Деятельность преподавателя по созданию положительного

Эмоционального настроя в учебном процессе

И регуляции поведения на занятиях

Непродуктивно Продуктивно
— Раздражение, неудовольствие; — нотация; — отсутствие похвалы; — неэмоциональность преподавателя, пассивность; — подчеркнутая эмоциональная окраска всех высказываний; — недобрая, снисходительная насмешка; — замечания всей аудитории; — частые отступления, несвязанные с темой занятия; — ограниченный репертуар воздействий на поведение при их большом числе; — преобладание прямых воздействий на поведение; — преобладание негативных оценок деятельности, поведения; — негативная оценка личности; — несоблюдение перерывов в работе; — организация поведения (в ущерб деятельности) — Ободрение, похвала; — юмор, шутка, улыбка; — умеренные жесты, мимика; — призыв работать лучше, быстрее; — направленное формирование оценочных суждений; — создание обстановки доверия, уверенности в успехе; — замечания отдельным учащимся; — отступление, связанное с темой занятия; — небольшое число воздействий на поведение при широком репертуаре; — косвенное воздействие на поведение (изменение ситуации); — преобладание положительных оценок (деятельности, результата); — соблюдение перерывов в работе; — организация деятельности (а не поведения)

Приложение 4

Результаты опроса студентов «Преподаватель глазами студента»

Ф.И.О. преподавателя.....................................................

1. Профессиональные качества преподавателя(по пятибалльной системе)

1. Умение излагать учебный материал ясно, доступно, четко  
2. Умение заинтересовать изучением своего предмета, передать нужные знания  
3. Умение доходчиво объяснить сложные темы курса  
4. Объективность оценки ответов студента на практических (семинарских)занятиях  
5. Объективность оценки ответов студента на экзамене или зачете  
6. Степень владения преподаваемым предметом  
7. Готовность помочь студенту в самостоятельном изучении предмета  
8. Добросовестное отношение к работе  
9. Побуждение студентов к самостоятельному мышлению  
10. Творческий подход к преподаванию, стремление к максимальной гибкости  
11. Умение пояснить на примерах те или иные аспекты преподаваемого курса  
12. Умение четко формулировать мысли  
13. Умение аргументированно доказать свою точку зрения по тому или иному вопросу  
14. Дикция  

2. Личные качества преподавателя(по пятибалльной системе)



1. Демократичность, способность к эмпатии  
2. Умение быстро найти общий язык, контакт с аудиторией  
3. Тактичность, установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия учащихся  

Окончание приложения 4

4. Справедливость  
5. Отсутствие предубеждений по отношению к студенту и его индивидуальности (внешнему виду, манере изъяснения и т. д.)  
6. Общительность, владение стилем легкого, теплого общения  
7. Чувство юмора  
8. Требовательность  
9. Умение дисциплинировать аудиторию  
10. Уважение чужого мнения и взглядов  
11. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе  
12. Умение придать личностную окраску преподаванию  
13. Соответствующий внешний вид  

Характеристика работы преподавателя

Характеристика никогда редко часто
1. Пропуски (самовольный перенос) занятий      
2. Опоздание на лекции, практические занятия      
3. Прекращение занятий раньше времени      
4. Затягивание занятий на время перемены      
5. Проявление плохого настроения, что отражается на отношении к студентам      
6. Допущение грубых или оскорбительных высказываний в адрес студентов      

Примечания(здесь студенты могут изложить свои замечания и пожелания в свободной форме)

Приложение 5 Оценка методического обеспечения

Балл 0 Балл 1
1. В программе нет ссылки и указания на соответствие (несоответствие) Государственному образовательному стандарту РФ В рабочей программе приведены требования стандарта и указано на соответствие (несоответствие) стандарту
2. Рабочая программа содержит только перечень тем, разделов, вопросов, распределенных по часам Кроме перечня тем (содержания) в рабочей программе четко сформулированы цели (предметные и общеобразовательные)
3. В рабочей программе цели сформулированы, но нет возможности проверить их достижение В рабочей программе цели сформулированы в терминах, допускающих проверку
4. В рабочей программе не сформулированы принципы построения курса В рабочей программе (в пояснительной записке) четко сформулированы принципы построения курса
5. В рабочей программе нет разделения на главный и вспомогательный материал (все считается одинаково важным) В курсе выделяется «ядро» и формулируются минимальные требования
6. Программа курса не содержит структуры деятельности студентов В программе четко сказано, что должен делать студент, изучая курс, какие виды работ предстоит ему выполнить (и в каких баллах это оценивается)
7. Выбор организационных форм занятий (лекции, практические, лабораторные) не соответствует целям курса, распределение часов случайно Выбор организационных форм занятий соответствует целям и требованиям стандарта (иметь представление, знать, уметь, иметь опыт)
8. В методических материалах, с которыми работают студенты, в личных студенческих конспектах цели не сформулированы и не угадываются при прочтении В методических материалах для студентов и личных студенческих конспектах цели изучения курса четко сформулированы или просматриваются при чтении


Окончание приложения 5

Балл 0 Балл 1  
9. Формирующие задания для студентов предполагают репродуктивную деятельность Выполнение формирующих заданий требует от студентов творческого подхода  
10. Предлагаемые студентам формирующие задания подобраны случайно Формирующие задания для студентов разработаны в соответствии с целями курса
11. Методические материалы, предлагаемые студентам, ориентированы в основном лишь на содержание, объем материала Методические материалы ориентированы на структуру материала и продуктивные способы деятельности  
12. Методические материалы обращены в прошлое, известное Методические материалы учитывают тенденции развития образования в целом, направления, специальности  
13. Формирующие задания для всех одинаковы (один вариант) Формирующие задания имеются в нескольких вариантах  
14. Формирующие задания, предлагаемые студентам, одинаковой сложности   Формирующие задания различной сложности, что позволяет каждому работать индивидуально, выбирая свой «уровень»  
15. Контролирующие материалы составлены случайно, не в соответствии с целями Контролирующие материалы составлены в соответствии с целями  
16. Контролирующие задания, предлагаемые на экзамене или зачете, предполагают пересказ, воспроизведение, действие пообразцу Контролирующие материалы, предъявляемые студентам, требуют от них применения знаний, умений для решения конкретных ситуаций, опыта, а также обнаружение общих ориентаций и представлений. Используются различные формы контроля, в том числе тестовые в компьютерном варианте  
17. Контролирующие материалы — в одном варианте для всех студентов Контрольные задания имеются в нескольких вариантах  

Приложение 6

Наши рекомендации