Практическое занятие по активному слушанию
Проигрывая предложенные ниже ситуации, разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проигрывать два раза: в первом случае один студент из пары берет на себя роль воспитателя, а другой - ребенка. Во втором случае студенты меняются ролями: студент, бывший воспитателем, становится ребенком, и наоборот.
Задание 1
В обоих случаях студент, играющий роль воспитателя, отвечает ребенку как невнимательный слушатель.
Инструкция «воспитателю». Представьте себе, что вы в группе чем-то заняты. К вам походит ребенок и говорит одну из следующих фраз:
1. «А Вася отобрал у меня паровозик!»
2. «Они не принимают меня играть!»
3.«А вот я нарисовал!»
4. «А маму вчера отвезли в больницу».
5. (Придумайте или вспомните сами типичную проблему, с которой ребенок может обратиться к воспитателю.)
Вы должны ответить ребенку как невнимательный слушатель.
Инструкция «ребенку». Представьте себе, что вы ребенок определенного возраста (от 3 до 7 лет). У вас возникла одна из проблем, которые перечислены выше. Вы подходите к воспитателю и говорите одну из приведенных выше фраз.
Ситуация продолжается 1-2 мин. После окончания ситуации студент, игравший роль ребенка, рассказывает своему напарнику, что он почувствовал, услышав ответ воспитателя. После обсуждения, которое длится 2-3 мин, студенты меняются ролями и выбирают другую проблему из предложенных выше.
Задание 2
В обоих случаях студент, играющий роль воспитателя, отвечает ребенку как внимательный слушатель.
Инструкция «воспитателю». Ситуация такая же, что в задании 1, однако вы отвечаете ребенку как внимательный слушатель.
Инструкция «ребенку». Ситуация такая же, что в задании 1, однако для проигрывания ситуации 2 выберите другую проблему из предложенного списка, чем та, которую вы обсуждали в задании 1.
После окончания ситуации происходит обсуждение, затем участники меняются ролями.
Литература
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
Выготский Л. С. Проблемы психического развития ребенка // Хрестоматия по психологии. - М., 1977.
Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М, 1992.
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.
Леонтьев A.H. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики.-М., 1981.
Обухова Л. Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995.
Смирнова Е. О. Пути формирования произвольного поведения // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 10.
Раздел V СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Глава 21 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
1. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации
Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития.
Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.
Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996 г.). В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:
1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.
3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
4. Иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).
5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается).
6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.
2. Понятие системы образования
Подготовка подрастающего поколения к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания, немыслимы без соответствующей образовательной системы.
Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, действовавшие при монастырях, храмах и церквях. Они спонтанно (самопроизвольно) возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин в то время не было.
С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г.
С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты. Они определяли содержание тех образовательных программ, которые реализовывались в образовательных учреждениях. Государственные образовательные стандарты наряду с органами управления начали регламентировать деятельность учреждении образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом - образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.
Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих;
- государственных образовательных стандартов образовательных программ;
- сети образовательных учреждений;
- органов управления образованием.
Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении.
Образовательная программа любого образовательного учреждения состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Он устанавливается государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России.
Вторая часть образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. К примеру, для учащихся, обучающихся в школах Москвы, введен специальный курс под названием «Москвоведение». Этот предмет необязателен для школ других регионов (Татарстан, Чувашия и др.), а преподается только в столице и является частью регионального компонента.
Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.
Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:
- дошкольного образования;
- начального общего образования (I-IV классы);
- основного общего образования (V-IX классы);
- среднего (полного) общего образования (X-XI классы).
Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- послевузовского профессионального образования.
Для всех представленных выше основных образовательных программ (и общеобразовательных, и профессиональных) государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания.
Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества и т.д.).
Образовательные учреждения. Прямыми задачами образовательного учреждения являются обучение и воспитание учащихся.
К числу образовательных учреждений относятся детские сады. Для них главной задачей является обеспечение содержания и воспитания. Если в школе главной задачей выступает обучение, то в детском саду основная задача - воспитание.
