Логопедическая карта для диагностики дислалии

Дмитрова, Е.Д.

Логопедические карты для диагностики речевых расстройств

М.: АСТ: Астрель, 2008.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.................................................................................................... 3

Логопедическая карта для диагностики дислалии........................................ 6

Логопедическая карта для диагностики заикания....................................... 14

Логопедическая карта для диагностики дизартрии.................................... 19

Логопедическая карта комплексной диагностики детей с системным недоразвитием речи (ОНР, ЗРР, алалия)........................................................................................ 23

Логопедическая карта для диагностики нарушений голоса....................... 31

Логопедическая карта для диагностики ринолалии.................................... 33

Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно-психического развития детей от 0 до 3-х лет...................................................................... 37

Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно-психического развития детей старше 3-х лет...................................................................... 46

Карта комплексной диагностики речевых и неречевых функций детей и взрослых с речевыми расстройствами............................................................................ 71

Карта комплексной диагностики больных с афазией.................................. 84

Приложения................................................................................................... 88

Приложение 1. Задания для исследования письма и чтения.................... 88

Приложение 2. Тексты для чтения и пересказа......................................... 94

Приложение 3. Исследование речевых и неречевых функций............... 106

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений.

Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.

Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С. Выготского.

• Комплексный подходтребует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.

• Принцип целостного системного изучения ребенкатребует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.

• Принцип динамического изученияпредполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.

• Принцип качественного анализа диагностических данныхпозволяет дифференцировать выявленные нарушения.

Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.

Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой — комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Отметим, что специфичность детского нейропсихологического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.

Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Широкое применение методов комплексной диагностики в коррекционной педагогике и дефектологии явилось результатом социального запроса, исходящего из различных детских учреждений — яслей, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.

Комплексные методы диагностики и коррекции в настоящее время широко и успешно применяются в детской логопедии в работе с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств, в том числе — испытывающими различные трудности при обучении в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Эти методы продуктивны и в работе с детьми с системной речевой патологией, в первую очередь с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства из них отмечается не только несформированность различных сторон речи, но и нарушение других высших психических функций.

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

Впервые в речевые карты включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но и отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет.

Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти.

Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах — дизартрии, алалии, заикании, ринолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи — как в сокращенном, так и в развернутом вариантах.

Адресовано логопедам, психологам, педагогам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.

Анамнез

Наследственные и хронические заболевания _______________

(отметить, у кого, какие)

Проявление органической недостаточности ЦНС у родственников ____________________________________________________

(указать, у кого)

а) Нарушение зрения

б) Нарушение слуха

в) Нарушение функций опорно-двигательного аппарата________________________________________________________

Патология речи у родственников (отметить, у кого):

__________________________________________________________

Дискалькулия

Наследственная отягощенность соматическими заболеваниями (отметить, какие и у кого)

____________________________________________________________________________________________________________________

Ведущая рука:

у ближайших родственников (родители, братья, сестры)

правая, левая, амбидекстр _______________________________

__________________________________________________________

у ребенка: правая, левая, амбидекстр

Раннее речевое развитие

Гуление____Лепет____Первые слова____Первая фраза______

Грубые искажения звукослоговой структуры слова и аграмматизмы после 3-х лет ________________________________________

Нарушения звукопроизношения (какие звуки долго произносились неправильно)________________________________________

Использование жестов__________________________________

Занятия с логопедом и их эффективность__________________

Речевой анамнез

Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка ___________________________________________________

Время появления:

• гуления _____________________________________________

• лепета ______________________________________________

• первых слов _________________________________________

• фразовой речи _______________________________________

Необычный характер:

• первых слов _________________________________________

• первых фраз _________________________________________

Особенности темпа речи ________________________________

Возраст появления первых признаков заикания и их выраженность _____________________________________________________

Предполагаемая причина заикания _______________________

Реакция ребенка на первые признаки заикания______________

__________________________________________________________

Особенности реакции окружающих на первые признаки заикания _____________________________________________________

