Ваше поведение в конфликтной ситуации (по К. Томасу)
В каждой позиции под соответствующим номером содержится по два утверждения, описывающих возможные способы реагирования на конфликтную ситуацию. Внимательно ознакомившись с ними, определите то из утверждений, которое более полно описывает ваше поведение в конфликте (для этого обведите кружочком под соответствующим номером либо «а», либо «б» в опросном листе). Помните, что нет хороших или плохих, верных или неверных утверждений: все утверждения содержат в себе описание реального многообразия поведения людей в конфликтной ситуации. Постарайтесь не пропустить ни одной позиции.
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса, б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я обращу внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задевать чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого. б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать напряженности для себя. б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чем-то уступать, чтобы добиться другого.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий. б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего. б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах, б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15.а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения, б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряжения.
16.а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя беседу, стараюсь быть внимательным к другому. б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблем.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека. б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас. б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого человека кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. б) Ведя переговоры, я стараюсь внимательно выслушивать аргументы другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров. б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Опросный лист с ключом
Форма реагирования | Номер вопроса | ||||||||||||||
I | а | б | а | б | а | б | б | ||||||||
II | б | а | б | а | а | ||||||||||
III | а | а | б | б | б | а | |||||||||
IV | а | б | а | а | а | а | б | ||||||||
V | б | б | б | б | а |
Форма реагирования | Номер вопроса | ||||||||||||||
I | б | а | б | а | а | ||||||||||
II | а | а | б | а | б | б | б | ||||||||
III | б | б | а | б | а | а | |||||||||
IV | б | б | а | б | а | б | |||||||||
V | а | а | а | б | б | а |
Обработка результатов
Каждое совпадение ответа с ключом оценивается одним баллом. Наибольшее количество баллов определяет доминирующую форму вашего реагирования на конфликтную ситуацию: I — соперничество, II — сотрудничество, III — компромисс, IV — избегание, V — приспособление.
Тест № 4 Оценка способности к саморазвитию, самообразованию
1. За что вас ценят ваши друзья:
а) преданный и верный друг; б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять; в) эрудированный, интересный собеседник?
2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) целеустремленный; б) трудолюбивый; в) отзывчивый.
3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:
а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени; б) я пытался это делать, но нерегулярно; в) положительно, так как я давно это делаю?
4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться:
а) нет достаточно времени; б) нет подходящей литературы; в) не всегда хватает силы воли и настойчивости?
5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов:
а) невнимательный; б) переоцениваю свои способности; в) точно не знаю?
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) настойчивый; б) усидчивый; в) доброжелательный.
7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) решительный; б) любознательный; в) справедливый.
8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) генератор идей; б) критик; в) организатор.
9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:
а) сила воли; б) память; в) обязательность.
10. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время:
а) занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби; б) читаю художественную литературу; в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи?
11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес: а) научная фантастика; б) религия; в) психология?
12. Кем бы вы могли себя максимально реализовать: а) спортсменом; б) ученым; в) художником?
13. Каким чаще всего считают или считали вас учителя:
а) трудолюбивым; б) сообразительным; в) дисциплинированным?
14. Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придерживаетесь его чаще всего:
а) живи и наслаждайся жизнью; б) жить, чтобы больше знать и уметь; в) жизнь прожить — не поле перейти?
15. Кто ближе всего к вашему идеалу:
а) человек здоровый, сильный духом; б) человек, много знающий и умеющий; в) человек, независимый и уверенный в себе?
16. Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане:
а) думаю, что да; б) скорее всего, да; в) как повезет?
17. Какие фильмы вам больше всего нравятся:
а) приключенческо-романтические; б) комедийно-развлекательные; в) философские?
18. Представьте себе, что вы заработали очень большую сумму денег. Куда бы вы предпочли ее истратить:
а) путешествовал бы и смотрел мир; б) поехал бы учиться за границу или вложил бы деньги в любимое дело; в) купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную машину и жил бы в свое удовольствие?
Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:
Вопрос | Оценочные баллы ответов | Вопрос | Оценочные баллы ответов |
а — 2, б — 1, в — 3 | а — 2, б — 3, в — 1 | ||
а — 3, б — 2, в — 1 | а — 1, б — 2, в — 3 | ||
а— 1,б — 2, в — 3 | а — 1, б — 3, в — 2 | ||
а — 3, б — 2, в — 1 | а — 3, б — 2, в — 1 | ||
а — 2, б — 3, в — 1 | а — 1, б — 3, в — 2 | ||
а — 3, б — 2, в — 1 | а — 1, б — 3, в — 2 | ||
а — 2, б — 3, в — 1 | а — 3, б — 2, в — 1 | ||
а — 3, б — 2, в — 1 | а — 2, б— 1, в — 3 | ||
а — 2, б — 3, в — 1 | а — 2, 6 — 3, в — 1 |
По результатам тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию:
Суммарное число баллов | Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию |
18-25 | 1 — очень низкий уровень |
26-28 | 2 — низкий |
29-31 | 3 — ниже среднего |
32-34 | 4 — чуть ниже среднего |
35-37 | 5 — средний |
38-40 | 6 — чуть выше среднего |
41-43 | 7 — выше среднего |
44-46 | 8 — высокий |
47-54 | 9 — очень высокий |
Константин Михайлович Левитан
Юридическая педагогика
Учебник
Издательство НОРМА