Таким образом, образовательным учреждением можно назвать только то учреждение, которое решает эти две задачи одновременно. Поэтому образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
В связи с тем что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1. Дошкольные.
2. Общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования).
3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования).
4. Дополнительного образования (детей, взрослых).
5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии.
6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа). Сегодня, выбирая для своего ребенка школу, родители часто сталкиваются с проблемой, куда его отдать учиться: в гимназию, лицей, а может, в колледж? Все эти многообещающие названия обозначают вид общеобразовательного учреждения. Поступая в учебное заведение среднего профессионального образования, мы можем оказаться перед аналогичным выбором. Куда лучше поступать - в педучилище или в педколледж?
В Москве кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы) официально утверждены еще три вида общеобразовательных учреждений (распоряжение премьера Правительства Москвы от 19 февраля 1996 г. № 151-РП). К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.
Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V-XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков.
Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.
Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.
Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы «детский сад -школа» и др.
Органы управления образованием. Все мы знаем, что Российская Федерация состоит из различных субъектов Федерации (Чувашия, Татарстан и др.), и поэтому управление всей хозяйственной деятельностью в стране осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и на уровне конкретного субъекта Федерации. Кроме того, управление на местах - в городе, районе - осуществляется органами местного управления (третий уровень).
Подобно этой хозяйственной системе управления построено и управление образованием. Оно включает в себя органы управления трех уровней.
Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).
Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации (Министерство образования Чувашии, Департамент образования г. Москвы, Министерство образования Ростовской области и т. д.).
К третьему, местному, уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).
К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие:
1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
2) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования (в том числе Федеральной программы развития образования);
3) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
4) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;
5) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
6) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
7) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:
1) формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;
2) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;
3) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
4) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
5) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т.д.
3. Формы получения образования
Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы допускается:
1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
2) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый - преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и очно-заочном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).
При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях ребенка и на нем самом.
Первая и вторая формы получения образования принципиально различны. Однако Закон Российской Федерации «Об образовании» разрешает сочетание этих различных форм. Следовательно, любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов.
Контрольные вопросы
1. Что объединяет система образования? Какой элемент в системе появился последним и с чем это связано?
2. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?
3. Что такое образовательные программы? Какие существуют образовательные программы?
4. Из каких элементов состоят образовательные программы?
5. В каком случае учреждение можно назвать образовательным?
6. Какие существуют типы образовательных учреждений?
7. Какие существуют виды образовательных учреждений?
8. По какому принципу построено управление образованием?
9. Какие вопросы относятся к ведению органов управления федерального и местного уровней?
10. Какие существуют формы получения образования?
Литература
Днепров Э.Д. Пересмотр Закона РФ «Об образовании»: опасности и необходимость. - М., 1995.
Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.
О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.
Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.
Глава 22 ИННОВАЦИИ И РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В 80-90-х ГОДАХ
Изменения как постоянный процесс. Если внимательно взглянуть на развитие человека и всего человеческого общества в целом, можно увидеть, что идут два процесса. Первый - это развитие человека как существа, т.е. открытие им новых знаний, освоение неизвестных ранее умений, накопление опыта поведения. Второй -развитие всего общества в целом - принятие новых, более демократичных и человечных ценностей, норм, установление более гуманных отношений, повышение материального уровня. Таким образом, можно сказать, что каждое последующее общество совершеннее предыдущего.
Общество не является чем-то постоянным и неизменным, оно представляет собой единый организм, способный к преобразованию и находящийся в постоянном процессе преобразования. Каждое изменение в обществе есть продукт совместного труда его членов, который складывается частично из результата сотрудничества современников, а частично из результатов труда предшественников. Поэтому всегда существует связь между предыдущими и сегодняшними изменениями.
