Гуп рб «уфимский лес» лесная
ПОЧВЕННО-ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ, 2011 С
ВВЕДЕНИЕ
Почва и произрастающие растения на ней являются одними из важнейших компонентов биосферы, находящиеся в настоящее время под воздействием различных антропогенных влияний. В результате таких воздействий наблюдается изменения в экосистемах. Для поддержания нормального и устойчивого функционирования и установления равновесия в ландшафтах в системе «растение – почва - растение» необходимо проводить почвенные исследования. Чтобы создать оптимальные условия для роста и развития растений, нужно прежде всего, знать почву и уметь регулировать ее свойства. Отметим, что эта важная задача, но не единственная.
Изучение почв и почвенного покрова проводится в различных направлениях. В полевых исследованиях учащиеся или студенты впервые знакомятся со всем многообразием и сложностью почвенного покрова, с его рациональным использованием и охраной. В полевых условиях они овладевают методикой заложения почвенных разрезов, полевого морфологического их описания; учатся анализировать влияние факторов почвообразования на свойства почв.
Значение полевых работ велико, так как принцип наглядности для наиболее эффективного усвоения исследователями материала достигается непосредственно в природной обстановке на естественных почвенных разрезах, которые обладают большими информационными достоинствами. Следует отметить и тот факт, что последовательность в изучении различных типов почв, их приуроченности к определенным формам рельефа, характеру растительности, направляет деятельность исследователя на восприятие почвенного покрова как компонента ландшафта.
Данная работа позволит учащимся, студентам овладеть методикой полевого описания условий почвообразования (растительности, рельефа, почвообразующих пород и др.), усвоить правила выбора мест для заложения почвенных разрезов и взятия, почвенных образцов, овладеть методикой морфологического описания почвенных разрезов.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Полевым исследованиям почв предшествует подготовительный период, основная цель которого заключается в ознакомлении с материалами, характеризующимифакторы почвообразования района исследований: климат, растительность, рельеф, материнскую горную породу и хозяйственную деятельность человека.
В подготовительный период исполнители полевых работ должны получить общее представление о почвенном покрове изучаемого района, главных почвенных типах и подтипах, сведения о районирование территории. Почвенно-экологическое районирование территории Башкортостана приведено на рис 1.
Рис. 1. Почвенно-экологическое районирование территории Башкортостана (Хазиев и др., 1977).
1 – границы природно-сельскохозяйственных зон; 2 – границы почвенно-экологических округов; 3 – природно-сельскохозяйственные зоны (I – Северная лесостепь; II – Северо-восточная лесостепь; III – Южная лесостепь; IV – Предуральская степь; V – Зауральская степь; VI – Горно-лесная зона); 1-14 – почвенно-экологические округа.
Почвенно-экологические округа:
1 – Бельско-Уфимский возвышенно-увалистый, 2 – Уфимский платообразный, 3 – Присимский увалисто-предгорный, 4 – Айский возвышенно-равнинный,
5 – Юрюзано-Заайский полугорный, 6 – Приикский увалистый, 7 – Левобережный Прибельский волнисто-равнинный, 8 – Правобережный Прибельский равнинно-холмисто-предгорный, 9 – Белебеевский возвышенно-ступенчатый, 10 – Чермасано-Ашкадарский полого-увалистый, 11 – Общесыртинский увалисто-холмистый, 12 – Присакмарский межгорно-долинный, 13 – Зауральский увалисто-предгорный, 14 – Зауральский сопочно-равнинный.
Наличие Уральской складчатости обусловливает сложное геологическое строение и особенности рельефа рассматриваемой территории
В пределах более крупных форм рельефа различают микрорельеф - рельеф небольших площадей с незначительными высотными колебаниями (мелкие холмики, бугорки, кочки, блюдца, западинки).
При изучении материалов о рельефе местности одновременно выясняется и гидрографическая сеть: реки, озера, ручьи, болота.
