в гостях гномы Гога и Гена” слово “грач” является начальным в стихотворении, которое читается хором с синхронной имитацией движений по смыслу. Физкультминутку я провожу и в форме психофизической гимнастики. Дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчелы и другие.)
Физминутку, связанную с темой занятия, я провожу под музыку.
Так, например, в занятии “Лесная школа” звучит песня “Чему учат в школе”, в занятии “Поездка в цирк” физминутка сопровождается песней “Цирк, цирк, цирк”; в занятии “Домашние животные дети сами исполняют песню “Кошечка”.
Работа над предложением.
Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над предложениями, над заданиями по словосочетаниям.
Так, в занятиях “Полет в космос” ( звуки с, с), “Путешествие в Голубую страну” (звук л) дети упражняются в правильном согласовании прилагательных с существительными (абрикосовые сады, сосновый лес, березовая роща, голубое платье и так далее.)
В занятии “Путешествие на воздушном шаре” (звуки с, ш, з, ж) предусмотрено задание на образование относительных прилагательных и их согласование с существительными (кожаная сумка, хрустальная ваза, шелковая косынка).
Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений. На данном этапе занятий я использую следующие упражнения:
- установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
- актуализация накопленного словаря;
- формирование связности и четкости высказываний;
- работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;
- анализ и синтез словесного состава предложения.
Приемы работы над предложением я применяю разнообразные, но в любом случае учитываю, что задания должны соответствовать основному правилу - от простого к сложному.
На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаю задания на восстановление деформированного текста предложения.
Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых детей прошу составить предложения из набора слов, а так же задания, в которых “в нескладушки-неладушки” и “небывальщины”. Дети исправляют смысловые ошибки, намеренно допущенные мною.
Параллельно с усвоением лексико- синтаксических отношений между членами предложений веду работу по анализу и синтезу словесного состава предложения.
Итог занятия.
На заключительной стадии занятия подводятся итоги, то есть определяется его результативность. Естественно, она не проводится в форме “Это хорошо, а это плохо”. Скорее, здесь должна присутствовать положительная эмоциональная оценка типа: “Спасибо дети вы меня порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами. Жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться”. Обязательное условие- передача положительных эмоций.
При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получится.
Стараюсь узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: “Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз?” и т.д. Ответы помогут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.
Итог занятия может быть предложен в игровой форме. Например, в занятии “Клад кота Леопольда” ( звуки л,л) предусмотрен сюрприз – дети находят шоколад, угощаются сами и угощают меня.
А в занятии “Полет на звездолете” (звуки з,з) изучаемый звук з оказался в словах “изюм”, “зефир”, которым дети угостили “звездных детей” и друг друга.
В заключительном этапе занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.
Но главное, о чем необходимо помнить,- занятие от начала и до конца должно быть добрым!
Пожиленко Е.А.
Сюжетно-тематические занятия в логопедической работе по дифференциации звуков на письме. (Нетрадиционные методы работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
__ Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.
Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.
В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам.
Этой проблемой занимаются такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и другие. Их высказывания сводятся к тому, что использование сюжетно-тематических занятий оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
При проведении логопедических занятий с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи, использовала труды вышеупомянутых педагогов.
Цель моего выступления заключается в том, чтобы показать, что использование сюжетно-тематических занятий оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе детьми.
Наряду с традиционными методиками, авторами которых являются Каше, Чиркина, я использую сказкотерапию в комплексе с релаксацией, психогимнастикой.
Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
В основу этих занятий положен комплексно - тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Если проводить сюжетно-тематические занятия в комплексе с традиционными формами, то это дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе. Тогда все занятия будут ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Основное отличие этой системы от применяемых в практике состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В своей работе я использую разнообразное построение занятий:
в одном случае это занятие-спектакль, где дети - участники спектакля и зрители, в другом они учителя, а в третьем – они ученики.
Такое построение занятий позволяет мне добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия.
Сюжетно-тематическая организация занятий, их разнообразие способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Коррекционную работу я провожу по следующим направлениям:
1.Развитие сенсорных и моторных функций.
2.Развитие мимической мускулатуры.
3. Формирование кинестетической основы артикуляторных движений.
4.Развитие интеллектуальных функций.
5.Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
6.Развитие черт гармоничной и не закомплексованной личности.
Система сюжетных фронтальных занятий по дифференциации звуков на письме отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основу этого метода положены комплексность и игровые приемы, а так же нетрадиционные методы.
В предлагаемой системе занятий реализуется основной принцип специального образования - принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи:
· коррекционное воспитание,
· коррекционное развитие,
· коррекционное обучение.
Ознакомление со звуками я осуществляла в последовательности предлагаемой рекомендациями Г.А.Каше.
Схема построения занятий отличалась от общепринятой следующими моментами:
- в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика.
- в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
- в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
- физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей,
- предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать “что такое хорошо и что такое плохо”, вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.
Структура фронтальных занятий по дифференциации звуков на письме включает обязательные моменты:
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы занятия.
3.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
4.Произношение и написание изучаемых звуков (букв) в слогах и слоговых сочетаниях.
5.Произношение и написание звуков (букв) в словах.
6.Физминутка.
7. Работа над произношением.
8.Произношение и написание звуков (букв) в связной письменной речи.
9. Итог занятия.
Кроме обязательных элементов я ввожу дополнительные: имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Количество и тип, и характер дополнительных элементов определялся задачами каждого конкретного занятия. Их введение, обусловливаю не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых мной на занятии. Они дополняют содержание занятий и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Например, физкультурные паузы, в которых происходит взаимодействие речи и движений, помогают снять напряжение и переключаться при необходимости на следующее задание:
Первый этап занятия - организационный.
Его цель- введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к произношению новых звуков,а так же коррекция психофизических функций. Основная же задача логопеда - включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся мною в разных вариантах, но в любом случае я включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
Например, занятие на основе сказки “Гуси-лебеди” (звуки ц-ч) начинается с просьбы вспомнить сказку Гуси-лебеди и представить, что мы оказались в этой сказке (звучит мелодия из сказки, дети закрывают глаза). Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
В других вариантах я использую психогимнастику.
Это можно рассмотреть на примере занятия “У нас в гостях гномы Гена и Гога
(звуки г, г.)”
“Дети вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (с гномами). Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?” (Дети изображают ворчливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов.) Я заметила, что мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Элементы психофизической гимнастики использую в оргмоменте - дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло берут после своих неудавшихся проделок.
Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку и так далее. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего “я”, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
Сообщение темы занятия.
Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно игрушки, плоскостные игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей.
Например, в занятии “Наши друзья - Домовой и домовенок” ( звуки д,д.) тема занятия сообщается следующим образом:
“Вспомните, пожалуйста, птиц, в названии которых есть звуки ц-ч (цапля, чайка).”
В занятии “Поездка в Простоквашино” (звуки р, р) дети разговаривают по телефону с котом Матросскиным, затем я им говорю:
“Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки р,р.”
В занятии на тему “Три поросенка” (звуки н,н) сообщение темы звучит так:
“Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки н, н.”
Таким образом, на проводимых мною занятиях прослеживается использование сказкотерапии, игровой формы сообщения темы занятия. Это пробуждает интерес к занятию, и направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.