Практическое занятие по активному слушанию

Проигрывая предложенные ниже ситуации, разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проигрывать два раза: в первом случае один сту­дент из пары берет на себя роль воспитателя, а другой - ребенка. Во втором случае студенты меняются ролями: студент, бывший воспитателем, становит­ся ребенком, и наоборот.

Задание 1

В обоих случаях студент, играющий роль воспитателя, отвечает ребенку как невнимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю». Представьте себе, что вы в группе чем-то заняты. К вам походит ребенок и говорит одну из следующих фраз:

1. «А Вася отобрал у меня паровозик!»

2. «Они не принимают меня играть!»

3.«А вот я нарисовал!»

4. «А маму вчера отвезли в больницу».

5. (Придумайте или вспомните сами типичную проблему, с которой ребе­нок может обратиться к воспитателю.)

Вы должны ответить ребенку как невнимательный слушатель.

Инструкция «ребенку». Представьте себе, что вы ребенок определенного возраста (от 3 до 7 лет). У вас возникла одна из проблем, которые перечислены выше. Вы подходите к воспитателю и говорите одну из приведенных выше фраз.

Ситуация продолжается 1-2 мин. После окончания ситуации студент, иг­равший роль ребенка, рассказывает своему напарнику, что он почувствовал, услышав ответ воспитателя. После обсуждения, которое длится 2-3 мин, сту­денты меняются ролями и выбирают другую проблему из предложенных выше.

Задание 2

В обоих случаях студент, играющий роль воспитателя, отвечает ребенку как внимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю». Ситуация такая же, что в задании 1, однако вы отвечаете ребенку как внимательный слушатель.

Инструкция «ребенку». Ситуация такая же, что в задании 1, однако для проигрывания ситуации 2 выберите другую проблему из предложенного спи­ска, чем та, которую вы обсуждали в задании 1.

После окончания ситуации происходит обсуждение, затем участники ме­няются ролями.

Литература

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

Выготский Л. С. Проблемы психического развития ребенка // Хрестоматия по психологии. - М., 1977.

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М, 1992.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.

Леонтьев A.H. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики.-М., 1981.

Обухова Л. Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995.

Смирнова Е. О. Пути формирования произвольного поведения // Дошко­льное воспитание. - 1988. - № 10.

Раздел V СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Глава 21 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации

Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функцио­нирования и направления (перспективы) развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы госу­дарственной политики. Именно они регламентируют деятель­ность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные про­граммы строятся с учетом этих принципов.

Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996 г.). В соответствии с этим законом госу­дарственная политика основывается на принципах, утверждаю­щих, что система образования должна:

1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечело­веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного раз­вития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Поддерживать единое культурное и образовательное про­странство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но за­щищать и развивать национальные культуры, региональные куль­турные традиции и особенности.

3. Создавать условия для общедоступности образования, при­способления системы образования к уровням и особенностям раз­вития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государ­ственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).

5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внима­тельно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управле­ния образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и рели­гиозных движений и организаций не допускается).

6. Носить демократический, государственно-общественный ха­рактер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.

2. Понятие системы образования

Подготовка подрастающего поколения к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспи­тания, немыслимы без соответствующей образовательной системы.

Сама система формировалась постепенно. Вначале она включа­ла только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, действовавшие при монастырях, храмах и церк­вях. Они спонтанно (самопроизвольно) возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподава­телей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представ­ляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин в то время не было.

С укреплением государственности власти попытались взять дей­ствующие школы под свой контроль. Для этого были созданы спе­циальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образо­вания стала включать в себя уже два вида учреждений: образова­тельные учреждения и органы управления образовательными учре­ждениями. В таком виде система образования в России существова­ла вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г.

С принятием нового закона в системе образования значитель­ную роль стали играть государственные образовательные стандар­ты. Они определяли содержание тех образовательных программ, которые реализовывались в образовательных учреждениях. Государственные образовательные стандарты наряду с органами управ­ления начали регламентировать деятельность учреждении образо­вания и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом - образовательными программами, построен­ными на основе государственных образовательных стандартов. Бо­лее того, образовательные стандарты стали ведущей характеристи­кой деятельности системы образования.

