ГЛАВА 1. Национальные меньшинства в Литве: история и современность

В отличие от Латвии и Эстонии, Литва прошла иной исторический путь развития. Литовcкие племена, соединившись, устояли под натиском крестоносцев и сумели основать своё государство, ставшее одним из основных геополитических игроков в средневековой Восточной Европе. В отличие от Древней Руси, Литовское государство изначально формировалось как многонациональное и поликонфессиональное. Почти сразу в состав Княжества Литовского вошли белорусские и украинские земли, населённые славянскими народами и исповедующие православие. Таким образом, литовцам сразу пришлось сожительствовать с народами иной культуры и веры. Парадокс Литовского княжества заключался в том, что оно на 2/3 состояло из славянских земель, то есть, получалось, что литовцы были сами национальным меньшинством в своём же государстве. Кроме того, они были язычниками по вере, но к православию относились терпимо. Потому долгое время никаких трений между литовцами с одной стороны и белорусами, украинцами и позднее русскими с другой не было.

Поворотным моментом стала Кревская уния 1385 года, когда Ягайло женился на польской королевне Ядвиге и взошёл на польский трон. Он обещал объединить Литву и Польшу в единое королевство и главное – крестить литовцев в католичество. Это вызвало антагонизм не только православной части населения, но и языческой. Особенно сопротивлялась русско – литовская знать, для которой межэтнические браки были не редкостью. Пришедший на этой волне Витовт, по сути отстоявший независимость Литовского государства от Польского королевства, урегулировал религиозный вопрос. К тому же именно в правлении Витовта в Литве появились ещё два народа с иным вероисповеданием: караимы и польско – литовские татары. Так в Литве появились ислам и караимизм. Татары и караимы поселилсь компактно и в малых количествах, а потому в отличие от славянских народов никаких проблем между ними и государством не было. Караимы в целом занимались ростовщичеством, а татары несли воинскую службу в Литовском, а затем и в войске Речи Посполитой.[59]

То что, Витовт проводил грамотную политику в отношении нелитовских народов показывает тот факт, что в знаменитой битве при Грюнвальде на стороне Литовского войска выступили все подданные, пришедшие по призыву. Ни один из народов не проявил какой – бы то ни было нелояльности власти Витовта. Однако Кревская уния заложила начало антагонизма, в первую очередь между литовцами и православными народами – русскими, белорусами и украинцами, ибо процесс полонизации литовской верхушки становился необратимым, литовцев, хотя и не без труда, крестили в католичество, а само Литовское государство, несмотря на сопротивление, всё больше подпадала под влияние Королевства Польского. Апогеем этого стала другая – Люблинская уния 1569 года.

Люблинская уния, которую можно рассматривать, как «могильный камень» Литовского государства в целом, означала окончательный переход литовского народа в католичество, а на судьбу литовского государства и его историческое развитие теперь оказывал влияние более сильный сосед в лице Королевства Польского. Для других народов, проживавших в Великом Княжестве Литовском, объединение двух государств означало, что теперь они будут жить в католической стране. Однако в первые годы существования государства в нём господствовала веротерпимость: равноправие католиков и православных гарантировалось Привилеем 7 июня 1563 года, а в 1573 году Варшавская конфедерация провозгласила свободу вероисповедания, закрепив за Речью Посполитой статус самой толерантной страны в Европе того времени. Однако в правление Сигизмунда III ситуация начала меняться. Это было связано, как с победой контрреформации в Европе, так и с мнением ряда православных и католических иерархов по вопросам единства веры и полезности этого для общества, а также ослабления православной церкви, особенно после Ливонской войны. Вследствие этих причин родилась Бресткая уния 1595-1596 годов, положившая начало униатской церкви, существующей и поныне на территории государств, образованных на территории бывшей Речи Посполитой, в том числе и Литве. Церковная уния положила небывалому доселе антагонизму между православными и униатами. И даже несмотря на возвращение должности митрополита Киевского в 1620 году, гонения на православных продолжались (так называемый диссидентский вопрос), что привело к Переяславской Раде и отхождению левобережной Украины в подданство русского царя. Главным итогом Бресткой унии стал, и поныне сохранившийся, большой раскол среди малых этнических групп Литвы (особенно белорусов и украинцев), среди которых часть придерживается традиционно православия, другая часть – униатства, а третья – и вовсе приняла католичество.

