Изобразительного творчества»

Искусство как исторически сложившаяся система художественного освоения мира. Виды и жанры изобразительного искусства. Содержание, функции и виды изобразительного искусства в контексте задач дошкольного обучения. Изобразительная деятельность как средство развития и воспитания дошкольников.

Понятие детского изобразительного творчества. Методы и способы художественно-эстетического познания реальности детьми 3-7 лет. Детский рисунок как продукт художественного творчества (А.В.Бакушинский, Г.Г.Григорьева, Е.Н.Игнатьев, Р.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.). Этапы в развитии детского рисунка. Тематика рисунков, ее связь с интересами дошкольников, их игровой деятельностью. Возрастная специфика отражения реальности в рисунках дошкольников. Преемственность изобразительного творчества у дошкольников и младших школьников.

Средства художественной выразительности (цвет, форма, свет и тень, тон, ритм, композиция, движение и др.) в творческой деятельности дошкольника. Методы и приемы развития изобразительной грамотности ребенка в разные возрастные периоды (предпосылки и факторы ее развития в дошкольном возрасте. Художественные эталоны в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие аналитического восприятия. Метод обследования в изобразительной деятельности детей, его специфика и применение в разных возрастных группах.

Деятельность педагога по организации и управлению процессом развития изобразительного творчества дошкольника. Организационные формы обучения в дошкольном образовательном учреждении. Художественно-эстетическая развивающая среда и ребенок.

Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников. Развитие детского изобразительного творчества в конструировании, лепке, аппликации, рисовании. Диагностика развития творческих способностей ребенка.

Произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры) как фактор развития личности ребенка и основа самостоятельной художественно-творческой деятельности. Методика и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Требования к отбору произведений искусства. Особенности эстетического восприятия детьми произведений искусства, формирование эстетического отношения к ним.

Анализ современных программ воспитания детей («Детство», «Радуга», «Развитие», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Истоки», др.) по разделу «Изобразительная деятельность» (структура; принципы построения; характеристика задач воспитания, обучения и развития ребенка в изобразительной деятельности; связь содержания раздела с другими разделами программы; анализ уровня освоения программы).

Основная литература

1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие для студентов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 441 с.

2. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. – 5-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 352 с.

3. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: Планы занятий и бесед: пособие для воспитателей. - М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.

4. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / сост. М.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.

5. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец. Дошкольная педагогика и психология и др.. - М.: Владос, 2006. - 255 с

Дополнительная литература

1. Богатеева ЗА. Занятия аппликацией в детском саду. — М., 2004.

2. Бологова С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой. — М., 2006.

3. Григорьева Г.Г. и др. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников. – М., 2001.

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие. – М., 2000.

5. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М., 1991.

6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., 2006.

7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., и др. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М., 2009.

8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. — М.: Педагогика, 2000.

9. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду. – М., 2007.

10. Косминская В.Б.. Казакова Р.Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в саду. — М.: Просвещение, 1985.

ПРИМЕРНАЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ КАРТА КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Критерии оценки, в соответствии с которыми устанавливается качество сформированных у обучающихся компетенций и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности представлены в таблице 1.

Оценка ответа:

2 балла - соответствие описанию образовательного результата

1 балл – частичное соответствие описанию образовательного результата

0 баллов – несоответствие описанию образовательного результата

Наши рекомендации