Создание педагогических условий для создания познавательных интересов детей дошкольного возраста.
Роль педагога заключается в организации условий для свободной деятельности дошкольника, обеспечивающих постановку им цели деятельности на основе собственных способностей и потребностей, познавательных интересов, реализацию любознательности в процессе освоения действительности.
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т.А.Куликова). Познавательные интересы включают в себя интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием, характеризуются:
- познавательной активностью,
- избирательной направленностью,
- стремлением самостоятельно решать проблемные вопросы, познавательные задачи,
- устанавливать причинно-следственные связи.
Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают уверенность в своих сипах.
Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать.
Основной формой проявления познавательных интересов являются детские вопросы. Исследования А.И.Сорокиной, М.М.Рубинштейна выявили различныемотивы детских вопросов. Авторы делят вопросы на две группы: познавательные и коммуникативные.
Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ними контакт.
В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.
Источникомпознавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка.
С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им не известно и не совсем понятно. Исследователи называют следующие причины возникновения детских вопросов:
o дошкольник пытается найти «новому» место среди ранее усвоенных знаний, подобрать соответствующее определение;
o вопросы появляются, когда возникает противоречие между прошлым опытом ребенка и тем, что он видит и узнает;
o дошкольник ставит вопросы и тогда, когда хочет убедиться в правильности своего вывода (это категория вопросов-гипотез).
Содержание детских вопросов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы ни касались вопросы детей. Дети спрашивают: об окружающих их предметах, далеких планетах и космосе, явлениях общественной жизни и т.п.
Можно выделить несколько характерных типов детских вопросов.
1. У детей 3-х лет появляются многочисленные вопросы первого типа – устанавливающие, вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта (где? кто? что? какой?) Например, 3-летний Саша спрашивает: «Это что? Это книга новая? Моя книга?».
2. К 4-5 годам появляются вопросы второго типа – определительные, вопросы, связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик. Например, «Девочки любят играть с куклами?», «А сосулька сладкая?».
3. Наряду с этими вопросами появляются третьего типа – причинные, вопросы, относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин закономерностей, сущности явлений (зачем? почему?). Например, «Почему корова ест зеленую траву, а у нее белое молоко?», «Почему сажают одно зернышко, а вырастает целый колос? Зачем люди придумали атомную бомбу? Отчего облака движутся?».
4. К концу дошкольного возраста все чаще появляется четвертый тип вопросов – вопросы-гипотезы, выражающие предположения, собственные выдвинутые теории по поводу познаваемых явлений, объектов окружающей действительности. Например, «Если кошке отрезать усы, то она не найдет дорогу домой?», «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему от молнии может нааться пожар? А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?».
Следует отметить следующую закономерность: пик вопросов приходится на возраст 4,5-5,5 лет; в более старшем возрасте количество вопросов начинает уменьшаться.
Почему это происходит? У ученых на этот счет нет единого мнения. Одни считают, что у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответ на возникающие вопросы. По мнению других, уменьшение числа вопросов связано с условиями воспитания и обучения: взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их вопросов («Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!»). В результате у ребенка развивается представление, что задавать вопросы означает показывать свою неосведомленность.
Одним из главных условий развития способности задавать вопросы является позиция взрослого.
1. Он учит ребенка видеть и формулировать проблему – ставить вопрос и отражать результаты познания. Отсюда значимым является отношение взрослого к спонтанным детским вопросам. Взрослый должен предоставить ребенку возможность самостоятельного поиска ответов, что в дальнейшем научит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос.
2. Взрослый постоянно должен побуждать ребенка «спрашивать». Для этого создает специальные ситуации, подбирает объекты, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы.
3. На вопросы детей надо отвечать точно и доступно. Нужно хвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если взрослый будет, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах, энциклопедиях.
4. Нужно научить ребенка формулировать вопросы так, чтобы они провоцировали к ответу и мыслительной деятельности.
5. Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать – не стыдно. Стыдно не узнать, если сможешь ты это сделать. Надо убедить детей, что задавать эти вопросы – это полезно: «Ты больше будешь знать, когда найдешь ответы». Необходимо поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». Детей надо хвалить за хорошие вопросы: «Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным – научись задавать вопросы».