Сегодня система образования в Российской Федерации пред­ставляет собой совокупность взаимодействующих;

- государственных образовательных стандартов образователь­ных программ;

- сети образовательных учреждений;

- органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образо­вания на каждом конкретном уровне образования в данном обра­зовательном учреждении.

Образовательная программа любого образовательного учре­ждения состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стан­дарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Он устанавливается государственным образовательным стан­дартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России.

Вторая часть образовательной программы создается на осно­вании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. К примеру, для учащихся, обу­чающихся в школах Москвы, введен специальный курс под назва­нием «Москвоведение». Этот предмет необязателен для школ дру­гих регионов (Татарстан, Чувашия и др.), а преподается только в столице и является частью регионального компонента.

Все образовательные программы в Российской Федерации под­разделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирова­ние общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и ос­воения профессиональных программ. К общеобразовательным от­носятся следующие программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования (I-IV классы);

- основного общего образования (V-IX классы);

- среднего (полного) общего образования (X-XI классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последова­тельного повышения профессионального и общеобразовательно­го уровней обучающихся. К профессиональным относятся обра­зовательные программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования;

- послевузовского профессионального образования.

Для всех представленных выше основных образовательных программ (и общеобразовательных, и профессиональных) госу­дарственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образователь­ные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и де­тей, программы дворцов детского творчества и т.д.).

Образовательные учреждения. Прямыми задачами образова­тельного учреждения являются обучение и воспитание учащихся.

К числу образовательных учреждений относятся детские сады. Для них главной задачей является обеспечение содержания и вос­питания. Если в школе главной задачей выступает обучение, то в детском саду основная задача - воспитание.

Таким образом, образовательным учреждением можно назвать только то учреждение, которое решает эти две задачи одновремен­но. Поэтому образовательным называется учреждение, осуществ­ляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколь­ко образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образователь­ные учреждения могут быть государственными, муниципальны­ми, негосударственными (частными, учреждениями обществен­ных и религиозных организаций).

В связи с тем что образовательные учреждения реализуют раз­личные образовательные программы и работают с учащимися раз­ного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов. К образователь­ным относятся учреждения следующих типов:

1. Дошкольные.

2. Общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования).

3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования).

4. Дополнительного образования (детей, взрослых).

5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклоне­ниями в развитии.

6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей.

7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения каждого типа могут подразде­ляться на виды (внутри своего типа). Сегодня, выбирая для сво­его ребенка школу, родители часто сталкиваются с проблемой, куда его отдать учиться: в гимназию, лицей, а может, в колледж? Все эти многообещающие названия обозначают вид общеобра­зовательного учреждения. Поступая в учебное заведение средне­го профессионального образования, мы можем оказаться перед аналогичным выбором. Куда лучше поступать - в педучилище или в педколледж?

В Москве кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы) официально утверждены еще три вида общеобразова­тельных учреждений (распоряжение премьера Правительства Мо­сквы от 19 февраля 1996 г. № 151-РП). К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.

Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, ориенти­рованного на формирование широко образованной интелли­гентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V-XI классов. Образование в гимна­зии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изу­чением нескольких (не менее двух) иностранных языков.

Лицей может открываться только на базе профильного выс­шего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышен­ной подготовки по отдельным предметам, осуществления ран­ней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осоз­нанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдель­ному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной програм­мы школа может привлекать профессорско-преподавательский со­став вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступе­ни с I по XI класс.

Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы «детский сад -школа» и др.

Органы управления образованием. Все мы знаем, что Россий­ская Федерация состоит из различных субъектов Федерации (Чувашия, Татарстан и др.), и поэтому управление всей хозяйст­венной деятельностью в стране осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и на уровне конкретного субъекта Федера­ции. Кроме того, управление на местах - в городе, районе - осуще­ствляется органами местного управления (третий уровень).

Подобно этой хозяйственной системе управления построено и управление образованием. Оно включает в себя органы управле­ния трех уровней.

Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управ­ления образованием общегосударственного значения. К ним от­носятся федеральные органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования Рос­сийской Федерации и другие федеральные органы, имеющие от­ношение к системе образования).

Второй уровень органов управления образованием - это уро­вень субъектов Российской Федерации (Министерство образова­ния Чувашии, Департамент образования г. Москвы, Министерст­во образования Ростовской области и т. д.).

К третьему, местному, уровню относятся районные и город­ские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).

К ведению федеральных органов управления образованием от­носятся вопросы стратегического характера. Основными являют­ся следующие:

1) формирование и осуществление федеральной политики в об­ласти образования;

2) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования (в том числе Федеральной про­граммы развития образования);

3) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

4) разработка и утверждение типовых положений об образова­тельных учреждениях, установление порядка их создания, реорга­низации и ликвидации;

5) установление перечней профессий и специальностей, по ко­торым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

6) установление порядка лицензирования, аттестации и государ­ственной аккредитации образовательных учреждений;

7) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Федерации опре­деляют особенности реализации федеральных законов и нормати­вов в своих регионах. В их ведении находятся:

1) формирование законодательства субъектов Российской Фе­дерации в области образования;

2) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

3) установление национально-региональных компонентов го­сударственных образовательных стандартов;

4) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

5) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т.д.

3. Формы получения образования

Образовательное учреждение в своей деятельности реали­зует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации обра­зовательной программы могут быть различны. В соответст­вии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ос­воение образовательной программы допускается:

1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2) в форме семейного образования, самообразования, экстер­ната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования по­стоянно существует связь «обучаемый - преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и очно-заочном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

При второй форме освоения образовательной программы обу­чаемый только сдает экзамены по определенным частям образо­вательной программы. При этом преподаватели не следят за про­цессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях ребенка и на нем самом.

Первая и вторая формы получения образования принципиально различны. Однако Закон Российской Федерации «Об образовании» разрешает сочетание этих различных форм. Следовательно, любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть пе­реведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформле­ние соответствующих документов.

Контрольные вопросы

1. Что объединяет система образования? Какой элемент в системе появил­ся последним и с чем это связано?

2. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?

3. Что такое образовательные программы? Какие существуют образова­тельные программы?

4. Из каких элементов состоят образовательные программы?

5. В каком случае учреждение можно назвать образовательным?

6. Какие существуют типы образовательных учреждений?

7. Какие существуют виды образовательных учреждений?

8. По какому принципу построено управление образованием?

9. Какие вопросы относятся к ведению органов управления федерального и местного уровней?

10. Какие существуют формы получения образования?

Литература

Днепров Э.Д. Пересмотр Закона РФ «Об образовании»: опасности и необ­ходимость. - М., 1995.

Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.

О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.

Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.

Глава 22 ИННОВАЦИИ И РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В 80-90-х ГОДАХ

Изменения как постоянный процесс. Если внимательно взгля­нуть на развитие человека и всего человеческого общества в це­лом, можно увидеть, что идут два процесса. Первый - это развитие человека как существа, т.е. открытие им новых знаний, освоение неизвестных ранее умений, накопление опыта поведения. Второй -развитие всего общества в целом - принятие новых, более демокра­тичных и человечных ценностей, норм, установление более гуман­ных отношений, повышение материального уровня. Таким обра­зом, можно сказать, что каждое последующее общество совершен­нее предыдущего.

Общество не является чем-то постоянным и неизменным, оно представляет собой единый организм, способный к преобразова­нию и находящийся в постоянном процессе преобразования. Ка­ждое изменение в обществе есть продукт совместного труда его членов, который складывается частично из результата сотрудни­чества современников, а частично из результатов труда предшест­венников. Поэтому всегда существует связь между предыдущими и сегодняшними изменениями.

Изменения характерны не только для нашего времени, нашего общества и нашей жизни - они отражают одно из основных свойств природы вообще, являясь отражением и выражением веч­ного человеческого беспокойства, борьбы человека за лучшую жизнь, постоянного поиска чего-то нового, лучшего. Однако надо отметить, что, если в недавнем прошлом такие изменения проис­ходили очень медленно, то сегодня скорость и количество их уве­личиваются. С развитием науки и техники растет число областей, в которых возможны эти изменения. Высокий уровень технологий позволяет совершать любые изменения довольно быстро. Ско­рость проведения, внедрения изменений является весьма красно­речивым показателем и поэтому его часто используют для харак­теристики уровня развития общества.