Однако в Речи Посполитой играющую роль в политической и государственной жизни уже откровенно играли поляки, а потому следует перейти к рассмотру момента, когда литовцы наконец получили возможность создать именно своё национальное государство – Литву межвоенного периода или так называемого «Первого периода независимости». Надо сказать, что, наконец, литовцы заняли место национального большинства в своём государстве – по переписи 1923 года они составляли 83,9% населения страны. Однако страна оставалась многонациональной, и литовскому народу, как и много веков тому назад пришлось решать этот вопрос. Правда, в период всеобщего хаоса Гражданской войны на территории бывшей Российской империи, в новообразованном Литовском государстве произошли территориальные изменения, повлиявшие на этнический состав: Во – первых был потерян Виленский край – территория, исторически отличавшаяся всегда этнической пёстростью от остальной Литвы. Потому и данный регион всегда оспаривался тремя странами: Литвой, Польшей и Белоруссией. Вильнюсский регион был возвращён состав Литвы только в 1939 году. Во – вторых, в январе 1923 года к Литве была передана Лигой Наций Клайпедский край с преимущественно немецким населением, который оставался в её составе до 1939 г. Кроме того, во время пребывания в составе Российской империи, происходили внутренние миграции Таким образом, перед литовским народом вновь встала задача построения национального согласия и проведения грамотной межнациональной политике в своём государстве. Надо отметить, что руководство будущего возрождённого Литовской державы это уже осознавало тогда, ибо уже в составе Литовской Тарибы 5 мест было зарезервировано для представителей польского, еврейского и белорусского населения. Кроме этого, Вильнюсская конференция, до того, как избрала Литовскую Тарибу, приняла резолюцию о национальных меньшинствах, где провозглашалось право последних на удволетворение культурных и языковых потребностей. В первую очередь, это касалось поляков и евреев. Последним даже было разрешено создать национально – культурную автономию, однако из - за разногласий по поводу языка – идиша и иврита – она просуществовала недолго – с 1920 до 1924 года. С оккупацией же Виленского многонационального края войсками Жилиговского и присоединения его ко Второй Речи Посполитой 24 марта 1922, большинство белорусского, польского и еврейского населения оказались де - факто оторванными от Литвы. В связи с этим министерства еврейских и белорусских дел были ликвидированы. Однако число национальных школ росло. Так в 1919 году в Литве насчитывалось 49 еврейских школ, в 1923 – 107, в 1928 – 144.[60] Что касается польских школ, то их число также увеличивалось, и в 1920 году их было уже 20, к 1923 польскоязычных школ насчитывалось уже 30, затем упало до 24 к 1926 году. Причина этого лежала в том, что, несмотря на уже упомянутые выше уступки в сторону национальных общин, литовское общество, носившее идею Национального Возрождения со второй половины XIX века, желало как можно больше ввести свой национальный язык и культуру в жизнь государства. Усиливались националистические тенденции. Поэтому правящая тогда партия христианских демократов начала делать шаги в сторону постепенной литуанизации населения. Так, например, власти стали переводить в литовские школы детей, у родителей которых в паспортах была национальность «литовец». Началась принудительная литвизация «нелитовских» имён и фамилий. Тем не менее, незадолго до переворота 1926 года, приведшего к власти диктатора Сметону и партию литовских националистов, партия демократов ослабила контроль, что снова привело к росту польских школ – их число увеличилось до 91. Националистический переворот окончательно изменил политику по отношению к национальным общинам. С тех пор, литуанизация стала государственной и целенаправленной политикой властей, руководимых Антанасом Сметоной. Литовским детям было запрещено учиться в других национальных школах, кроме литовской. Детей из смешанных семей стали записывать в паспортах как литовцев. Надо отметить, что в межвоенный период поляки рассматривались в Литве, как единокровные литовцы, которые подверглись полонизации в течение предыдущих столетий и должны были вернуться к своей «настоящей» литовской идентичности. В этих целях поляков стали записывать в паспортах, как литовцев. Эта политика привела к тому, что польских школ осталось к 1940 только девять. Правда, в 1936 году вышел закон, по которому польские школы разрешалось детям, родители которых оба поляки. Однако эти школы были частные и содержались за счёт самой общины. О положении русских и белорусских школ в этот период позволяет судить статья «О положении русских школ в Литве» белоэмигрантского журнала «Русская школа за рубежом».[61] Согласно данным, приведённым министерством Просвещения Литвы, количество русских православных и белорусских школ было следующее: в январе 1920 – 3, в 1921 – 4, в 1922 – 6, в 1923 – 11, в 1924 – 12. Правда, данные министерства несколько отличаются от данных инспекторов начальных школ. Но в целом, это не так важно, ибо и там и там прослеживается тенеденция к росту. Интересно отметить то, что согласно данной статье, указывается, что в статистике Министерства Просвещения под русскими и белорусскими школами подразумеваются те, которые имеют большинство учащихся русских и белорусов. Между тем с 1923—24 г. в практике инспекторов Министерства Просвещения намечается тенденция открывать новые русские школы лишь на государственном языке и даже закрывать школы на русском языке и открывать вместо них школы с литовским языком преподавания. Так, по данным упомянутой анкеты, за один только 1924—25 г. закрыто две школы с русским языком преподавания и не открыто ни одной школы на русском языке. Автор статьи открыто, указывает что политика имеет откровенный ассимиляционный характер – государство начинает «Литвинизацию» населения, причём делается это в обход статей 73 и 74 Конституции, обеспечивающие национальным меньшинствам школу на родном языке, и несмотря на декларацию литовского правительства в Совете Лиги Наций (1922 г.) и, наконец, вопреки прямому предписанию закона о начальной школе 1922 г., устанавливающего в п. п. 9 и 11 обучение на родном языке учащихся.[62] С другой стороны, в межвоенной Литве наблюдался расцвет русского старообрядчества. С падением Российского государства, прекратились гонения на староверов. Интересно, что и молодое Литовское государство по мере усиления политики литвинизации, не затрагивала старообрядческие общины и даже поддерживала их. Об отношении к староверам может служить тот факт, что их лично как – то посетил сам президент Антанас Сметона.

