Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в одно занятие.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная

задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально-значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта.

Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной

деятельности:

 Web-сайт;

 Анализ данных социологического опроса;

 Атлас;

 Атрибуты несуществующего государства;

 Бизнес-план;

 Видеофильм;

 Видеоклип;

 Выставка;

 Газета;

 Действующая фирма;

 Журнал;

 Законопроект;

 Игра;

 Карта;

 Коллекция;

 Костюм;

 Макет;

 Модель;

 Музыкальное произведение;

 Мультимедийный продукт;

 Оформление кабинета;

 Пакет рекомендаций;

 Письмо в ... ;

 Праздник;

 Прогноз;

 Публикация;

 Путеводитель;

 Серия иллюстрации;

 Система школьного самоуправления;

 Сказка;

 Справочник;

 Сравнительно-сопоставительный

анализ;

 Статья;

 Сценарий;

 Учебное пособие;

 Чертеж;

 Экскурсия.

Паспорт проектной работы

Как правило, паспорт проектной работы состоит (не более 2 страниц) из следующих пунктов:

1. Название проекта.

2. Руководитель проекта.

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

6. Состав проектной группы (Фамилия, Имя учащихся, класс).

7. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский,

творческий, практико-ориентированный, ролевой).

8. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

9. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

10. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на

которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

11. Необходимое оборудование.

12. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне ДОУ,

личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

13. Предполагаемые продукт(ы) проекта.

14. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму,

продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход

этапа).

15. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

16.Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

 четко организовать работу каждого участника проектной

группы;

 стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении

работы над проектом;

 объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

 судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на

протяжении его выполнения;

 сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем

других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

Для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные

планы. Для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, — ежедневные.

В таких планах указывается индивидуальное задание каждого участника

проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в це-

лом, форма выхода очередного этапа.

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые

ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»

и т. д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться

проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

 Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного

существа).

 Деловая игра.

 Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе

информационных технологий.

 Диалог исторических или литературных персонажей.

 Защита на Ученом Совете.

 Игра с залом.

 Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох,

цивилизаций...

 Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

 Научная конференция.

 Научный доклад.

 Отчет исследовательской экспедиции.

 Пресс-конференция.

 Путешествие.

 Реклама.

 Ролевая игра.

 Соревнования.

 Спектакль.

 Спортивная игра.

 Телепередача.

 Экскурсия.

Система оценки проектных работ

Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

 Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

 Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее

исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?

 Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например,

лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?

Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:

 предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать

специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);

 все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.

В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных

проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Критерии оценок:

 самостоятельность работы над проектом;

 актуальность и значимость темы;

 полнота раскрытия темы;

 оригинальность решения проблемы;

 артистизм и выразительность выступления;

 как раскрыто содержание проекта в презентации;

 использование средств наглядности, технических средств;

 ответы на вопросы.

Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект (проектирование) — это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета «Технология». Проектирование может быть и отдельным учебным предметом. Самые современные области человеческой деятельности — дизайн и ПК — основаны на проектировании.

Наши рекомендации