6. Взрослый не должен смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Нужно помнить, что он имеет право на ошибку. Поэтому лучше учить детей задавать уточняющие вопросы, которые помогут им разобраться в возникшей проблеме.
Очень часто дошкольники не отвечают на вопросы или отвечают плохо. Выделяются следующие причины этого:
- Не знают ответа и боятся это показать.
- Знают, но боятся ошибиться; не знают с чего начать ответ; долго думают, а взрослый этого не хочет понимать и принимать.
- Ребенку совершенно неинтересен вопрос.
Основной подход в обучении детей умению отвечать на детские вопросы заключается в создании дружелюбной, раскованной обстановки, которая дает ребенку абсолютную уверенность, что над ним не будут смеяться.
Для активизации познавательного интереса детей дошкольного возраста взрослый может организовать с ребенком или группой детей ряд игр, например игра-путешествие «Поиск клада», игра-упражнение «Чувствуем ногами», игра-викторина «Что? Где? Когда?» и т.д. В данном случае основная задача взрослого – вызвать интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, интеллектуального напряжения.
? Что служит источником развития познавательного интереса ребенка?
Источникомпознавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка.
Источникомпознавательных интересов служит взрослый.
Организация и обогащение материальной среды для детской деятельности. Самостоятельность ребенка во всех видах деятельности.
Для полноценного становления свободной деятельности ребенка дошкольного возраста необходимо создать соответствующую развивающую среду. Развивающая среда – это специальным образом организованное окружающее пространство ребенка, способное оказывать позитивное влияние на самообучение и саморазвитие ребенка (В.А. Петровский).
С.Л.Новоселова указывает, что обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. К основным элементам этой среды она относит архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии, игровые, спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.
В конце 80-х годов ХХ столетия появился термин «предметно-развивающая среда» (О.Артамонова, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, М.Н. Полякова, С.А. Смирнов и др.). Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную творческую деятельность детей всей группы.
Исследователи отмечают, что в предметно-развивающей среде важно учитывать две стороны: пространственно-предметную (вещественную, материализованную) и духовно-эмоциональную (диалоговую, личностную, оценочную).
Содержание, насыщенность пространственно-предметной стороны обеспечивает наполнение ее духовно-эмоциональной стороны: обогащается социальный опыт ребенка, приобретаемый в свободной деятельности детей. Основными компонентами опыта выступают представления о мире и о себе, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Таким образом, эффективно реализуется одно из системных обновлений дошкольного образования – обновление его содержания.
Ведущим требованием к предметно-развивающей среде становится ее ориентация на личность ребенка: его возможности и потребности. Оборудование, материалы, планировка группы должны работать на развитие каждого. Содержание предметно-развивающей среды, организованной педагогом, должно предъявлять некий вызов, затрагивающий интересы ребенка и мотивирующий постановку и достижение цели деятельности.
Функциями предметно-развивающей среды, обеспечивающей равноценное физическое, личностное, интеллектуальное развитие ребенка, являются:
– информативность, так как среда становится средством передачи социального опыта ребенку (каждый элемент среды несет в себе информацию об окружающем мире);
– комфортность, так как среда должна обеспечивать ребенку положительное эмоциональное состояние, ощущение благополучия и безопасности;
– мобильность предметного окружения для реализации ребенком стремления к моделированию, с одной стороны, и создания собственной зоны комфорта, с другой;
– гибкость зонирования как возможность свободной трансформации оборудования в любой части помещения.
В качестве структурных единиц предметно-развивающей среды свободной деятельности исследователи (О.Г. Тавстуха, Т.Н. Колисниченко, Е.В. Михеева, А.А. Муратова) предлагают центры активности по видам детской деятельности (игровой, общение, трудовой, познавательно-практической и т.д.), что придает предметно-развивающей среде характеристики динамичности, изменчивости, необходимости, достаточности, природо– и возрастосообразности.
Необходимо соблюдать определенные требования к оборудованию центров активности:
– стимулирование активности детей;
– затрагивание максимального количества органов чувств;
– предоставление возможности взаимодействия со сверстниками.