Оказывалась ли ранее специализированная помощь _________

__________________________________________________________

Какое образовательное учреждение посещает ______________

__________________________________________________________

Заключение психоневролога _____________________________

Заключение отоларинголога _____________________________

Заключение окулиста ___________________________________

Личностные особенности

Работоспособность ____________________________________

Агрессивность ________________________________________

Сила эмоций, острота эмоциональных переживаний ________

Переключаемость с одного вида деятельности на другой _____

__________________________________________________________

Нерешительность, колебания при принятии решений ________

__________________________________________________________

Тревожность __________________________________________

Обидчивость, ранимость ________________________________

Демонстративность действий ____________________________

Упрямство ____________________________________________

Интеллектуальное развитие

Память_______________________________________________

Внимание_____________________________________________

Наглядно-действенное мышление________________________

Логическое мышление__________________________________

Сформированность обобщающих понятий _________________

Временные представления ______________________________

Пространственные понятия _____________________________

Психомоторные функции

Статическая координация движений ______________________

__________________________________________________________

Динамическая координация движений ____________________

__________________________________________________________

Переключаемость движений _____________________________

__________________________________________________________

Пространственная организация движений _________________

__________________________________________________________

Двигательная память, переключаемость движений самоконтроля _____________________________________________________

__________________________________________________________

Произвольное торможение движения _____________________

Внимание ____________________________________________

Произвольная моторика пальцев рук ______________________

Оральный праксис _____________________________________

Объем и качество движений губ _________________________

Объем и качество движений мышц щек ___________________

Объем и качество движений языка________________________

Произвольная мимическая моторика ______________________

Объем и качество движения мышц лба ____________________

Объем и качество движений мышц глаз ___________________

Возможность произвольного формирования определенных мимических поз ____________________________________________

__________________________________________________________

Продолжительность выдоха _____________________________

Темп движений ________________________________________

Сенсорные функции

Слуховое внимание ____________________________________

Музыкальный слух ____________________________________

Восприятие музыки ____________________________________

Звуковысотный слух ___________________________________

Тембровый слух _______________________________________

Динамический слух ____________________________________

Ритмическое чувство ___________________________________

Артикуляционный праксис

Скорость, сила, объем движений органов артикуляционного

аппарата __________________________________________________

Переключаемость ______________________________________

Реципрокная иннервация _______________________________

Тремор _______________________________________________

Синергии, синкинезии __________________________________

Гиперсаливация _______________________________________

Исследование речи

Звукопроизношение____________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Фонематический слух___________________________________

Фонематическое восприятие_____________________________

Слоговая структура слова_______________________________

__________________________________________________________

Экспрессивный словарь_________________________________

Импрессивный словарь_________________________________

Словообразование _____________________________________

Наличие аграмматизма _________________________________

Фразовая речь _________________________________________

Тип дыхания___________________________________________

Голос_________________________________________________

Наличие судорог_______________________________________

• дыхательные_________________________________________

• голосовые___________________________________________

• артикуляционные_____________________________________

Тип судорог___________________________________________

Дыхание

(свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)

• Физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый) _____________________________________________

• физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие гиперкинезов: ригидность) ___________________________

• Дифференциация носового и ротового выдоха ____________

• Наличие нижне-диафрагмального дыхания _______________

• Речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность) _______________________________

Голос

• N (сильный, звонкий) _________________________________

• Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения __________________________________________

• Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия) _________________________

• Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный, монотонный)

____________________________________________________________________________________________________________________

Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции(N, нарушение) ________________________________________

__________________________________________________________

Лицевая мускулатура

• Гипомимия __________________________________________

• Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, N) _________________________________________________

• Сглаженность носогубных складок ______________________

• Оральные синкинезии _________________________________

• Тремор подбородка ___________________________________

• Асимметрии _________________________________________

• Гиперкинезы ________________________________________

• Ригидность __________________________________________

Губы

(толстые, тонкие, М) ___________________________________

• Тонус (гипертонус, гипотонус, дистония, N) ______________

• Подвижность (малоподвижные, подвижные) ______________

• Наличие расщелин или послеоперационных рубцов ________

Зубы

• Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы, N __________________________

• Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный) ______________________________________

Твердое нёбо(готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N) _______________________________

Мягкое нёбо(подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы, субмикозная щель, увуля) _______________________________________________________

Язык (толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная подъязычная связка) _____________________________

• Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)

• Гиперкинезы, тремор _________________________________

• Девиация (отклонение) языка вправо/влево

• Посинение кончика языка _____________________________

Объем артикуляционных движений языка(строго ограничен, неполный, полный) _____________________________________

• Язык не выводится из полости рта ______________________

• Верхний подъем ______________________________________

• Боковые отведения (повороты вправо/влево)

