Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития

Термин «коллектив» произошел от латинского collectives - со­бирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориен­тации и совместной деятельности.

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы мо­гут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первич­ных коллективов (например, общешкольный коллектив).

Коллектив - это развивающаяся социальная система. В зависи­мости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления (например, производственный коллек­тив, бригада, цеховой коллектив и т.п.).

Современный воспитательный процесс в образовательных уч­реждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей) ори­ентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

Средством осуществления этих ценностных ориентации стано­вится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в обще­ственной системе образования, становится группа детского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т.п.

Индивидуальность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития коллективы - общности, доминирующие на раз­ных возрастных ступенях.

Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школьный класс, подростка в новую социальную молодежную группу, абитури­ента в студенческий коллектив, всегда происходит освоение разнооб­разных норм коллективной жизни, установление взаимодействия и выделение индивидуальности в новой среде.

Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не га­рантирует формирования у ребенка социально-ценностных ка­честв. Все зависит от того, каковы культурные основы, на кото­рых строятся коллективные отношения, насколько полно и разно­сторонне ребенок может реализовать в коллективе свои способ­ности и стремления.

Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению со­циальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценност­ных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится разви­вающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотруд­ничества, сотворчества.

Общение детей в коллективе активизирует их социальное со­зревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогаще­ния, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, спо­собности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

Диалектика человеческих взаимоотношений такова, что, воз­действуя на другого, человек меняется сам. Воспитательно-разви­вающий эффект общения и сотрудничества детей в коллективе в большой мере определяется уровнем их культурно-нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым ста­новится ребенок по мере своего общего развития, тем более воз­растают возможности его положительного влияния на других.

Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществля­ются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность пони­мать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психо­логически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с дру­гими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосозна­ния человека, понимания своей индивидуальности.

В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информаци­ей, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего. На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотруд­ничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совме­стные переживания, отношения симпатий или антипатий между чле­нами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и фор­мирование коммуникативной культуры.

В детском коллективе, объединенном интересной содержатель­ной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой ини­циативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники. (Воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т.п.)

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учиты­вает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспи­тании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со сто­роны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу - спо­собствует развитию мотивов единения и общности детей в коллек­тиве и создает условия для реализации индивидуальности и творче­ской самобытности каждой личности. Инициатива, творческая по­зиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являют­ся индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.

Наши рекомендации