Развитие связной речи детей. Лингвистические основы
Понятие текста. Основные проблемы построения текста в современной лингвистике. Единицы текста. Актуальное членение и развёртывание текста.
Материальная выраженность текста (звуковая, интонационная, графическая).
Текстовые категории информативности, содержательности, смысловой и структурной цельности, связности, завершённости. Виды текста. Диалогический и монологический тексты.
Основные типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Методика развития связной речи
Понятие связной речи.
Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.
Задачи и содержание обучения связной речи.
Методика развития диалогической речи дошкольников.
Методика развития монологической речи дошкольников.
Блок «Художественная литература в детском саду»
Лингвистические основы»
Специфика слова как материала словесного искусства. Функциональная и лингвистическая специфика художественного текста.
Вопрос об интерпретации художественного текста.
Цели и характер обучения технике восприятия художественного текста. Вопрос о суггестивном воздействии художественного текста. Психопоэтика.
Звуковая организация художественного текста как чувственно воспринимаемый аспект образной системы произведения. Текстовые связи. Лингвистические средства выражения референциальной связи в художественном тексте.
Образ мира в художественном тексте. Смысловые парадигмы. Семиотический уровень смысла художественного текста. Интертекстуальность как вид смысловой компрессии в художественном тексте. Сильные позиции художественного текста и их функции.
Методика работы с художественной литературой в детском саду
Роль детской художественной литературы в формировании личности ребёнка.
Особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста.
Задачи ознакомления детей с художественной литературой.
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания. Круг детского чтения.
Методы ознакомления с художественной литературой.
Методика заучивания стихотворений.
Уголок книги в детском саду.
Литературный досуг.
Блок «Подготовка детей к обучению грамоте. Обучение грамоте»
Лингвистические основы»
Фонематический характер русской графики. Значения букв. Позиционный (слоговой) принцип русской графики. Обозначение мягкости согласных. Обозначение звука [j]. Пиктография и идеография в современном русском и международном культурном пространстве. Графические символы, логотипы. Графические игры.
Методика подготовки и обучения детей грамоте
Сущность подготовки детей к обучению грамоте.
Механизмы чтения и письма.
Формирование у дошкольников представлений о речи, слове, предложении.
Ознакомление детей со слоговым составом слова, с ударением, со звуковым строением слова.
Приёмы запоминания букв.
Приёмы чтения слогов-слияний.
Подготовка к обучению письму.
Основная литература
1. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. - Русский язык и литература, Дошкольная педагогика и психология. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2007. - 320 с. -
2. Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал.
3. Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический журнал.
4. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. и напр. - Филология / Г.Я. Солганик ; Т.С. Дроняева. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. - 256 с.
5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. - Дошкольная педагогика и психология / Н.А. Стародубова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 256 с. :
6. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
7. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. - М. : Знак, 2009. - 592 с.
Дополнительная литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
4. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
5. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет: методич. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
6. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет [Текст] : учебно-методический комплекс / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. - СПб. : Речь, 2007. - 144 с.
7. Киселева О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству. – Томск: Изд. ТГПУ, 2006. – 84 с.
8. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224 с.
9. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.
10. Новоторцева Н. В. Первые шаги в освоении чтения: обучение грамоте в детском саду. – СПб. : КАРО, 2005. – 240 с.
11. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
12. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.
13. Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок : Лингвистика детской речи : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
14. Чуковский К.И. От двух до пяти; коммент. Е. Чуковская. - М. : Изд-во "Мелик-Пашаев", 2010. - 447 с.