Роль умственного воспитания в системе целостного развития дошкольников.
Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других качеств и черт, которые создают его духовный облик.
В настоящее время на 1-ый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного воспитания. В распорядке дня дошкольников нет специального направления в работе «умственного воспитания». Оно осуществляется и тогда, когда ребенок играет и тогда, когда он занят трудом, и тогда, когда он с помощью взрослого знакомится с новыми предметами и явлениями действительности.
Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие интеллектуальной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.
Необходимо отметить, что уровень умственного развития детей не стоит на месте. Он растет. Это подтверждают многочисленные исследования физиологов, психологов и педагогов. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что возрастные возможности детей дошкольного возраста в отношении усвоения ими новых знаний и умений, формирование интеллектуальных способностей значительно выше, чем считается сейчас.
Сегодняшние дети способны усваивать значительно более сложные знания и умения, и, главное, в более систематизированном виде, чем это предусматривалось предыдущими программами обучения. Это объясняется изменившимися условиями жизни, высоким уровнем современной науки, научно-техническим прогрессом, высоким уровнем культуры, СМИ, совершенствованием образования, высоким образовательным и культурным уровнем родителей.
В процессе умственного воспитания нужно учитывать явление акселерации, ускоренного развития детей, которое касается и умственного развития дошкольников.
Умственное воспитание играет важную роль в целостном воспитании детей дошкольного возраста, тесно связано с другими сторонами воспитания: социально-нравственным, трудовым, эстетическим, физическим. Овладение специальными знаниями во всех направлениях развития ребенка требует определенного уровня умственного развития.
Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта, под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами интеллектуальной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.
Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, художественной деятельности.
Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.
Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.
Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.
? Дайте определение понятия "умственное развитие".