Значение изменений для развития общества. Опыт многих стран показывает, что вложения в инновации многократно окупаются, так как приживаются в основном наиболее жизнеспособные и исключительно рентабельные варианты. Во многих странах се­годня уровень благосостояния все больше измеряется количест­вом инноваций и степенью их применения. Поэтому если раньше общества и системы образования и воспитания могли довольст­воваться новшествами, носителями которых были одиночки-энтузиасты, то сегодня нововведения требуют организованного, планомерного, массового и общественного, а не частного к ним отношения. О новшествах начинают беспокоиться экономиче­ские структуры, государство, все общество.

Для образования внедрение инноваций также является основ­ным путем повышения эффективности, а поэтому буквально все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств.

Все это требует, чтобы инновационная деятельность во всех об­ластях труда велась во взаимосвязи с общественным развитием и всегда носила организованный и плановый характер.

Взаимосвязь нововведений в обществе и образовании. Образо­вание как общественная функция отражает изменения в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы образования есть следствие или результат определенного уровня развития общест­ва. Однако есть и обратная связь. Сама система образования ока­зывает влияние на общество и на его развитие. Она может уско­рять или тормозить развитие общества. И в этом смысле измене­ния в образовании являются не только следствием, но и необхо­димым условием дальнейшего общественного развития.

Исследования показывают, что без профессионально подго­товленных и образованных кадров нет общественно-эконо­мического прогресса.

Преобразования в обществе и образовании находятся во взаи­модействии. Изменения в общественном развитии определяют изменения в образовании и, наоборот, изменения в образовании создают предпосылки для новых изменений в общественном раз­витии. Поэтому в развитии образования в различных странах встречаются как идентичные, или сходные, тенденции, так и очень большие различия.

Когда речь идет о связи изменений в обществе и изменений в системе образования, следует подчеркнуть, что здесь существуют две точки зрения. Одни считают, что в первую очередь необходимо совершенствовать изменения в общественных отношениях, улуч­шать экономическое положение образовательных учреждений. При этом изменения в педагогической технологии ими считается второ­степенной задачей. Они полагают, что реформа не требует никаких радикальных изменений в педагогическом мастерстве, методиках, содержании образования.

Другие, наоборот, во внутренней перестройке системы образо­вания видят только движение, способное усовершенствовать лишь систему образования. Они полагают, что школьные реформы спо­собны осуществить незначительные изменения в организации, в методах, средствах и формах образовательной и воспитательной работы.

Если первые реформу в системе образования считают задачей общества, то вторые относятся к ней как к делу работников про­свещения. Это значит, что и те и другие не видят или не хотят видеть взаимосвязанности реформы образования с другими ви­дами общественной деятельности и соответственно всего обще­ства. Эти две области не только связаны между собой, но они активно взаимодействуют друг с другом и обусловливают вза­имное развитие.

Не все инновации в образовании являются следствием только изменений в общественных отношениях или в сфере экономики и финансов. Конечно, часть педагогических инноваций стано­вится реальностью только при определенных общественных от­ношениях. К примеру, основным условием развития процесса гуманизации образования стали политические преобразования в обществе и изменение экономических механизмов функциони­рования общества. Однако основная масса чисто педагогическо­го инструментария образовательного процесса формируется ра­ботниками образовательной сферы. Эта как бы внутренняя, чис­то педагогическая, часть изменении наращивается на базе тех социальных условий, экономических и политических структур, которые создало себе общество.