• Пощелкивание _______________________________________

• Облизывание губ _____________________________________

• Умение удержать артикуляционную позу ________________

• Способность к переключению __________________________

Гиперсаливация______________________________________

Жевание(не жует твердую пищу, затруднено, N)

Глотание(поперхивается, не нарушено)

Нарушение звукопроизношения

1.Сформирован недостаточно (пропуски, искажения) _______

• Усредненность гласных (нарушена лабиализация) _________

• Недостаток произношения звонких согласных ____________

• Недостаток произношения глухих согласных _____________

• Недостаток произношения мягких согласных _____________

• Недостаток произношения твердых согласных (палатализация) ______________________________________________________

__________________________________________________________

2. Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазаннасть речи.

3. Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы.

Анамнез

1. Вкаких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения)

2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка:

• есть / нет быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого)

• позднее появление речи у родителей (отмечалось / нет), отметить, у кого и когда появилась

Понимание речи

• когда стал реагировать на обращение ____________________

• когда стал различать голоса родных _____________________

• когда стал соотносить слова с предметами ________________

• когда стал соотносить слово с картинкой _________________

Время появления у ребенка:

• гуления, какие звуки преобладали _______________________

• лепетных слов _______________________________________

• цепочки лепетных слов ________________________________

• простой фразовой речи ________________________________

• развернутой фразовой речи ____________________________

Игры и интересы

• какие игрушки любит _________________________________

• как использует игрушки _______________________________

— неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками

— использует игрушки по назначению

— организует сюжетную игру

• как относится к своим игрушкам ________________________

— игрушка быстро надоедает

— ломает игрушки

— проявляет интерес только к новым игрушкам

— предпочитает одну, любимую, игрушку

• как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами)

Поведение ребенка на приёме

• как вступает в контакт ________________________________

• негативистические реакции ____________________________

• аутистичные черты ___________________________________

• понимание обращенной речи___________________________

• игровая деятельность__________________________________

• проявления педагогической запущенности _______________

• реакция родителей на поведение ребенка на приеме _______

__________________________________________________________

Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)

• подбор по образцу ____________________________________

• называние цветов _____________________________________

• подбор по образцу геометрических фигур ________________

• подбор по образцу букв _______________________________

• подбор по образцу цифр _______________________________

Слуховой гнозис

• различение ритмических последовательностей

• узнавание и воспроизведение мелодий

Сомато-сенсорный гнозис

• пробы на локализацию прикосновения

• перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами

Речевой статус

Импрессивная речь

Нулевой уровень

• реагирует на свое имя

• реагирует на интонацию поощрения или запрещения

Ситуативный

• понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром

• знает имена своих близких

• знает названия своих игрушек

• может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек

Номинативный

• хорошо ориентируется в названиях предметов

• хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках

Предикативный

• знает много названий действий

• ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам, с которыми совершает действия

• различает значение некоторых первообразных предлогов

Расчлененный

• различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами)

Выполнение заданий (отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома)

Понимание целостных словосочетаний

• обними маму

• поцелуй папу

• пожалей бабушку

• поиграй в ладушки

• закрой глаза

• помаши ручкой

• возьми маму за руку и иди домой

Понимание названий знакомых игрушек

• покажи зайчика, машину, собачку

• возьми зайчика, машину, собачку

• дай зайчика, машину, собачку

Понимание названий предметов, используемых в быту

Может ли показать части своего тела, части тела куклы, игрушечных животных

Может ли узнать знакомые предметы, изображенные на картинках

Узнавание действий на сюжетных картинках

• на сюжетных картинках одно и то же лицо совершает разные действия

— покажи, где мальчик спит (ест, идет)

— покажи, какой мальчик спит (ест, идет)

— покажи, кто здесь спит (ест, идет)

• на сюжетных картинках действия выражены возвратными глаголами

— покажи, кто как одевается (умывается, причесывается, катается)

• на сюжетных картинках изображены действия, сходные по ситуации

— покажи, кто здесь умывается, а кто вытирается

— покажи, какой мальчик рисует, а какой пишет

— покажи, кто прыгает, а кто бежит

Может ли с помощью вопросов к сюжетным картинкам понять направленность действия, объект действия, место действия.