Советский период в истории Литвы стоит рассмотреть детальнее, несмотря на то, что в этот период прежние позиции коренной нации оказались снова утрачены. И именно этот период сформировал этническую ситуацию в республике, с которой пришлось столкнуться властям как накануне и в первые годы независимости. С вхождением в состав Советского Союза внутренние миграции усилились. Доля русских вновь возросла, и они стали вторыми по численности в республике. Ниже в таблице приведена численность народов Литовской ССР по всесоюзным переписям:

Национальный состав Год переписи(%)
1.Литовцы   2.Русские   3.Поляки   4.Белорусы   5.Украинцы   6.Евреи   7.Немцы   8.Другие   79,3   8,5   8,5   1,1   0,7   0,9   0,4   0,6 80,1   8,6   7,7   1,5   0,8   0,8   0,4   0,4 80,0   8,9   7,3   1,7   0,9   0,4   0,7   0,7 79,6   9,4   7,0   1,7   1,2   0,3   0,7   0,7

На таблице можно увидеть меняющийся этнический состав населения. Долгое время Литва была неспокойным местом для переселения. Вплоть до 50-х годов она, как и Латвия с Эстонией, была ареной борьбы между органами госбезопасности и вооружёнными подпольными формированиями известными как «Зелёные братья». Начиная с рубежа 50-х численность славянских народов, за исключением поляков, начинает увеличиваться. Доля коренного населения также несколько увеличивается. Поляки в силу насильственной депортации потеряли в численности, став вторыми в республике. Естественно, доля немецкого населения сильно упала также в силу репатриации. Численность евреев упала вследствии печальных событий Второй Мировой войны и политики Нацисткой Германии в Европе. Русские, белорусы и, в меньшей степени, украинцы направлялись в Литовскую ССР в качестве рабочей силы. Так, например, город Висагинас был построен для работников Игналинской АЭС. Важно отметить, что в общем контексте внутренних миграций во все три Прибалтийские советские республики, Литва разительно отличалась от своих соседей. На таблице, приведённой ниже, можно увидеть изменение численности коренного населения всех трёх республик на протяжении нахождения в составе СССР:

Год переписи(%)
 
Латвия 62,0 56,8 53,7 52,0
Литва 79,3 80,1 80,0 79,6
Эстония 74,6 68,2 64,7 61,5

В то время, как в Латвии и Эстонии соотношение с коренных наций с «приезжими» накануне независимости было чуть ли не 50 на 50, то в Литве коренная нация всегда была доминантой. Численность литовцев не опускалась ниже 79% . В настоящее время именно это считается главной причиной более лояльной политики Литвы в отношении переселенцев Советской эпохи. Однако не следует списывать всё только на фактор этнической и демографической политики советского руководства, который вызвал социальные потрясения в Латвии и Эстонии. Как можно видеть в данной главе, исторический фактор играет не менее значимую роль. Литовцы испокон веков жили в соседстве с другими народами. Не вызывает сомнений, что это наложило свой отпечаток на ментальность и культуру литовцев. Вместе с тем, надо заметить, что подобное историческое развитие не исключает такого фактора, как национализм. Как в межвоенной Литве, так и в Постсоветской, политика литвинизации имела место быть. Несмотря на то, что Постсоветская Литва официально не проводит данную политику, по сей день есть партии и силы, стремящиеся навязать её. Вместе современная Литва считает себя именно наследницей Великого княжества Литовского. Во время конфликта вокруг государственного экзамена по литовскому языку, о котором речь пойдёт в третьей главе, нынешний президент Даля Грибаускайте подчеркнула министру науки и просвещения, что Литва всегда была многонациональным государством.