Взаимосвязь общественных и педагогических структур и изме­нений очевидна. Поэтому не следует думать, что существует внешняя (общественная) и внутренняя (педагогическая) реформы в образовании, хотя и существует такая точка зрения. Некото­рые полагают, что первая осуществляется извне или сверху, госу­дарством, а вторая, внутренняя, самими работниками просвеще­ния. Первая реформа якобы является делом общества и оно ответ­ственно за нее, а вторая реформа - якобы дело самого образования и за нее может «отвечать» только образование. Считается даже, что в педагогическую реформу общество не имеет права вмешиваться, так как эти преобразования являются специфичным и внутренним делом специалистов. Якобы только они могут и призваны реализо­вывать такую реформу. Данная точка зрения ведет к дезориентации и несогласованности в реформаторских мероприятиях, вызывая большое число трудностей и негативных последствий.

Как это ни странно, но именно те, кто не понимает потребно­сти в синхронизации процессов реформы образования и общест­ва, ратуя только за педагогическую реформу, в то же время и ока­зываются самыми ярыми критиками этой реформы. Нарекания вызывает прежде всего малозначимость перемен: реформа ради реформы, реформа ради моды, которая, в сущности, ничего не ме­няет и вносит лишь коррекцию того, что было пропущено преды­дущими реформами, и т.п. Однако и в самом деле это может про­изойти, если педагогическая реформа будет сведена к известным педагогическим исправлениям, если она будет осуществляться от­дельно, как особая реформа, несинхронно и независимо от общест­венной реформы.

При реальном реформировании эти два процесса сливаются в единый общественно-педагогический процесс, который реализу­ется общими усилиями всех общественных и педагогических ор­ганизаций. Без такого понимания сегодняшних преобразований в области образования нельзя ожидать эффективных результатов.

Жизнь нас учит, что человек, живя в обществе, не может разви­ваться автоматически, сам по себе, отдельно от общества. Точно так же и общество не будет развиваться, если сознательно и целе­направленно оно не реформирует свою жизнь, если изменения не носят организованный характер.

Нововведения в образовании являются не только педагогиче­скими, но и общественными проблемами. Сам факт того, что об­разовательная деятельность представляет особый интерес для об­щества, для детей, говорит о том, что в новшествах в этой облас­ти заинтересовано и общество.

Впрочем, новшества в образовании имеют ту же цель, что и новшества в обществе, - они должны способствовать развитию и прогрессу. Так же как и в других сферах деятельности, инновации в образований носят массовый характер.

Известно, что демократизация представляет собой существен­ную характеристику и одновременно весьма эффективное средст­во преобразования нашего общества. Она оказывает влияние на образовательную систему как на одну из подсистем общественной системы. Развитие демократических процессов в обществе посто­янно заставляет проводить переоценки в образовательной систе­ме, ее целях и задачах. Иначе говоря, изменения в обществе тре­буют соответствующих перемен в образовании. Новые, более гу­манные отношения в разных сферах общественной жизни и труда требуют создания таких же отношений и в образовании.

Апробация и внедрение новых форм и методов работы с учени­ками представляют собой постоянную потребность нашей школы. Ввиду того что процессы демократизации и гуманизации образова­ния мы понимаем как постоянно идущие, развивающие общество процессы, вытекает и требование не относиться к инновациям как к некоторой мимолетной потребности и краткосрочному явлению. Разработку, апробацию и внедрение инноваций в системе образо­вания следует рассматривать как непрерывный процесс, как компо­нент повседневной образовательной деятельности.

Само построение системы образования для общества, для его сохранения на существующем уровне и для его дальнейшего раз­вития подразумевает, что корни системы залегают в основе, в природе, в сущности нашего общества. Именно поэтому каждое серьезное изменение в структуре общества влечет за собой и из­менение в системе образования. Таким образом, система образо­вания должна шагать в ногу с другими сферами общественной деятельности. Однако при этом необходимо отметить, что очень трудно провести четкую границу между плановыми и спонтанны­ми новшествами или между теми, которые проводятся сверху, и теми, которые появляются изнутри самого образования.

Инновации как в обществе, так и в образовании одновременно являются и результатом, и самым эффективным средством преоб­разования общества и образования.

Такое положение неминуемо ведет к новшествам в содержа­нии и прежде всего в методах, формах и организации образовательно-воспитательной работы, а также в отношениях «препода­ватель - ученик».