• чем девочка ест

• что девочка ест

• на чем девочка сидит

Понимание просьб, вопросов, связанных с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных местах

• давай уберем игрушки в шкаф

• подойди к окну

• сядь за стол

• поставь ножки под стол

• положи ручки на стол

Узнавание предметов по их назначению (с использованием предметных картинок)

• покажи, из чего ты пьешь

• покажи, что ты надеваешь на ножки

• покажи, чем причесывают волосы

• покажи, чем копают песок

Выполнение многозвенных инструкций

• налей в стакан воды и дай его бабушке

• возьми у меня карандаши и убери их в шкаф

• зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф

• мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать Понимание названий признаков предметов

• принадлежности отдельных предметов (покажи, где мой платок; а где твой)

• понимание словесных обозначений таких признаков, как: короткий, длинный, узкий, широкий, высокий, низкий и т.п.

• умение сравнивать два предмета по величине (Какой кубик больше? Какая веревочка толще?)

Понимание элементарных временных отношений (давно — недавно, вчера — сегодня)

Понимание грамматических форм слов

— Единственное и множественное число существительных

— Уменьшительно-ласкательные суффиксы

— Единственное и множественное число глаголов

— Мужской и женский род глаголов прошедшего времени

— Префиксальные изменения глагольных форм

— Глаголы совершенного и несовершенного вида

— Предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация)

• на стол ставят коробку с крышкой и кладут плоский кружок: «Положи кружок НА коробку, ПОД коробку, В коробку, ЗА коробку, ПЕРЕД коробкой»

• на стол ставятся две коробки с крышками; в одну из коробок кладется плоский кружок, второй такой же кружок кладется во вторую коробку: «Достань кружок ИЗ коробки, достань кружок ИЗ-ПОД коробки»

• «Положи карандаш ПЕРЕД коробкой, ЗА коробкой, МЕЖДУ коробками»

Понимание единственного и множественного числа имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)

Понимание формы рода имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)

Понимание некоторых падежных окончаний и конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой («Покажи ложкой карандаш, карандашом ложку...»)

Понимание родовых признаков предметов, выраженных личными местоимениями в косвенных падежах

Экспрессивная речь

Отсутствие вербальной речи

• виды невербального общения:

— просьбы (дать что-нибудь) ____________________________

— приветствия ________________________________________

— попытки дать что-нибудь другому человеку _____________

— попытки привлечь внимание __________________________

• интонационная окрашенность вокализаций и псевдослов

__________________________________________________________

• есть ли звукоподражания

__________________________________________________________

• мимика

__________________________________________________________

• использование жестов

__________________________________________________________

• пробует ли договаривать рифмы при чтении стихов

• фиксировать все лепетные псевдослова, количество слогов в них

Односложные предложения

Предложения из аморфных слов

Первые формы слов

Усвоение флексийной системы языка

Усвоение служебных частей речи

Усвоение морфологической системы языка

Усвоение частей речи

• существительные __________:__________________________

• глаголы _____________________________________________

• прилагательные ______________________________________

• местоимения _________________________________________

• наречия _____________________________________________

• служебные слова _____________________________________

Объем предложения (отметить, какие использует)

Синтаксические отношения

• падежные формы _____________________________________

• множественное число существительных, прилагательных

• формы глаголов______________________________________

• словоизменения прилагательных _______________________

• дифференциация предлогов ____________________________

Словообразование

• суффиксы (уменьшительные существительные; детеныши животных; профессии; уменьшительная форма признаков предметов; образование прилагательных от других частей речи)

• глагольные префиксы _________________________________

• антонимы____________________________________________

Согласование

• прилагательных с существительными (в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, множественного числа, в косвенных падежах)

Звукопроизношение____________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематические процессы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение__________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА
ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Анамнез

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жалобы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности голоса, его силы и тембра:

нормальный, высокий, низкий, глухой, дрожащий, сиплый, хриплый, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония

Изменения тембра голоса: ______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характер голосообразования и атаки голоса:

твердая, мягкая, придыхательная

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ощущения в гортани:

сухость, першение, желание откашляться, чувство инородного тела, затруднения при глотании, поперхивание жидкой/твердой пищей

Особенности дыхания:

без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное, недостаточность дыхания при ходьбе.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонационный выдох:

достаточный, укороченный, резко укороченный, речь на вдох.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темп, ритм речи:

норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, тахилалия, брадилалия, заикание.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время максимальной фонации:

максимально длительное произнесение гласного звука после предварительного вдоха. (Измерение проводится три раза и высчитывается средний показатель)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интонационные особенности речи:

Исследования проводят с использованием различного речевого материала: изолированных звуков, слогов, слов, предложений; вопросно-ответной формы речи, чтения стихотворных и прозаических текстов

Заключение__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Губы

— наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии

Верхняя губа

Норма _______________________________________________

Укорочена ____________________________________________

Подвижность — достаточна, ограничена

Переключаемость движений — достаточна, недостаточна

Преддверие полости рта — глубокое, неглубокое, не сформировано, сформировано

Зубы— крупные, мелкие, редкие

Зубной ряд — сформирован, не сформирован

Прикус — нормальный, прогения, прогнатия, открытый (боковой, передний). Сужение верхней челюсти, протрузия (выступание межчелюстной кости)

Язык — форма и размер — обычные; массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий

Корень языка — норма, гипертрофия

Кончик языка — истонченный, широкий

Подъязычная связка — норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области

Позиция в полости рта — правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта

Подвижность языка достаточная, недостаточная

Переключаемость движений — достаточная, недостаточная

Проверка производится с помощью традиционных артикуляционных проб: «иголочка», «лопаточка», «чашечка», «часики», «маляр», «почисти зубки», «лошадки» и т. д.

Тонус мышц языка — норма, повышен, понижен

Наличие тремора (мелкого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения)

Твердое нёбо — неоперированная расщелина, сформированное твердое нёбо — широкое, узкое, плоское, высокое, готическое (разновидность высокого), наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого нёба

Мягкое нёбо — неоперированная расщелина, сформированное мягкое нёбо — короткое, длинное, подвижное, малоподвижное

Состояние мимической мускулатуры в покое и динамике — наблюдается ли патологическая активность лицевых мышц, компенсаторные гримасы при фонации

Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щеки, втянуть щеки и т. д.

2. Состояние дыхательной функции:

• физиологическое дыхание;

• фонационное дыхание.

Оценка физиологического дыхания — определение типа: ключичный, грудной, нижнереберный-диафрагмальный.

Оценка фонационного (речевого) дыхания — длительность и направленность ротового выдоха при фонации (в момент речи) и наличие носовой эмиссии.

3. Состояние голосовой функции:

• тембр голоса;

• высота голоса;

• сила голоса.

Предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом.

Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с повышением или понижением голоса.

Состояние звукопронзношения

• изолированное произнесение звуков

__________________________________________________________

• повторение слов и фраз отраженно

__________________________________________________________

• произнесение звуков в спонтанной речи

__________________________________________________________

Примерный перечень слов для отраженного произнесения: пони, пена, баба, белый, Вова, Витя, Фома, Филя, Таня, тетя, дом, дядя, сова, сено, зайка, Зина, шапка, жук, цапля, щетка, чай, лапа, Ляля, рыба, река. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры, например: На Тане пальто.

Просодическая сторона речи

• мелодико-интонационная выразительность речи

____________________________________________________________________________________________________________________

• темпо-ритмическая организации речи

____________________________________________________________________________________________________________________

Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок.

6. Состояние фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу:

• дифференциация изолированных звуков

• на уровне слогов

• на уровне слова

Задания

• Ребенка просят определить пары звуков, используя игровые моменты: «Кто как жужжит?» — «з-з-з»: комар, «ж-ж-ж»: жук (дифференциация [з]-[ж]); «с-с-с»: вода течет, «ш-ш-ш»: змея шипит (дифференциация [с]-[ш]); «д-д-д»: играем на барабане, «т-т-т»: стучат колеса поезда (дифференциация д-т); «р-р-р»: собака рычит, «л-л-л»: самолет гудит — где собака, а где самолет.

• Для дифференциации слогов предлагаются слоговые ряды, в которых нужный слог выделяется поднятием руки.

• Для проверки фонематического восприятия на уровне слова ребенку предлагают картинки, названия которых отличаются одним звуком: «мишка»-«миска», «козы»-«кожи», «коза»-«коса», «зуб»-«суп», «том»-«дом», «удочка»-«уточка», «вата»-«фата», «башня»-«пашня», «лак»-«рак». Требуется определить, разные это слова или одни и те же. Дети показывают картинки, объясняя значение слов и повторяют их за логопедом.

• Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование.

7. Состояние активного и пассивного словарного запаса(существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий).

Наши рекомендации