Просмотрев историю национальных меньшинств в Литве в общих чертах, а также политику Литовского государства по отношению, для данной работы будет необходимо остановиться более подробно на поляках, русских, белорусах, как на трёх наиболее многочисленных народах на настоящий момент. Кроме того, будут рассмотрены также украинцы, которые являются 4-ым славянским национальным меньшинством. Также история народов, традиционно проживавших в Литовском государстве, таких как караимы и польско-литовские татары.

Поляки в Литве

Несмотря на то, что поляки и литовцы жили в одном государстве с 1569 года, большинство современных литовских поляков – это потомки переселенцев времён Межвоенной Польши, так называемые жители восточных кресов – территорий Литвы, Западных Украины и Белорусии некогда входивших во Вторую Речь Посполитую. В настоящее время, лица польской национальности проживают по всей стране, но больше всего (около 90%) обосновалось на юго-востоке страны: в Вильнюсе, в Шальчининкском, Тракайском, Швенченском и Вильнюсском районах. Наибольшая их концентрация в Вильнюсском районе – 63% и Шальчининкайском – 80%. В отличие от русских, белорусов и украинцев, поляки в основном проживают в сельской местности. После Второй мировой войны, польскому населению литовского края пришлось пережить две депортации. Однако, несмотря на это, на протяжении всего Советского периода, они оставались третьими по численности, после литовцев и русских, уступив последним второе место. На сегодняшний день поляки являются самым крупным национальным меньшинством в Литве. Они вышли на первое место по численности относительно недавно. Если считать от последней всесоюзной переписи 1989 г. до переписи 2001 г.- первой после восстановления независимости – то за 12 лет поляки стали первым по численности национальным меньшинством. Ниже в таблице представлена численность поляков в Литве по уездам на 2001[63] и 2011[64] годы:

 
Численность % Численность %
Литва 234 989 6,74 200 317 6,58
Алитусский уезд 3 936 2,09 3 029 1,91
Вильнюсский уезд 216 012 25,41 186 192 22,97
Каунасский уезд 3 816 0,54 2 812 0,46
Клайпедский уезд 0, 25 0,22
Мариямпольский уезд 0,16 0,17
Паневежский уезд 0,21 0,20
Таурагский уезд 0,07 0,06
Тяльшайский уезд 0,08 0,08
Утенский уезд 8 428 4,53 6 126 4,03
Шяуляйский уезд 0,16 0,14

Помимо того, что польская община является третьей языковой группой в Литве, после литовской и русскоязычной. Поляки являются наименее ассимилированной национальной группой в Литве и наиболее рьяно отстаивают свои права на политическом поприще. В период Перестройки и первых лет независимости Литвы, поляки первыми из национальных меньшинств поднялись на борьбу с захлестнувшим всю страну литовским национализмом. В настоящее время, партия, представляющая польское меньшинство, активно отстаивает права вообще всего русскоязычного населения, включая русских и белорусов. Надо отметить, что их компактное проживание в сельской местности отражается на проблемах, с которыми они сталкиваются. Так, в отличие от тех же русских, большинство поляков борется за приватизацию земли, национализированной в Советское время. Кроме того, польское меньшинство пользуется поддержкой со стороны Польши. В первые годы независимости, противостояния польского меньшинства с литовскими властями заканчивались столкновением на дипломатическом уровне между Варшавой и Вильнюсом. Эти трения стихли лишь в 1994 году после заключения соглашения между Литвой и Польшей, и ещё больше угасли со вступлением обеих в Евросоюз. Польская община очень консолидирована. В Литве действует всего около 53 негосударственных польских организации разного характера.[65]

Русские в Литве

Русских в Литве можно разделить на две группы по происхождению. К первой относятся старообрядцы, переселившиеся на территорию Речи Посполитой в XVII веке. Ко второй относятся переселенцы времён СССР и их потомки.