Организация зон активности в соответствии с предложенными требованиями обеспечит детям умения ставить и решать проблемы, мыслить критически, делать выбор и вырабатывать понятия и отношение к объектам культурной среды.
Таким образом, правильно организованная материальная среда для свободной деятельности дошкольников включает в себя следующие пути обеспечения: насыщение пространства специально подобранными материалами, которые дают ребенку возможность включаться в среду, выбирать разную деятельность, материалы, объединяться с другими детьми и педагогом вокруг интересного объекта. Результатом является создание атмосферы занятости, увлеченности, организованности, творчества.
Т.В. Фуряева описала концепцию построения развивающей среды в зарубежной педагогике. Ее основополагающие функции следующие.
Пространство групповой комнаты предполагает его дифференциацию на зоны, отделенные друг от друга акустически и оптически. Для этого могут быть использованы передвижные стенки, мебель, растения, жалюзи, ткани. К структурному компоненту относятся и вертикальные плоскости: возвышения, лестницы, уклоны, галереи. В сферу деятельности детей привлекаются все помещения, относящиеся к основной групповой комнате (гардеробы, фойе, холл, вспомогательные помещения).
Взрослые должны обеспечить максимум двигательной активности детей, стимулируя ее разноуровневым оборудованием, турниками, конструкциями, которые находятся не только в специальном помещении, но и в группе. Кроме заданных гибких подвижных элементов, желательно предоставлять детям возможность создавать импровизированные структуры помещений, которые можно менять (постройки из коробок, картона).
При создании игровых зон следует избегать искусственности в функциональном их назначении (например, в кухонном игровом уголке дети могут приготовить простейший салат и т.д.). В группе должны присутствовать зоны рукоделия, художественной деятельности (лепки, рисования, музицирования и т.д.).
Помимо целевых уголков, в групповом помещении должна предусматриваться многофункциональная зона со свободным доступом для всех детей. Эта зона располагается в спокойном месте, должна быть снабжена местами для сидения, материалами для чтения, наблюдений, экспериментирования. Она необходима для общения детей всей группы. Рядом рекомендуется разместить уголок для игры с куклами. В центре групповой комнаты обязательно должно быть не загроможденное мебелью пространство, где дети могут свободно передвигаться.
Кроме развития моторных функций вся предметно-пространственная среда должна быть направлена на пробуждение детской фантазии, воображения, атмосферы приключения (скрытые уголки, темный туннель для лазания, пещера и т.п.).
Особое внимание желательно уделить ванной комнате, которая может быть использована для игр с водой и экспериментирования, создания уютных уголков с водой (подводный садик с улитками, подводными растениями, ракушками).
Рекомендуется использовать цветное стекло для создания уютной и сказочной обстановки. Освещение должно иметь несколько режимов: полное, частичное, затмение.
Значимым является оборудование площадки на улице. На площадке должно быть: водоем, ручеек, песок, место для разведения огня, дерево для лазания, неколючий и неядовитый кустарник, оборудование для основных видов движений (лабиринт, горки, тумбы, турники, подвесные канаты, башня для наблюдения). Для рисования мелом необходимо асфальтовое покрытие. Для конструирования рекомендуется иметь крупный природный материал (спилы деревьев), коробки, шины. Главный смысл оформления площадки – активизация разнообразной деятельности, пробуждение фантазии и творчества, физическое развитие детей.
Важнейшим положением концепции является рекомендация стимулировать сотрудничество детского и взрослого мира.
Таким образом, рассматривая особенности построения развивающей среды за рубежом, необходимо отметить, что в этом участвуют специалисты разного уровня (инженеры, дизайнеры, архитекторы, педагоги). Данная среда содержит огромный потенциал для развития свободной деятельности детей дошкольного возраста.
? Назовите ведущее требование к предметно-развивающей среде.
Ведущее требование к предметно-развивающей среде - ее ориентация на потребности взрослого и ребенка.
Ведущее требование к предметно-развивающей среде - ее ориентация на личность ребенка: его возможности и потребности.
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////