Понятие о коррекционно-педагогической деятельности
Тема 4. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к компетентности по теме
· определять понятие «коррекционно-педагогическая деятельность»; понимать сущность коррекционно-педагогической деятельности как составной части педагогической деятельности; уметь обосновывать ее необходимость в образовательном процессе;
· раскрывать цели, принципы коррекционно-педагогической деятельности, называть ее основные направления, определять общую стратегию и конкретную тактику коррекционно-образовательного процесса;
· понимать значение ранней коррекции и реабилитации в формировании личности ребенка с дизонтогенезом; иметь представление о ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет;
· характеризовать особенности содержания и организации коррекционно-образовательного процесса при реализации образовательных программ специального или общего среднего образования; называть традиционные и нетрадиционные средства коррекции;
· владеть первоначальными умениями оказания коррекционно-педагогической помощи и поддержки учащимся с ОПФР в учреждениях общего среднего образования.
Основные вопросы
1. Понятие о коррекционно-педагогической деятельности.
2. Цели, принципы, направления коррекционно-педагогической деятельности.
3. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОПФР в учреждениях специального образования.
4. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОПФР в учреждениях общего среднего образования.
Глоссарий
Коррекция ‒ система специальных (психологических, медицинских), педагогических и социальных мер, направленных на ослабление и (или) исправление нарушений психофизического развития и (или) отклонений в поведении у детей и подростков.
Коррекционно-педагогическая деятельность ‒ составная часть педагогической деятельности, направленная на изменение (исправление, совершенствование) познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, личностных качеств, интересов, наклонностей, способностей, поведения.
Ранняя комплексная помощь ‒ система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье, учреждении образования, организации здравоохранения.
Тема 4. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к компетентности по теме
· определять понятие «коррекционно-педагогическая деятельность»; понимать сущность коррекционно-педагогической деятельности как составной части педагогической деятельности; уметь обосновывать ее необходимость в образовательном процессе;
· раскрывать цели, принципы коррекционно-педагогической деятельности, называть ее основные направления, определять общую стратегию и конкретную тактику коррекционно-образовательного процесса;
· понимать значение ранней коррекции и реабилитации в формировании личности ребенка с дизонтогенезом; иметь представление о ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет;
· характеризовать особенности содержания и организации коррекционно-образовательного процесса при реализации образовательных программ специального или общего среднего образования; называть традиционные и нетрадиционные средства коррекции;
· владеть первоначальными умениями оказания коррекционно-педагогической помощи и поддержки учащимся с ОПФР в учреждениях общего среднего образования.
Основные вопросы
1. Понятие о коррекционно-педагогической деятельности.
2. Цели, принципы, направления коррекционно-педагогической деятельности.
3. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОПФР в учреждениях специального образования.
4. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОПФР в учреждениях общего среднего образования.
Понятие о коррекционно-педагогической деятельности
История обучения и воспитания детей с ОПФР — это, по сути, история развития теории и практики коррекционной работы [1]. Наиболее известными в истории специальной педагогики являются коррекционные концепции и системы Э. Сегена (1812–1880, Франция), М. Монтессори (1870–1952, Италия), О. Декроли (1871–1933, Бельгия), Л.С. Выготского (1896–1934), А.Н. Граборова (1885–1949) и др.
Например, М. Монтессори ввела в практику учреждений дошкольного и начального образования занятия по воспитанию сенсорной культуры с помощью системы упражнений и дидактических материалов по развитию органов чувств. Коррекционная система О. Декроли состояла из трех этапов: наблюдение (воспитание сенсорной культуры); ассоциация (воспитание мышления в процессе изучения грамматики родного языка, истории, естествознания и других учебных предметов); выражение (работа над культурой непосредственных действий ребенка, включающих речь, рисование, движений, пения).
Коррекционная система А.Н. Граборова представляла собой особую систему занятий по воспитанию у детей с интеллектуальной недостаточностью познавательных процессов (память, мышление и др.), произвольных движений, культуры поведения. Его система опиралась на значимое социальное содержание, которым овладевали дети в ходе игр, экскурсий, предметных уроков, занятий ручным трудом.
Л.С. Выготский и его последователи в основу системы коррекционной работы положили новый принцип: исправление нарушений познавательных процессов у детей не выделяется в обособленные занятия, а осуществляется в ходе учебных и иных занятий с ними. В учреждениях специального образования учебным планом предусмотрен пропедевтический период, во время которого особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, формированию представлений об окружающем мире, воспитанию умений самообслуживания, исправлению навыков произношения и т.д. Эти задачи решаются в системе занятий по развитию речи, рисования, лепке и др. В дальнейшем коррекционная работа осуществляется на уроках по всем учебным предметам. Большое значение в рамках коррекционно-педагогической работы имеет трудовое обучение, в содержание которого входит формирование умений планировать свою работу, пользоваться словесными инструкциями, технологическими картами и др. [9].
В настоящее время коррекционно-педагогическая деятельность (структура, содержание, диагностика, технология коррекционного процесса) является предметом изучения специальной педагогики, специальной психологии, медицины. Она охватывает всю совокупность мер педагогического взаимодействия с ребенком, имеющим нарушения в развитии или отклонения в поведении. В специальной педагогике коррекционно-педагогическая деятельность рассматривается как составная часть педагогической деятельности, направленная на изменение (исправление, совершенствование) познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, личностных качеств, интересов, наклонностей, способностей, поведения и др.
Выделяют такие виды коррекционно-педагогической деятельности, как коррекционно-диагностическая, коррекционно-развивающая, коррекционно-воспитательная, коррекционно-обучающая, коррекционно-профилакти-ческая. С позиции системного подхода коррекционно-педагогическая деятельность – это подсистема педагогической деятельности, представленная целевым, содержательным, операционно-деятельностным, результативным компонентами. В соответствии с таким пониманием сущности коррекционно–педагогической деятельности говорят о коррекционно-педагогическом процессе как составной части целостного педагогического процесса.
Необходимость коррекционно-педагогической деятельности обусловлена прежде всего тем, что личность ребенка изменчива и не всегда формируется по восходящей линии. Временные психологические трудности, эмоциональные и поведенческие нарушения встречаются у многих детей. Особого внимания и помощи со стороны родителей, педагогов, психологов, врачей и других специалистов требуют дети, у которых возникающие психические и физические особенности развития и нарушения поведения носят затяжной и устойчивый характер, и, следовательно, искажают процесс нормального развития.
В процессе коррекционно-педагогической деятельности коррекционное воздействие может быть непосредственным – прямая коррекция (использование учителем специальных дидактических материалов, методов и приемов воздействия), а может быть непрямым – косвенная коррекция [9]. Во втором случае весь процесс обучения и воспитания имеет коррекционную направленность, основными путями реализации которой являются уточнение и исправление имеющегося опыта и формирование нового опыта обучающегося.
В научной и учебной литературе по специальной педагогике подчеркивается, что коррекционно-педагогическая деятельность как педагогическое взаимодействие не сводится только к мероприятиям, направленным на ослабление или преодоление нарушений психофизического развития, а охватывает все педагогические взаимодействия с ребенком с целью формирования его личности в целом.