У двух групп несколько разное географическое положение в Литве. Переселенцы Советской эпохи сосредоточены в трёх городах: Вильнюсе - 12,0% , Клайпеде - 19,6% и Висагинасе - 52,2%. В остальных регионах число русских невелико: в Каунасе всего - 3,8%, в Шяуляе – 4,1%, Паневежисе - 2,4%. Старообрядцы также разбросаны очагово по всей стране, однако большинство общин проживает на юго-востоке Литвы. Старообрядцы живут в основном в сельской местности и держатся общинами. В отличие русских Советского периода, они продолжают бережно хранить свою культуру и веру. В настоящее время старообрядцев в Литве насчитывается около 24 тысяч. Они образуют 61 приход по всей стране. Ниже в таблице представлена общая численность русских в Литве в таблице на 2001[66] и 2011[67]:

 
Численность % Численность %
Литва 219 789 6,30 176 913 5,81
Алитусский уезд 2 358 1,25 1 973 1,25
Вильнюсский уезд 98 790 11,62 83 281 10,27
Каунасский уезд 26 304 3,74 19 784 3,25
Клайпедский уезд 44 082 11,42 35 265 10,40
Мариямпольский уезд 1 146 0,60 1 099 0,67
Паневежский уезд 7 579 2,52 5 660 2,26
Таурагский уезд 0,63 0,65
Тяльшайский уезд 2 785 1,54 2 184 1,43
Утенский уезд 24 962 13,42 18 905 12,43
Шяуляйский уезд 10 926 2,95 8 039 2,66

Надо сказать, что в Советский период Литвы происходила девальвация привычной для литовцев «русскости». Русские начинали ассоциироваться не с православием и привычной для них народной культурой, а с советской культурой и идеологией. С крахом Советского Союза русские, как и в межвоенный период, оказались первыми под ударом со стороны националистов, так как литовцы не делали особых разграничений между Российской Империей и СССР. Для них и первая, и вторая были империями в духе великого русского империализма. Тем не менее, тогда свою задачу им выполнить не удалось – большинство русских осталось в Литве. К тому же в первые года независимости русские не входили в столь жёсткую конфронтацию, как поляки. Русские в основном испытывают проблемы с образованием, о чём будет сказано далее в этой работе. В настоящее время в Литве работает около 59 негосударственных русских организаций.[68]

Белорусы в Литве

Белорусы имеют глубокие корни исторические корни на Литовской земле. После восстановления независимости они остаются третьими по численности среди национальных меньшинств. По данным Департамента статистики, в начале 1999 г. в Литве проживало 52,8 тыс. белорусов(1,4% всего населения страны).

Согласно информации на сайте посольства Беларуси в Литве, белорусы, как и русские, делятся на две группы[69]: белорусы – автохтонны, живущие испокон веков на территории Литвы и переселенцы Советской эпохи. Ниже в таблице представлена численность белорусов в Литве по уездам на 2001[70] и 2011[71]:

 
Численность % Численность %
Литва 42 866 1,23 36 227 1,19
Алитусский уезд 0,44 0,42
Вильнюсский уезд 30 491 3,58 26 672 3,29
Каунасский уезд 1 942 0,27 1 454 0,23
Клайпедский уезд 3 882 1,00 2 982 0,87
Мариямпольский уезд 0,11 0,11
Паневежский уезд 0,16 0,15
Таурагский уезд 0,07 0,08
Тяльшайский уезд 0,18 0,16
Утенский уезд 3 668 1,97 2 882 1,89
Шяуляйский уезд 0,24 0,21

Белорусы-автохтонны, подобно полякам, проживают на Юго-Востоке страны. В настоящее время, белорусы сосредоточены в Вильнюсе, Ионаве, Мажекяе, Висагинасе, Клайпеде и Шяуляе.[72] В первых трёх они проживают исторически, в других трёх являются недавними переселенцами Советского времени.

Вильнюс с давних времен был известным центром белорусского письма, культуры, просвещения. Здесь печатник П.Скорина в 1522 г. издал первую печатную книгу на белорусском языке. В начале нашего века, в 1915 г. в Вильнюсе были открыты первые белорусские школы, в 1919 г. – гимназия (в настоящий момент, она является единственной гимназией, с преподаванием на белорусском), издавалось около 50 периодических изданий на белорусском языке. Издавались научные произведения и произведения художественной литературы, учебники, словари.

В Висагинас и Клайпеду белорусы переселились в Советское время. В первый они ехали для работы на Игналинской АЭС, во второй – для работы в Клайпедском порту и заселении мест, откуда были высланы немцы. В Шяуляе они также появились в Советское время. Число культурных организаций резко уступает польским и русским – всего 19 по всей стране.[73]

Наши рекомендации