Нетрадиционные формы организации занятий
Нетрадиционные формы организации занятия предполагают, что структура занятия строится в режиме проектирования. Этот вариант обеспечивает психологический комфорт детей. В такой структуре условно выделяют два вида параллельной деятельности – педагога и детей. Данный режим положен в основу планирования работы воспитателя.
Деятельность педагога | Дети |
1. Обращение педагога к детям. | 1. Ответная реакция детей. |
2. Совместная деятельность педагога и детей на занятии. | 2. самостоятельные или совместные действия детей. |
3. Реакция педагога на действия детей. | 3. Ответная деятельность детей. |
4. Проявление инициативы при проведении итогов занятия. | 4. Участие детей в подведении итогов занятий. |
В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за результат деятельности. В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять н6едостающие представления и обретать умения, развитие критического мышления.
Проекты могут быть разных видов и классифицироваться по разным основаниям:
- по предметно-содержательной области;
- по характеру доминирующих в проекте детской деятельности;
- по количеству участников;
- по продолжительности.
По предметно-содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей учебной программы.
По характеру доминирующих в проекте детской деятельностивозможны проекты (Е.С. Полат):
o творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
o исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);
o информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни – выращенный на подоконнике лук; во взаимодействии с детьми более младших групп – книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания и т.д.);
o творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).
Планируя работу, воспитатель может ориентироваться на конкретный вид проекта, а можно и интегрировать разные виды детской деятельности в один проект.
По количеству участников в учреждении дошкольного образования целесообразно использовать коллективные и групповые проекты. Например, коллективный проект – «Мастерская Деда Мороза»; групповой проект «Истории игрушки».
По длительности реализации проекты могут быть краткосрочными (мини-проекты – для детей младшей группы, продолжительность 2-3 дня,),средней продолжительности (для детей старших групп, продолжительность 1-2 недели).
Н.Ю. Пахомовой выделено несколько этапов осуществления проектной деятельности в учреждении дошкольного образования:
1) погружение в проект;
2) организация деятельности;
3) осуществление деятельности;
4) презентация результатов.
Рассмотрим их более подробно относительно выполняемых действий со стороны воспитателя и детей.
Воспитатель | Дети |
1 этап. Погружение в проект | |
Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель, задачи. | Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют, конкретизируют цель и задачи. |
2 этап. Организация деятельности | |
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует (помогает): - группы детей; - распределение ролей, ответственности; - планирование детской деятельности по решению задач проекта; - предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы. | Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, обязанности. Планируют свою работу и всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. |
3 этап. Осуществление деятельности | |
При косвенном участии: - при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; - деликатно контролирует; Обогащает представления детей, повышает их эрудицию; - репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. | Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: - выполняют свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей; - консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и одобрения; - ищут необходимые и недостающие представления; - фантазируют; - готовят презентацию. |
4 этап. Презентация результатов | |
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и их совместную деятельность. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. | Демонстрируют: - понимание проблемы, цели и задач; - умение планировать и осуществлять работу; - найденные способы решения проблемы; - самоанализ деятельности и ее результата; - взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучшего участника. |
Педагогу необходимо создать условия для того, чтобы дети-участники проекта получили удовлетворение и удовольствие от презентации и оценки своих усилий, затраченных на реализацию проекта и создание конечного продукта. Для этого необходимы зрители, ими могут быть родители, сотрудники учреждения дошкольного образования, дети других групп.
Участие в проекте дает ребенку возможность делать что-то интересное в группе со сверстниками, проявить свои способности, применить свои знания и личный опыт. У детей воспитывается ответственность, умение работать в коллективе, творчество.
Воспитателю проект дает возможность решать множество педагогических задач: показать детям способы поиска информации, научить планировать коллективную деятельность, проводить исследование. Из носителя готовых знаний педагог превращается в организатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников.
Более подробно можно посмотреть в кн. Савенков А.И Путь в неизведанное: как развить свои исследовательские способности. М.: Генезис, 2005. – 95 с.; Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43-47; Емельянова М. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. 2009. № 3. С. 7-10.
? Назовите этапы осуществления проектной деятельности.