Тема 7.Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания
Сущность процесса обучения, явления научения и свойства обучаемости, психологические условия, обеспечивающие успешность профессионального обучения.
Особенности учебно-профессиональной деятельности.
Формирование профессиональных навыков и умений. Генерализация и перенос навыков и умений. Особенности формирования умственных действий и интеллектуальных операций учащихся. Дифференцированный подход к обучению учащихся в зависимости от уровня их обученности, обучаемости и специальности, индивидуальные маршруты профессионального обучения.
Психология социально-профессионального воспитания
Особенности социально-экономической ситуации и проблемы воспитания. Цели и задачи воспитания в современных условиях. Психологическое сопровождение социально-профессионального становления личности. Влияние профессиональных групп и коллективов на становление личности. Психотехнологии воспитания социально и метапрофессиональных качеств: корпоративности, социальной ответственности, надежности, работоспособности, коммуникативности. Формирование положительного отношения к труду и профессиональному сообществу. Личностный смысл профессионального труда.
Тема 8. Психологические особенности последипломного образования
Психологическая детерминация последипломного образования. Личностно ориентированное последипломное образование. Аттестация как фактор стимулирования последипломного образования. Развивающая диагностика и технологии профессионального развития специалистов. Коррекция развития профессиональных деструкции специалистов. Технологии профессионального самосохранения личности.
Тема 9.Педагог как субъект профессионального развития
Психологическая структура профессионально-педагогической деятельности. Функции и содержание профессионально-педагогической деятельности.
Формирование профессионального опыта, ключевых квалификаций и компетенций. Социально и профессионально важные качества. Профессиональные деформации педагогов и психотехнологии их преодоления. Повышение педагогического мастерства. Психологические особенности личности педагога профессиональной школы.
Профессионально-педагогическое общение. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое и личностно ориентированное. Педагогическая рефлексия. Стили общения. Технологии фасилитационного общения.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции,практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа.
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга,иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Примерные темы практических занятий:
«Психология профессионального образования как отрасль прикладной психологии»
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Задание 1.На основе ознакомления с научными и практическими особенностями психологии профессионального образования и их обсуждения на занятии, студенты самостоятельно заполняют таблицы
Проблемное поле психологии профессионального образованияна разных стадиях профессионального становления личности
Стадии профессионального становления | Психологически обусловленные образовательные проблемы |
Оптация | |
Профессиональная подготовка | |
Профессиональная адаптация | |
Профессионализация | |
Профессиональное мастерство |
Особенности психологии профессионального образования
Системо-образующие факторы | Психология профобразования как наука | Психология профобразования как учебная дисциплина |
Цель | ||
Объект | ||
Предмет | ||
Методы | ||
Задачи |
Занятие 2. «Методы исследования психологии профобразования»
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какие методы психологии профессионального образования относятся к группе праксиметрических методов?
2. Какой метод предполагает многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых в процессе их развития?
3. Какие методы могут быть использованы для изучения содержания профессиональной деятельности?
Занятие 3. «Психологические основы периодизации и становления личности»
Порядок работы
В рамках внеаудиторной подготовки обучаемым предлагается ознакомиться с отечественными концепциями профессионального становления. Студенты самостоятельно заполняют таблицу. Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинаре.
Таблица
Характеристика отечественных концепций профессионального развития
Автор | Критерии выделения стадий профессионального становления | Содержание профессионального развития на каждой стадии |
Климов Е.А. | ||
Зеер Э.Ф. | ||
Маркова А.К. | ||
Митина Л.М. | ||
Фонарёв А.Р. |