Изменения характерны не только для нашего времени, нашего общества и нашей жизни - они отражают одно из основных свойств природы вообще, являясь отражением и выражением вечного человеческого беспокойства, борьбы человека за лучшую жизнь, постоянного поиска чего-то нового, лучшего. Однако надо отметить, что, если в недавнем прошлом такие изменения происходили очень медленно, то сегодня скорость и количество их увеличиваются. С развитием науки и техники растет число областей, в которых возможны эти изменения. Высокий уровень технологий позволяет совершать любые изменения довольно быстро. Скорость проведения, внедрения изменений является весьма красноречивым показателем и поэтому его часто используют для характеристики уровня развития общества.
Значение изменений для развития общества. Опыт многих стран показывает, что вложения в инновации многократно окупаются, так как приживаются в основном наиболее жизнеспособные и исключительно рентабельные варианты. Во многих странах сегодня уровень благосостояния все больше измеряется количеством инноваций и степенью их применения. Поэтому если раньше общества и системы образования и воспитания могли довольствоваться новшествами, носителями которых были одиночки-энтузиасты, то сегодня нововведения требуют организованного, планомерного, массового и общественного, а не частного к ним отношения. О новшествах начинают беспокоиться экономические структуры, государство, все общество.
Для образования внедрение инноваций также является основным путем повышения эффективности, а поэтому буквально все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств.
Все это требует, чтобы инновационная деятельность во всех областях труда велась во взаимосвязи с общественным развитием и всегда носила организованный и плановый характер.
Взаимосвязь нововведений в обществе и образовании. Образование как общественная функция отражает изменения в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы образования есть следствие или результат определенного уровня развития общества. Однако есть и обратная связь. Сама система образования оказывает влияние на общество и на его развитие. Она может ускорять или тормозить развитие общества. И в этом смысле изменения в образовании являются не только следствием, но и необходимым условием дальнейшего общественного развития.
Исследования показывают, что без профессионально подготовленных и образованных кадров нет общественно-экономического прогресса.
Преобразования в обществе и образовании находятся во взаимодействии. Изменения в общественном развитии определяют изменения в образовании и, наоборот, изменения в образовании создают предпосылки для новых изменений в общественном развитии. Поэтому в развитии образования в различных странах встречаются как идентичные, или сходные, тенденции, так и очень большие различия.
Когда речь идет о связи изменений в обществе и изменений в системе образования, следует подчеркнуть, что здесь существуют две точки зрения. Одни считают, что в первую очередь необходимо совершенствовать изменения в общественных отношениях, улучшать экономическое положение образовательных учреждений. При этом изменения в педагогической технологии ими считается второстепенной задачей. Они полагают, что реформа не требует никаких радикальных изменений в педагогическом мастерстве, методиках, содержании образования.
Другие, наоборот, во внутренней перестройке системы образования видят только движение, способное усовершенствовать лишь систему образования. Они полагают, что школьные реформы способны осуществить незначительные изменения в организации, в методах, средствах и формах образовательной и воспитательной работы.
Если первые реформу в системе образования считают задачей общества, то вторые относятся к ней как к делу работников просвещения. Это значит, что и те и другие не видят или не хотят видеть взаимосвязанности реформы образования с другими видами общественной деятельности и соответственно всего общества. Эти две области не только связаны между собой, но они активно взаимодействуют друг с другом и обусловливают взаимное развитие.
Не все инновации в образовании являются следствием только изменений в общественных отношениях или в сфере экономики и финансов. Конечно, часть педагогических инноваций становится реальностью только при определенных общественных отношениях. К примеру, основным условием развития процесса гуманизации образования стали политические преобразования в обществе и изменение экономических механизмов функционирования общества. Однако основная масса чисто педагогического инструментария образовательного процесса формируется работниками образовательной сферы. Эта как бы внутренняя, чисто педагогическая, часть изменении наращивается на базе тех социальных условий, экономических и политических структур, которые создало себе общество.
