Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты могут укладываться в одно занятие.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Формы продуктов проектной деятельности
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная
задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально-значимой проблемы.
Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта.
Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной
деятельности:
Web-сайт;
Анализ данных социологического опроса;
Атлас;
Атрибуты несуществующего государства;
Бизнес-план;
Видеофильм;
Видеоклип;
Выставка;
Газета;
Действующая фирма;
Журнал;
Законопроект;
Игра;
Карта;
Коллекция;
Костюм;
Макет;
Модель;
Музыкальное произведение;
Мультимедийный продукт;
Оформление кабинета;
Пакет рекомендаций;
Письмо в ... ;
Праздник;
Прогноз;
Публикация;
Путеводитель;
Серия иллюстрации;
Система школьного самоуправления;
Сказка;
Справочник;
Сравнительно-сопоставительный
анализ;
Статья;
Сценарий;
Учебное пособие;
Чертеж;
Экскурсия.
Паспорт проектной работы
Как правило, паспорт проектной работы состоит (не более 2 страниц) из следующих пунктов:
1. Название проекта.
2. Руководитель проекта.
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
6. Состав проектной группы (Фамилия, Имя учащихся, класс).
7. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский,
творческий, практико-ориентированный, ролевой).
8. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
9. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
10. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на
которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
11. Необходимое оборудование.
12. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне ДОУ,
личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
13. Предполагаемые продукт(ы) проекта.
14. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму,
продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход
этапа).
15. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
16.Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
четко организовать работу каждого участника проектной
группы;
стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении
работы над проектом;
объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на
протяжении его выполнения;
сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем
других проектов, близких по теме.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
1) паспорт проекта;
2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
Для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные
планы. Для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, — ежедневные.
В таких планах указывается индивидуальное задание каждого участника
проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в це-
лом, форма выхода очередного этапа.
3) промежуточные отчеты группы;
4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые
ксерокопии, и распечатки из Интернета;
5) результаты исследований и анализа;
6) записи всех идей, гипотез и решений;
7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»
и т. д.;
8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться
проектантам, и способов их преодоления;
9) эскизы, чертежи, наброски продукта;
10) материалы к презентации (сценарий);
11) другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.
Виды презентаций проектов
Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного
существа).
Деловая игра.
Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе
информационных технологий.
Диалог исторических или литературных персонажей.
Защита на Ученом Совете.
Игра с залом.
Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох,
цивилизаций...
Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
Научная конференция.
Научный доклад.
Отчет исследовательской экспедиции.
Пресс-конференция.
Путешествие.
Реклама.
Ролевая игра.
Соревнования.
Спектакль.
Спортивная игра.
Телепередача.
Экскурсия.
Система оценки проектных работ
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:
Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?
Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее
исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?
Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например,
лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?
Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:
предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать
специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);
все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.
В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных
проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста.
Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.
Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
Критерии оценок:
самостоятельность работы над проектом;
актуальность и значимость темы;
полнота раскрытия темы;
оригинальность решения проблемы;
артистизм и выразительность выступления;
как раскрыто содержание проекта в презентации;
использование средств наглядности, технических средств;
ответы на вопросы.
Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект (проектирование) — это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета «Технология». Проектирование может быть и отдельным учебным предметом. Самые современные области человеческой деятельности — дизайн и ПК — основаны на проектировании.