Тема 7.Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания

Сущность процесса обучения, явления научения и свойства обучаемости, психологические условия, обеспечивающие успешность профессионального обучения.

Особенности учебно-профессиональной деятельности.

Формирование профессиональных навыков и умений. Генерализация и перенос навыков и умений. Особенности формирования умственных действий и интеллектуальных операций учащихся. Дифференцированный подход к обучению учащихся в зависимости от уровня их обученности, обучаемости и специальности, индивидуальные маршруты профессионального обучения.

Психология социально-профессионального воспитания

Особенности социально-экономической ситуации и проблемы воспитания. Цели и задачи воспитания в современных условиях. Психологическое сопровождение социально-профессионального становления личности. Влияние профессиональных групп и коллективов на становление личности. Психотехнологии воспитания социально и метапрофессиональных качеств: корпоративности, социальной ответственности, надежности, работоспособности, коммуникативности. Формирование положительного отношения к труду и профессиональному сообществу. Личностный смысл профессионального труда.

Тема 8. Психологические особенности последипломного образования

Психологическая детерминация последипломного образования. Личностно ориентированное последипломное образование. Аттестация как фактор стимулирования последипломного образования. Развивающая диагностика и технологии профессионального развития специалистов. Коррекция развития профессиональных деструкции специалистов. Технологии профессионального самосохранения личности.

Тема 9.Педагог как субъект профессионального развития

Психологическая структура профессионально-педагогической деятельности. Функции и содержание профессионально-педагогической деятельности.

Формирование профессионального опыта, ключевых квалификаций и компетенций. Социально и профессионально важные качества. Профессиональные деформации педагогов и психотехнологии их преодоления. Повышение педагогического мастерства. Психологические особенности личности педагога профессиональной школы.

Профессионально-педагогическое общение. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое и личностно ориентированное. Педагогическая рефлексия. Стили общения. Технологии фасилитационного общения.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции,практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга,иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Примерные темы практических занятий:

«Психология профессионального образования как отрасль прикладной психологии»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Задание 1.На основе ознакомления с научными и практическими особенностями психологии профессионального образования и их обсуждения на занятии, студенты самостоятельно заполняют таблицы

Проблемное поле психологии профессионального образованияна разных стадиях профессионального становления личности

Стадии профессионального становления Психологически обусловленные образовательные проблемы
Оптация  
Профессиональная подготовка  
Профессиональная адаптация  
Профессионализация  
Профессиональное мастерство  

Особенности психологии профессионального образования

Системо-образующие факторы Психология профобразования как наука Психология профобразования как учебная дисциплина
Цель    
Объект    
Предмет    
Методы    
Задачи    


Занятие 2. «Методы исследования психологии профобразования»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие методы психологии профессионального образования относятся к группе праксиметрических методов?

2. Какой метод предполагает многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых в процессе их развития?

3. Какие методы могут быть использованы для изучения содержания профессиональной деятельности?

Занятие 3. «Психологические основы периодизации и становления личности»

Порядок работы

В рамках внеаудиторной подготовки обучаемым предлагается ознакомиться с отечественными концепциями профессионального становления. Студенты самостоятельно заполняют таблицу. Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинаре.

Таблица

Характеристика отечественных концепций профессионального развития

Автор Критерии выделения стадий профессионального становления Содержание профессионального развития на каждой стадии
Климов Е.А.    
Зеер Э.Ф.    
Маркова А.К.    
Митина Л.М.    
Фонарёв А.Р.    

Наши рекомендации