Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое
количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих
участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни ДОУ.
Палитра разнообразна — от учебного пособия до пакета рекомендаций. Важно
оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное
исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,
спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.
Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических
персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся- проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект —исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной
области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины.
Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-
научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.
Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и
презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.
Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное
время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки
проблемы
По характеру контактов между участниками проекты могут быть:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными (разного масштаба);
межрегиональными (в рамках одного государства);
международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.