Взаимосвязь общественных и педагогических структур и изменений очевидна. Поэтому не следует думать, что существует внешняя (общественная) и внутренняя (педагогическая) реформы в образовании, хотя и существует такая точка зрения. Некоторые полагают, что первая осуществляется извне или сверху, государством, а вторая, внутренняя, самими работниками просвещения. Первая реформа якобы является делом общества и оно ответственно за нее, а вторая реформа - якобы дело самого образования и за нее может «отвечать» только образование. Считается даже, что в педагогическую реформу общество не имеет права вмешиваться, так как эти преобразования являются специфичным и внутренним делом специалистов. Якобы только они могут и призваны реализовывать такую реформу. Данная точка зрения ведет к дезориентации и несогласованности в реформаторских мероприятиях, вызывая большое число трудностей и негативных последствий.
Как это ни странно, но именно те, кто не понимает потребности в синхронизации процессов реформы образования и общества, ратуя только за педагогическую реформу, в то же время и оказываются самыми ярыми критиками этой реформы. Нарекания вызывает прежде всего малозначимость перемен: реформа ради реформы, реформа ради моды, которая, в сущности, ничего не меняет и вносит лишь коррекцию того, что было пропущено предыдущими реформами, и т.п. Однако и в самом деле это может произойти, если педагогическая реформа будет сведена к известным педагогическим исправлениям, если она будет осуществляться отдельно, как особая реформа, несинхронно и независимо от общественной реформы.
При реальном реформировании эти два процесса сливаются в единый общественно-педагогический процесс, который реализуется общими усилиями всех общественных и педагогических организаций. Без такого понимания сегодняшних преобразований в области образования нельзя ожидать эффективных результатов.
Жизнь нас учит, что человек, живя в обществе, не может развиваться автоматически, сам по себе, отдельно от общества. Точно так же и общество не будет развиваться, если сознательно и целенаправленно оно не реформирует свою жизнь, если изменения не носят организованный характер.
Нововведения в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. Сам факт того, что образовательная деятельность представляет особый интерес для общества, для детей, говорит о том, что в новшествах в этой области заинтересовано и общество.
Впрочем, новшества в образовании имеют ту же цель, что и новшества в обществе, - они должны способствовать развитию и прогрессу. Так же как и в других сферах деятельности, инновации в образований носят массовый характер.
Известно, что демократизация представляет собой существенную характеристику и одновременно весьма эффективное средство преобразования нашего общества. Она оказывает влияние на образовательную систему как на одну из подсистем общественной системы. Развитие демократических процессов в обществе постоянно заставляет проводить переоценки в образовательной системе, ее целях и задачах. Иначе говоря, изменения в обществе требуют соответствующих перемен в образовании. Новые, более гуманные отношения в разных сферах общественной жизни и труда требуют создания таких же отношений и в образовании.
Апробация и внедрение новых форм и методов работы с учениками представляют собой постоянную потребность нашей школы. Ввиду того что процессы демократизации и гуманизации образования мы понимаем как постоянно идущие, развивающие общество процессы, вытекает и требование не относиться к инновациям как к некоторой мимолетной потребности и краткосрочному явлению. Разработку, апробацию и внедрение инноваций в системе образования следует рассматривать как непрерывный процесс, как компонент повседневной образовательной деятельности.
Само построение системы образования для общества, для его сохранения на существующем уровне и для его дальнейшего развития подразумевает, что корни системы залегают в основе, в природе, в сущности нашего общества. Именно поэтому каждое серьезное изменение в структуре общества влечет за собой и изменение в системе образования. Таким образом, система образования должна шагать в ногу с другими сферами общественной деятельности. Однако при этом необходимо отметить, что очень трудно провести четкую границу между плановыми и спонтанными новшествами или между теми, которые проводятся сверху, и теми, которые появляются изнутри самого образования.
Инновации как в обществе, так и в образовании одновременно являются и результатом, и самым эффективным средством преобразования общества и образования.
