По заполнению акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

1. Заполняется один акт обследования условий жизни и воспитания на всех несовершеннолетних детей, проживающих в семье (далее акт) установленного образца (приложение 2 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утверждённой постановлением Министерства образования от 05.05.2007 № 30).

2. Акт требует точных ответов на поставленные вопросы.

3. Недопустимо оставлять незаполненными какие-либо пункты акта.

4. Акт утверждается руководителем учреждения образования.

5. В пункте 8в) конкретно расписывается свободное время несовершеннолетних после школы и степени контроля за занятостью со стороны родителей. Например:

- совместные занятия с родителями;

- проводит свободное время в компании асоциальных личностей;

- ходит на рыбалку с одноклассниками.

6. В пункте 14 «в какой помощи нуждается несовершеннолетний, семья» прописывается конкретная помощь, в которой нуждаются несовершеннолетние, семья, и ответственные за её оказание. Например: ремонт в доме (ЖЭС)

7. В 15 пункте «Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему» прописываются причины, создающие социально опасное положение несовершеннолетних, и указываются меры по их устранению.

8. Выводы и мотивированное заключение должны содержать развернутую информацию, конкретизирующую сведения на момент обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье, информация в актах должна отражать динамику изменения положения дел в семье, эффективность и целесообразность продолжения работы.

Варианты выводов:

- ввиду того, что родители ненадлежащим образом занимаются воспитанием и содержанием несовершеннолетних, в доме беспорядок, холодно, минимальный запас продуктов питания, рассмотреть на заседании Совета по профилактике вопрос о целесообразности признания несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении;

- ввиду того, что родители сделали в квартире косметический ремонт, навели порядок в комнатах, имеется достаточный запас продуктов питания, рассмотреть на заседании Совета по профилактике вопрос об отмене решения Совета по профилактике от 10.03.2010 «О признании ученика 2 класса Ф.И.О., 10.10.2002 года рождения, Ф.И.О. других несовершеннолетних, проживающих по адресу: г. Минск, ул Голубева, 11, находящимися в социально опасном положении»

- ввиду того, что родители сделали в квартире косметический ремонт, навели порядок в комнатах, имеется достаточный запас продуктов питания, но мать по-прежнему употребляет спиртные напитки, вследствие чего в недостаточной степени занимается воспитанием и содержанием детей, продолжить работу с семьёй

ПОДРОБНЕЕ

Дата обследования: число, месяц, год.

2. ФИО ребенка (одного из семьи) полностью.

3. Возраст ребенка, дата рождения полностью, место рождения (смотреть свидетельство о рождении).

4. Адрес регистрации и адрес практического проживания; указать, откуда переехал, номера телефонов домашнего и/или мобильного.

5. Сведения о родителях

ФИО матери полностью, дата рождения полностью, место жительства, возраст, место работы, должность, стаж работы, доходы(вид дохода); слово «безработная» использовать в случае, если мать состоит на учете в центре занятости населения по безработице , во всех остальных случаях писать «не работает» и конкретно указать какой промежуток времени (если работает неофициально – написать место работы), в браке состоит с ____ года (смотреть свидетельство о браке), не состоит в браке с ____года, мать – одиночка (справка формы №2).

ФИО отца полностью, дата рождения полностью, место жительства, возраст, место работы, должность, стаж работы, доходы (вид дохода) –; слово «безработный» использовать в случае, если отец состоит на учете в центре занятости населения по безработице , во всех остальных случаях писать «не работает» и конкретно указать какой промежуток времени (если работает неофициально – написать место работы), в браке состоит с ____ года (смотреть свидетельство о браке), не состоит браке, вдовец, разведен с ____года, находится в МЛС, воспитывает ребенка один.

Если кто-то из родителей проживает в незарегистрированном браке с другим человеком, указать все сведения о сожителе.

В графе «отец» должна быть обязательно запись:

-либо умер;

-либо указан со слов матери (в том случае, если мать-одиночка) ПУСТОЙ ГРАФУ НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ!!!

Если отец проживает по другому адресу, необходимо указать его место жительства

6.Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего: конкретно указать, кто занимается воспитанием и содержанием ребенка (детей) – мать, отец (например, мать ненадлежащим образом занимается воспитанием и содержанием ребенка, переложила обязанности на свою мать, свекровь, сестру и др.).

