Блок «Дошкольная педагогика»
Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка. Общая характеристика основных подходов к воспитанию и развитию. Ребенок и социум. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога. Ребенок как объект научного исследования и субъект воспитания. Цель, задачи и содержание работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Целостность и гармоничность физического, социально- нравственного, умственного и художественно-эстетического воспитания ребенка. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике. Сущность, дидактические принципы, формы и методы. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая и общение. Их особенности, взаимосвязь, организация и руководство. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Классификация игр, функции и структура разных видов игр. Игрушка: ее виды, воспитательно-образовательная ценность. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь. Участники целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребенка. Взаимодействие педагога и детей. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования. Построение предметно-развивающей среды. Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие семьи, школы, культурно-просветительских учреждений. Их роль в становлении и развитии ребенка раннего и дошкольного возраста. Основные вопросы семейного воспитания. Народная педагогика как основа домашнего воспитания. Подготовка ребенка к школе. Преемственность в работе детского сада и школы.
Основная литература
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М., 1997.
2. Детская практическая психология/Под. ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.
5. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
6. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
7. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1992.
8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория и факты проблемы. – М., 1995.
9. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.,
10. Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы/ Под. ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.
11. Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1985.
12. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2000.
13. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
Дополнительная литература
1. Буре Р.С. Воспитатель и дети. – М., 2001.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2001.
3. Детский практический психолог: программы и методические материалы: учебное пособие для студентов высш.пед. учеб. Заведений / О.А. Шаграева, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.Г. Филиппова; под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М., 2001.
4. Диагностика умственного развития дошкольника/ Под. ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовская. – М., 1978.
5. Драгунова О.В. Дошкольная педагогика. – Чебоксары, 2003.
6. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
7. История педагогики в России. Хрестоматия. Составитель С.Ф. Егоров. – М., 1999.
8. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. – Р-н-Д, 2008.
9. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998.
10. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет, - М., 1996.
11. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
12. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.
Блок «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Звуковая культура речи дошкольников»
Лингвистические основы
Устная речь как основная форма речеязыковой деятельности. Физиологический, физический и лингвистический аспекты звучания речи. Речедвигательный аппарат.
Фонетическое членение речи. Характер и функции ударения в русском языке. Ударение словесное, тактовое, фразовое. Логическое ударение.
Интонации в русской речи. Основные интонационные конструкции.
Артикуляционно-акустическая классификация звуков. Артикуляционно-акустическая классификация согласных и гласных звуков.
Артикуляция как выразительное средство в фольклоре и художественной речи.
Позиционная мена звуков: сильные и слабые позиции звуков. Редукция гласных. Понятие фонемы. Гласные фонемы русского языка и их варианты. Позиционные и комбинаторные изменения согласных звуков в потоке речи. Сильные и слабые позиции согласных. Согласные фонемы и их варианты. Фонематический слух как уникальная система синестетического взаимодействия чувственного и смыслового восприятия звучащей речи. Отражение этой системы в фонематическом характере графики и орфографии.
Фонетические законы и орфоэпические нормы. Стабильность и изменчивость в орфоэпии.
Варианты произношения гласных и согласных звуков и сочетаний; грамматических форм; слов и групп слов. Варианты произношения заимствованных слов и их производных.