Деятельность преподавателя по созданию положительного
Эмоционального настроя в учебном процессе
И регуляции поведения на занятиях
Непродуктивно | Продуктивно |
— Раздражение, неудовольствие; — нотация; — отсутствие похвалы; — неэмоциональность преподавателя, пассивность; — подчеркнутая эмоциональная окраска всех высказываний; — недобрая, снисходительная насмешка; — замечания всей аудитории; — частые отступления, несвязанные с темой занятия; — ограниченный репертуар воздействий на поведение при их большом числе; — преобладание прямых воздействий на поведение; — преобладание негативных оценок деятельности, поведения; — негативная оценка личности; — несоблюдение перерывов в работе; — организация поведения (в ущерб деятельности) | — Ободрение, похвала; — юмор, шутка, улыбка; — умеренные жесты, мимика; — призыв работать лучше, быстрее; — направленное формирование оценочных суждений; — создание обстановки доверия, уверенности в успехе; — замечания отдельным учащимся; — отступление, связанное с темой занятия; — небольшое число воздействий на поведение при широком репертуаре; — косвенное воздействие на поведение (изменение ситуации); — преобладание положительных оценок (деятельности, результата); — соблюдение перерывов в работе; — организация деятельности (а не поведения) |
Приложение 4
Результаты опроса студентов «Преподаватель глазами студента»
Ф.И.О. преподавателя.....................................................
1. Профессиональные качества преподавателя(по пятибалльной системе)
1. Умение излагать учебный материал ясно, доступно, четко | |
2. Умение заинтересовать изучением своего предмета, передать нужные знания | |
3. Умение доходчиво объяснить сложные темы курса | |
4. Объективность оценки ответов студента на практических (семинарских)занятиях | |
5. Объективность оценки ответов студента на экзамене или зачете | |
6. Степень владения преподаваемым предметом | |
7. Готовность помочь студенту в самостоятельном изучении предмета | |
8. Добросовестное отношение к работе | |
9. Побуждение студентов к самостоятельному мышлению | |
10. Творческий подход к преподаванию, стремление к максимальной гибкости | |
11. Умение пояснить на примерах те или иные аспекты преподаваемого курса | |
12. Умение четко формулировать мысли | |
13. Умение аргументированно доказать свою точку зрения по тому или иному вопросу | |
14. Дикция |
2. Личные качества преподавателя(по пятибалльной системе)
1. Демократичность, способность к эмпатии | |
2. Умение быстро найти общий язык, контакт с аудиторией | |
3. Тактичность, установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия учащихся |
Окончание приложения 4
4. Справедливость | |
5. Отсутствие предубеждений по отношению к студенту и его индивидуальности (внешнему виду, манере изъяснения и т. д.) | |
6. Общительность, владение стилем легкого, теплого общения | |
7. Чувство юмора | |
8. Требовательность | |
9. Умение дисциплинировать аудиторию | |
10. Уважение чужого мнения и взглядов | |
11. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе | |
12. Умение придать личностную окраску преподаванию | |
13. Соответствующий внешний вид |
Характеристика работы преподавателя
Характеристика | никогда | редко | часто |
1. Пропуски (самовольный перенос) занятий | |||
2. Опоздание на лекции, практические занятия | |||
3. Прекращение занятий раньше времени | |||
4. Затягивание занятий на время перемены | |||
5. Проявление плохого настроения, что отражается на отношении к студентам | |||
6. Допущение грубых или оскорбительных высказываний в адрес студентов |
Примечания(здесь студенты могут изложить свои замечания и пожелания в свободной форме)
Приложение 5 Оценка методического обеспечения
Балл 0 | Балл 1 |
1. В программе нет ссылки и указания на соответствие (несоответствие) Государственному образовательному стандарту РФ | В рабочей программе приведены требования стандарта и указано на соответствие (несоответствие) стандарту |
2. Рабочая программа содержит только перечень тем, разделов, вопросов, распределенных по часам | Кроме перечня тем (содержания) в рабочей программе четко сформулированы цели (предметные и общеобразовательные) |
3. В рабочей программе цели сформулированы, но нет возможности проверить их достижение | В рабочей программе цели сформулированы в терминах, допускающих проверку |
4. В рабочей программе не сформулированы принципы построения курса | В рабочей программе (в пояснительной записке) четко сформулированы принципы построения курса |
5. В рабочей программе нет разделения на главный и вспомогательный материал (все считается одинаково важным) | В курсе выделяется «ядро» и формулируются минимальные требования |
6. Программа курса не содержит структуры деятельности студентов | В программе четко сказано, что должен делать студент, изучая курс, какие виды работ предстоит ему выполнить (и в каких баллах это оценивается) |
7. Выбор организационных форм занятий (лекции, практические, лабораторные) не соответствует целям курса, распределение часов случайно | Выбор организационных форм занятий соответствует целям и требованиям стандарта (иметь представление, знать, уметь, иметь опыт) |
8. В методических материалах, с которыми работают студенты, в личных студенческих конспектах цели не сформулированы и не угадываются при прочтении | В методических материалах для студентов и личных студенческих конспектах цели изучения курса четко сформулированы или просматриваются при чтении |
Окончание приложения 5
Балл 0 | Балл 1 | |
9. Формирующие задания для студентов предполагают репродуктивную деятельность | Выполнение формирующих заданий требует от студентов творческого подхода | |
10. Предлагаемые студентам формирующие задания подобраны случайно | Формирующие задания для студентов разработаны в соответствии с целями курса | |
11. Методические материалы, предлагаемые студентам, ориентированы в основном лишь на содержание, объем материала | Методические материалы ориентированы на структуру материала и продуктивные способы деятельности | |
12. Методические материалы обращены в прошлое, известное | Методические материалы учитывают тенденции развития образования в целом, направления, специальности | |
13. Формирующие задания для всех одинаковы (один вариант) | Формирующие задания имеются в нескольких вариантах | |
14. Формирующие задания, предлагаемые студентам, одинаковой сложности | Формирующие задания различной сложности, что позволяет каждому работать индивидуально, выбирая свой «уровень» | |
15. Контролирующие материалы составлены случайно, не в соответствии с целями | Контролирующие материалы составлены в соответствии с целями | |
16. Контролирующие задания, предлагаемые на экзамене или зачете, предполагают пересказ, воспроизведение, действие пообразцу | Контролирующие материалы, предъявляемые студентам, требуют от них применения знаний, умений для решения конкретных ситуаций, опыта, а также обнаружение общих ориентаций и представлений. Используются различные формы контроля, в том числе тестовые в компьютерном варианте | |
17. Контролирующие материалы — в одном варианте для всех студентов | Контрольные задания имеются в нескольких вариантах |
Приложение 6