7.Состав семьи: прописать всех членов семьи по отношению к несовершеннолетнему.

Мать: ФИО, год рождения, работает (не работает)

Отец (если есть): ФИО, год рождения, работает (не работает), находится а МЛС, на лечении в …

Брат (если есть): ФИО, полная дата рождения, учреждение образования или место работы.

Далее по такому же принципу прописать всех братьев и сестер, если они есть у несовершеннолетнего(ей), указать возраст, полную дату рождения, место учебы и т.д.

Сожитель матери (если он не является биологическим отцом ребенка и постоянно проживает в семье): ФИО, полная дата рождения, работает (указать место работы), не работает, является биологическим отцом (указать кого).

8.Сведения о несовершеннолетнем (в отношении которого оформляется акт):

Несовершеннолетний(яя) является воспитанником, обучающимся

указать, чем занимается ребенок после возвращения из учреждения образования (кружки, секции, времяпрепровождение в кругу семьи, родственников);

прописать наличие режима дня ребенка и его соблюдение: время отхода ко сну, принятия пищи, дневного отдыха, прогулки по свежему воздуху.

При обследовании условий проживания несовершеннолетнего обратить внимание:

· на состояние жилого помещения: наличия существенных проблем (трещин в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (захламленность, наличие бытовых паразитов, домашних животных, неприятных запахов внутри жилого помещения, остатков пищи на полу и мебели и пр.);

· на обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, детские книги, оборудованное место для сна, игр и др.;

· на обеспеченность ребенка предметами для игр, соответствующими его возрасту, достаточным пространством для игр, место для подготовки к урокам.

· на обеспеченность ребенка едой: запас продуктов питания, мясных продуктов в морозильной камере, наличие свежеприготовленных блюд (попросить хозяев самим открыть и показать наличие продуктов);

· на наличие в семье финансовых трудностей: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы – безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.;

· прописать, кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном бабушка (дедушка) и др.;

· прописать группу здоровья несовершеннолетнего, наличие хронических заболеваний, диспансерный учет, учет у врачей узкой специализации;

· прописать, с кем и где пребывает ребенок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время: указать название деревни, место нахождения дачи, страну пребывания на отдыхе и пр.

9.Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи.

Следует обратить внимание:

· на степень эмоциональной привязанности ребенка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребенок привязан больше всего);

· степень эмоциональной близости с родителями, либо эмоциональной отстраненности;

· на адекватное реагирование на потребности ребенка (либо потребности и запросы ребенка удовлетворяются в минимальной степени);

· на открытые и доверительные отношения между ребенком и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребенка) и др.;

· на степень послушания ребенка и сознательное выполнение ребенком семейных правил и требований взрослых.

10.Прописать, какие (не сколько) суммы выплачиваются на несовершеннолетнего: алименты (если разведены или установлено отцовство), пособие (если мать по уходу за ребенком до 3 лет), пенсия.

11. Прописать, кто является нанимателем данного жилого помещения: ФИО, дата рождения (отец, мать, дедушка и др.).

12. Прописать количество человек, проживающих в данном помещении и каждый конкретно (например, мать – ФИО, дочь – ФИО; сожитель матери, не являющийся биологическим отцом детей, - ФИО, информация о нем, сожительница отца и т.д.)

13.Прописать площадь (общую и жилую) и благоустройство жилья (сведения можно получить из документов на квартиру).

14. Прописать вид помощи, в которой нуждается несовершеннолетний и его семья (в зависимости от потребностей): педагогической, психологической, социальной, правовой, медицинской.

15. Сделать вывод об обстановке в семье (стабильная, нестабильная), условиях проживания и воспитания ребенка (благоприятные, неблагоприятные), есть ли у ребенка все необходимое для полноценного воспитания, развития, обучения;

оказать помощь несовершеннолетнему

если кто-либо из родителей не работает – рекомендовать трудоустроиться;

если нет чего-либо, необходимого для ребенка, - приобрести;

если есть трудности в его воспитании – обратиться к специалистам учреждения образования и социально-педагогический центр за помощью;

если есть признаки неблагополучия – сообщить директору для принятия решения на Совете по профилактике.

Документ подписывается всеми специалистами, проводившими обследование (не менее трех человек), и утверждается руководителем учреждения.

Наши рекомендации