Такое положение неминуемо ведет к новшествам в содержании и прежде всего в методах, формах и организации образовательно-воспитательной работы, а также в отношениях «преподаватель - ученик».
Значение образования в современном мире. Общим для всех стран является все более выраженная роль человеческого фактора, в связи с чем образование начинает рассматриваться в качестве национальной задачи. Даже в странах с самыми децентрализованными системами образования и воспитания заботу о развитии образования, его финансировании, вводимых в него новшествах берет на себя государство. Образование все больше рассматривается как один из существенных факторов эффективного общественного развития. Уровень развития производства, безусловно, влияет на продуктивность и создает предварительные конкретные материальные условия. Однако какой будет реальная производительность, в большой степени зависит от работника, так как он непосредственно имеет дело со средствами и предметами труда в процессе производства.
Совершенно очевидно, что развитие науки и образования обеспечивает быстрый технический прогресс страны. Технический прогресс, в свою очередь, ведет к повышению производительности труда, которая обеспечивает более высокий общественный и индивидуальный уровень жизни. Поэтому изменения в других сферах общественного труда ставят требование совершенствования и перед деятельностью в сфере образования. Таким образом, уровень образования является косвенным показателем уровня развития общества, а совершенствование системы образования косвенным путем способствует и повышению общего уровня жизни.
Иначе говоря, образование следует понимать как основу для развития всех других сфер общественной жизни.
Вот почему инвестиции в образование и науку все больше рассматриваются обществом не просто как экономические инвестиции, а начинают включаться в самые важные национальные инвестиции.
Влияние уровня образования членов общества на процесс развития общества не ограничивается только экономическими последствиями. Образованность имеет многоаспектное воздействие и представляет собой основной фактор развития человека, а следовательно, и общества как суммы входящих в него людей. Она влияет на формирование сознания, навыков, обычаев и традиций людей, а в рамках общества - на общение между ними, формы государственного управления. Степень и структура образования влияют и на жизненный уровень человека, условия его семейной жизни. Возможности экономического прогресса любого человека в значительной степени зависят от степени его образования - чем выше образование, тем больше возможностей для восхождения на верх общественной пирамиды.
Таким образом, степень и качество образования непосредственно влияют не только на совокупные производственные результаты, но и на возможность реализации внутреннего потенциала отдельного человека, на его доход, использование культурных ценностей и т.д.
Какое образование необходимо? Быстрые изменения в технологии производства и других областях деятельности человека требуют постоянного наблюдения за техническим прогрессом. Это значит, что образование в школе не может претендовать на окончательную подготовку к работе. Быстрое увеличение объема знаний означает быстрое устаревание полученных знаний. Поэтому от каждого человека и всего общества требуется понимание необходимости постоянного процесса обучения как главной задачи современной жизни.
Кроме того, в современных условиях даже не все профессиональное образование обеспечивает подготовку человека на всю жизнь. Узкопрофессиональное образование больше не является достаточной подготовкой к работе. Для работы в любой сфере необходим определенный уровень общей культуры, фундаментальная подготовка в ряде наук, хорошая ориентация в сфере человеческих отношений. Все это способна дать только фундаментальная подготовка.
Общество, которое всегда учится, имеет больший потенциал для развития. Это значит, что образование сегодня не может быть целью, задачей и привилегией только части общества - молодого поколения, а является условием достижения успеха в жизни для каждого отдельного человека. Образование превращается в пожизненный процесс, оно становится непрерывным. Таким образом, образование приобретает новое качество, новую структуру, новые, несколько иные функцию и характер. Непрерывное образование, в сущности, означает новый подход, новую идею, новую философию, новый взгляд на образование.
Необходимость постоянного процесса образования, которое сейчас называют непрерывным образованием, заставляет развивать в системе образования не только учебные заведения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Непрерывное образование предполагает и развитие широкой системы образовательных учреждений, усовершенствования и переквалификации уже имеющих образование и работающих людей.
Нововведения и педагогические инновации в образовании. Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или ма<