Значение образования в современном мире. Общим для всех стран является все более выраженная роль человеческого факто­ра, в связи с чем образование начинает рассматриваться в качест­ве национальной задачи. Даже в странах с самыми децентрализо­ванными системами образования и воспитания заботу о развитии образования, его финансировании, вводимых в него новшествах берет на себя государство. Образование все больше рассматривает­ся как один из существенных факторов эффективного обществен­ного развития. Уровень развития производства, безусловно, влияет на продуктивность и создает предварительные конкретные матери­альные условия. Однако какой будет реальная производительность, в большой степени зависит от работника, так как он непосредст­венно имеет дело со средствами и предметами труда в процессе производства.

Совершенно очевидно, что развитие науки и образования обеспечивает быстрый технический прогресс страны. Технический прогресс, в свою очередь, ведет к повышению производительно­сти труда, которая обеспечивает более высокий общественный и индивидуальный уровень жизни. Поэтому изменения в других сферах общественного труда ставят требование совершенствова­ния и перед деятельностью в сфере образования. Таким образом, уровень образования является косвенным показателем уровня раз­вития общества, а совершенствование системы образования кос­венным путем способствует и повышению общего уровня жизни.

Иначе говоря, образование следует понимать как основу для развития всех других сфер общественной жизни.

Вот почему инвестиции в образование и науку все больше рас­сматриваются обществом не просто как экономические инвестиции, а начинают включаться в самые важные национальные инвестиции.

Влияние уровня образования членов общества на процесс раз­вития общества не ограничивается только экономическими по­следствиями. Образованность имеет многоаспектное воздействие и представляет собой основной фактор развития человека, а сле­довательно, и общества как суммы входящих в него людей. Она влияет на формирование сознания, навыков, обычаев и традиций людей, а в рамках общества - на общение между ними, формы го­сударственного управления. Степень и структура образования влияют и на жизненный уровень человека, условия его семейной жизни. Возможности экономического прогресса любого человека в значительной степени зависят от степени его образования - чем выше образование, тем больше возможностей для восхождения на верх общественной пирамиды.

Таким образом, степень и качество образования непосредст­венно влияют не только на совокупные производственные резуль­таты, но и на возможность реализации внутреннего потенциала отдельного человека, на его доход, использование культурных ценностей и т.д.

Какое образование необходимо? Быстрые изменения в техноло­гии производства и других областях деятельности человека тре­буют постоянного наблюдения за техническим прогрессом. Это значит, что образование в школе не может претендовать на окон­чательную подготовку к работе. Быстрое увеличение объема зна­ний означает быстрое устаревание полученных знаний. Поэтому от каждого человека и всего общества требуется понимание необ­ходимости постоянного процесса обучения как главной задачи современной жизни.

Кроме того, в современных условиях даже не все профессио­нальное образование обеспечивает подготовку человека на всю жизнь. Узкопрофессиональное образование больше не является достаточной подготовкой к работе. Для работы в любой сфере необходим определенный уровень общей культуры, фундамен­тальная подготовка в ряде наук, хорошая ориентация в сфере че­ловеческих отношений. Все это способна дать только фундамен­тальная подготовка.

Общество, которое всегда учится, имеет больший потенциал для развития. Это значит, что образование сегодня не может быть це­лью, задачей и привилегией только части общества - молодого по­коления, а является условием достижения успеха в жизни для каждого отдельного человека. Образование превращается в по­жизненный процесс, оно становится непрерывным. Таким обра­зом, образование приобретает новое качество, новую структуру, новые, несколько иные функцию и характер. Непрерывное обра­зование, в сущности, означает новый подход, новую идею, новую философию, новый взгляд на образование.

Необходимость постоянного процесса образования, которое сейчас называют непрерывным образованием, заставляет разви­вать в системе образования не только учебные заведения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Непрерывное образование предполагает и развитие широкой сис­темы образовательных учреждений, усовершенствования и пере­квалификации уже имеющих образование и работающих людей.

Нововведения и педагогические инновации в образовании. Сего­дня в сфере образования внедряется громадное количество инно­ваций различного характера, направленности и значимости. Про­водятся большие или ма<

Наши рекомендации