Исследование словарного состава языка
а) понимание слов:
— существительных: частотных______________, малочастотных __________________;
— местоимений: личных_________________, притяжательных ______________________;
— глаголов: выполнение движений по инструкции (выполняет, не выполняет), показ действий на картинке (не нарушен, нарушен ________________________________________;
— прилагательных: отдельные признаки, пары признаков — антонимов (не нарушено, нарушено__________________);
б) использование слов:
— звукоподражания: повторение__________________, называет по картинке__________________;
— местоимения: личные__________________, притяжательные _____________________________;
— существительные (по возрасту, неправильная форма_________________, глагол, прилагательное, не использует);
— прилагательные (по возрасту, неправильная форма______________, глагол, существительное, не использует);
— глаголы (по возрасту, неправильная форма______________, существительное, прилагательное, не использует);
Исследование грамматической системы
а) грамматические признаки в словосочетаниях:
— существительные: склонение (понимает, не понимает, использует, не использует, какие__________________), предложно-падежные конструкции (понимает, не понимает, использует, не использует, какие__________________), согласование: с прилагательным (понимает, не понимает, использует, не использует, какие __________________), с притяжательным местоимением (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ________________), с числительным (понимает, не понимает, использует, не использует, какие__________________);
— глаголы: лицо, число (понимает, не понимает, использует, не использует, какие__________________), род (понимает, не понимает, использует, не использует, какие__________________);
б) предложение
— простое предложение (понимает, не понимает, использует, не использует, какие____________________), сложное предложение (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ________
______________________);
— инструкции: простые (понимает, не понимает) сложные (понимает, не понимает);
в) текст:
— понимание: соотнесение текста с картинкой (норма, не соотносит, характер ошибок __________________), на вопросы по тексту (отвечает, не отвечает, характер ошибок ________________);
— использование: пересказ (норма, нарушен, характер ошибок __________________, не пересказывает), рассказ по картинке (норма, нарушения, какие__________________, не составляет)
Рассказ по серии картинок (норма, нарушения, какие ________
________________________, не составляет)
Характер аграмматизмов (отсутствие лексических трудностей, поиск слова, близкая замена, далекая замена, неадекватная замена, смысловые ошибки)
Состояние фразовой речи(без особенностей, нарушение порядка слов, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность)
Особенности словообразования и словоизменения(без особенностей, не используемая в данном контексте форма, неправильная форма слова, отказ)
Исследование письма
1. Автоматизированное письмо (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма)
2. Списывание (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма)
3. Письмо букв под диктовку (не нарушено, искажения по гра-фо-моторному сходству, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, замены гласных/согласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма)
4. Письмо слогов под диктовку (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, пропуск, замены гласных/согласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность произвольного письма, невозможность письма нарушено)
5. Письмо под диктовку слов (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма)
6. Письмо под диктовку фраз и текста (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма)
7. Самостоятельное письмо (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена ко артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность произвольного письма, невозможность письма)
темп письма (низкий, средний, высокий)
Исследование чтения
1. Чтение (узнавание) букв в наборе, выполненном разными шрифтами (не нарушено, замены, какие _____________________, персеверации, не читает)
2. Чтение букв вслух (не нарушено, нарушено)
3. Чтение слогов и псевдослов (не нарушено, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, персеверации букв, слогов, угадывающее чтение, не читает)
4. Чтение слов (не нарушено, нарушения просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает)
5. Чтение предложений (не нарушено, нарушения просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает)
7. Подкладывание подписей под сюжетные картинки (не нарушено, путает, не читает)
8. Чтение рассказов (не нарушено, нарушения просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает)
Исследование процесса счета
1. Запись чисел (не нарушена, зеркальность, пропуск элементов, персеверации, искажения по пространственному типу, пропуски разрядов)
2. Чтение чисел (не нарушено, пропуски разрядов, зеркальность, персеверации, инертность, не опознает)
3. Счетные операции (не нарушены, нарушения в простых счетных операциях, при переходе через десяток, пространственные ошибки, трудности переключения, застревание на ошибках, инертность)
4. Серийный отсчет (не нарушен, увеличение латентного периода, персеверации, забывание промежуточного результата, инертность, дезавтоматизированность, невозможен)
Мышление
Года
• Различает понятия «машины» и «животные»
• Узнает часть целого
1. Решение задач (не нарушено, забывает условия задачи, забывает, заменяет числа, затруднения в простых счетных операциях, не понимает и не усваивает способ решения задачи, импульсивность, невозможность составить программу решения)
2. Интерпретация пословиц, метафор (понимает, конкретная, увеличение латентного периода, импульсивность, инертность, фрагментарность, не понимает)
3. Понимание смысла рассказа (не нарушено, увеличение латентного периода, импульсивность, фрагментарность, нарушение логической последовательности, нарушение регуляторных, динамических компонентов интеллектуальной деятельности, не понимает)
4. Обобщение и классификация (по существенным признакам, по несущественным признакам: конкретно-ситуационное, наглядное, функциональное; импульсивность, аспонтинность, инертность, снижение процессов обобщения, затруднения при нахождении обобщающего понятия при правильном обобщении)
5. Восприятие и интерпретация сюжетных картинок (не нарушено, увеличение латентного периода, импульсивность, нарушение восприятия, фрагментарность, нарушение логической последовательности в серии сюжетных картинок, нарушение регуляторных, динамических компонентов ИД)
КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ
РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Фамилия, имя, отчество: ________________________________
Возраст: ______________________________________________
Образовательное учреждение:____________________________
Имя, отчество матери, отца ______________________________
Адрес, телефон: _______________________________________
Кем направлен:________________________________________
Диагноз: _____________________________________________
Анамнез, клинические данные: __________________________
Жалобы: _____________________________________________
Наличие языков:_______________________________________
Правша, левша, амбидекстр, скрытое левшевство: __________
Дата исследования: ____________________________________
I. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ
Экспрессивная речь
Самостоятельное высказывание больного в диалоге
Сколько тебе лет?______________________________________
Когда твой день рождения? _____________________________
Сколько лет тебе будет через год? ________________________
Сколько тебе лет было в прошлом году? __________________
Сколько лет твоей маме, твоему папе, брату или сестре? _____
Сколько лет тебе будет, когда ты пойдешь в школу? ________
Как зовут маму, папу, сестру, брата? ______________________
Кем работают мама, папа? ______________________________
Кем ты хочешь быть? __________________________________
Автоматизированная речь
цифровой ряд: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
месяцы: январь февраль март апрель май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Дни недели: понедельник вторник среда четверг
пятница суббота воскресенье
Дезавтоматизированная речь
Цифровой ряд: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Месяцы: декабрь ноябрь октябрь сентябрь август
июль июнь май апрель март февраль январь
Дни недели: воскресенье суббота пятница четверг
среда вторник понедельник