Прямое государственное управление и контроль государства за местными властями
Романская
- Местные сообщества и нация принципиально различаются и имеют разные интересы
- Местное самоуправления является реализацией права местного сообщества, как особого социального образования, на реализацию своих интересов
- Выборность местной власти является признанием самостоятельной сущности сообществ
- Реализация местных интересов не может противоречить национальному интересу, который должен абсолютно верховенствовать
- Общая компетенция как право сообществ решать вопросы местного значения в соответствии со своими интересами
- Местные сообщества (а не местные органы власти) являются юридическими лицами, обладающими собственностью, правами и т.д.
- Важнейший вопрос децентрализации - право выборных лиц принимать решения и распоряжаться бюджетом
- Обязателен жесткий контроль за сообществами (префект, другие органы административного контроля) и параллельное существование на местном уровне государственной администрации, для решения национальных задач
Прямое государственное управление на местах осуществляется через отраслевые службы, присутствующие почти на всех уровнях, и через государственные органы общей компетенции на местах.
Унифицированный и подробно регламентированный статус местных органов власти.
Британская
- Жителей территориальных образований связывает лишь соседство, они не формируют особого сообщества
- Все публичное управление направлено на реализацию национального интереса
- Местное управление является лишь территориализацией единого публичного управления
- Выборность местных органов власти - демократичный и освященный традицией способ осуществления единого управления, направляемого из центра
- Отсутствие общей компетенции и применение к местной власти правила ultra vires; юридическими лицами являются органы власти
- Возможность регулирования любых вопросов, связанных с местным управлением, общими и частными нормативными актами из центра
- Органы местного управления представляют центра на местах; нет необходимости в каких-либо иных представителях
- Способы формирования местных органов власти могут бесконечно варьироваться, не меняя своей сущности: выборы, выборные чиновники, назначение, совместные органы, состоящие из депутатов и чиновников и т.д.
Существуют многочисленные отраслевые органы управления на местах, формируемые органами местного самоуправления и/или государственной власти и относительно самостоятельные.
Статус местных органов власти основан на общих принципах, унифицирован, но может варьироваться в зависимости от местных особенностей.
Германская
- Нация состоит из территориальных сообществ, интересы нации включают в себя местные интересы
- Национальные единые интересы реализуются также через деятельность местных органов власти
- Участие в публичном управлении - долг граждан и местных органов власти
- Выборность местных органов власти - один из способов реализации гражданами своего долга участвовать в управлении
- Общая компетенция как право и обязанность решать вопросы местного значения под свою ответственность
- Большая часть полномочий делегируется местным властям, которые подотчетны или подчиняются вышестоящим органам власти
- Обязательный характер назначений, выборов, решений органов управления промежуточного уровня
- Наряду с открытыми выборами может использоваться, в целях эффективности и скоординированности, назначение должностных лиц и институт выборных чиновников (интеграция местной исполнительной власти в национальный механизм)
Все отраслевые службы на каждом уровне подчинены органу власти общей компетенции, независимо от его статуса. В структуре органов власти стирается грань между выборностью/самостоятельностью и иерархическим подчинением государству.
Статус местных органов власти может значительно варьироваться, но регламентирован правительством очень подробно.
Американская
- Местное сообщество - отдельное социальное образование, имеющее право на самоуправление для выражения своих интересов
- Государственные интересы (интересы штата) должны доминировать над местными интересами
- Баланс интересов достигается переговорами и соглашениями, с решающей ролью штатов
- Местные органы власти подотчетны не центру, а населению и независимым органам контроля (контроль с позиций системы публичного управления в целом)
- Обязательность выборных органов власти, обладающих всей полнотой полномочий на местном уровне
- Штаты вправе подробно регулировать статус и полномочия местных органов власти
- Статус местных органов власти является результатом компромисса между ними и властями штата; органы власти разного уровня вольны заключать финансовые соглашения
- Развитые формы контроля избирателями (частые выборы, отзыв, реферндумы и инициативы), контроль выборными органами и судами
Существуют многочисленные отраслевые службы, не связанные подчинением ни с правительством, ни с органами самоуправления. Высшие должностные лица этих служб часто выборные.
Скандинавская
- Нация состоит из территориальных сообществ, интересы нации включают в себя местные интересы
- Местное управление является территориализацией единого публичного управления
- Выборность и самостоятельность местных органов власти - рациональный способ учитывать разные интересы и организовать публичное управление
- Общая компетенция как право и обязанность решать вопросы местного значения под свою ответственность
- Компетенции и полномочия распределяются между разными уровнями исходя из единой целесообразности, независимо от местных интересов
- Местным сообществам передается максимум социальных функций государства
- Контроль за деятельностью органов самоуправления распределен между государством, гражданами, специальными полунезависимыми органами
На местном уровне практически отсутствуют органы прямого государственного управления
На региональном уровне государственный чиновник представляет правительство (Корону) и контролирует местные органы