Рельеф предварительно изучают по литературе (Атлас Республики Башкортостан, 2005), физической и гипсометрической картам. При изучении рельефа надо составить сначала общее представление о нем, о характере ландшафта (горный, волнистый, холмистый, равнинный и т. д.). Надо выявить на карте наиболее крупные формы рельефа (плато, водораздельные возвышенные площади или низины, впадины, террасы, поймы) и постараться выяснить их наружные очертания, высотные положения и географическое распределение. Необходимо также посмотреть, какие из форм макрорельефа являются преобладающими и где именно (в какой части территории), выяснить связь с геологическим строением местности и с распределением разных материнских горных пород.
Кроме макрорельефа, т. е. общей формы поверхности и относительного положения больших участков суши с более или менее крупными колебаниями высот, различают так же и мезорельеф. Это частные формы рельефа, занимающие сравнительно небольшие участки суши. К ним относятся дюны, барханы, овраги, балки, формы карстового рельефа - поля, «долины» и др.
Необходимо по топографической карте точно выяснить их географическое положение и понять, каким образом они могут влиять на гидротермический режим отдельных участков исследуемой местности. Очень важно в связи с этим выяснить степень дренированности или заболоченности участка, уровень и характер грунтовых вод, а так же каким образом влияет на водный режим местности имеющаяся мелиоративная сеть и проводимые мелиоративные мероприятия. Итогом на этом этапе подготовительной работы является составление топографической основы, необходимой для полевых работ. Чтобы лучше разобраться в формах рельефа, их происхождении, определить общие геоморфологические и гидротермические особенности местности, надо знать ее геологическое строение и характер материнских горных пород.
Геологическое строение местностиизучается по литературе и геологической карте, которая обычно дает представление о характере напластования коренных или подстилающих пород. Геологическое строение местности надо сопоставить с формами рельефа, выяснить, к каким из них приурочены различные горные породы и, в частности, четвертичные отложения, поверхностные слои которых являются чаще всего материнскими горными породами для почв лесной и лесостепной зон.
Материнские горные породыявляются тем исходным материалом, из которого возникают почвы в ходе процессов выветривания и почвообразования. В зависимости от происхождения они имеют неодинаковый химический и гранулометрический состав, следовательно, различаются по своим свойствам. Поэтому материнские породы в значительной мере определяют состав и свойства образующихся из них почв. Например, на песчаной и тяжелосуглинистой горной породе при сходных природных условиях формируются резко различные по своим свойствам почвы.
Одинаковые по гранулометрическому составу материнские породы, например, суглинистые, но различные по карбонатности (содержанию углекислой извести) по-разному влияют на зональное почвообразование. Карбонатность пород, как и их гранулометрический и минералогический состав, влияют также на состав и состояние растительности, а тем самым косвенно и на развитие свойств ночв.
Затем следует воспользоваться картой четвертичных отложений. На ней отметить пункт исследования и пространственное распределение различных материнских горных пород, увязав с формами рельефа, а позднее и с размещением лесок, болот, лугов, сельскохозяйственных угодий и различных почв. После изучения материнских горных пород надо ознакомиться с материалами, характеризующими растительность местности.
Растительностьизучается по различной литературе, выбор которой диктуется целевой установкой исследования.
Естественная растительность наряду с формами рельефа помогает выделить в натуре разные почвы еще до того, как будут заложены почвенные шурфы. Растительность является отзывчивым реагентом на окружающие условия, но со временем она и сама их изменяет. Так же нельзя забывать и о вмешательстве хозяйственной деятельности человека, изменяющей характер растительного покрова и условия развития почвенных процессов.
Перед началом полевых работ проводится инструктаж по технике безопасности. После чего исследователь должен получить следующее снаряжение: стальную лопату, топор для обрубки толстых корней, почвенный бур, почвенный нож, рулетку (10 или 20 м), матерчатый метр, компас, полевой дневник (бланки описания почв), тетрадь для полевых записей, карандаши, ручки, этикетки и мешочки для почвенных образцов, капельницы с 10%-ной соляной кислотой, а также набор реактивов для качественных реакций на хлор, сульфаты и железо (приложение 1-3).