Рубежный контроль к разделу 1. Формирование информационной среды общества.

Форма: контрольная работа.

Контрольная работа проводится на практическом занятии. В контрольной работе 1 теоретический вопрос и 2 аналитических задания.

Теоретические вопросы:

1. Назовите примеры проявления наступившей информационной эпохи в жизни современного общества?

2. Каким, по вашему мнению, основным качеством отличаются смены эпох в социальной и технологической истории человеческого общества?

3. Дайте понятие операционного стиля мышления.

4. Можете ли вы дополнить перечень умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?

5. Насколько точным представляется вам термин «электронная вычислительная машина»?

6. Сравните термин «электронная вычислительная машина» с термином «компьютер». В пользу какого из этих терминов складываются ваши предпочтения? Почему?

7. Как увязывается становление информационного общества с необходимостью информатизации школьного образования?

8. Чем можно объяснить актуальность смены цели обучения информатике в школе — от компьютерной грамотности к информационной культуре?

9. Поясните связь между основными умениями и навыками операционного стиля мышления и математическим развитием школьников.

10. С чем связано разделение школьного курса информатики на алгоритмическую и технологическую составляющие? Какой из этих составляющих вы отдаете предпочтение? Почему?

11. Назовите четыре относительно самостоятельные части, составляющие содержание общеобразовательного курса информатики и дайте их краткую характеристику.

12. Приведите схему непрерывного школьного общего информатического образования и поясните её суть.

13. Обоснуйте целесообразность постановки интегрированного курса информатики в начальной школе.

14. Приведите аргументы введения в курс раннего обучения информатике программных исполнителей как учебного средства.

15. Компьютер как универсальная информационная машина рассматривается как совокупность «жесткой» (аппаратура) и «мягкой» (программное обеспечение) компонент. Вспомните (если вам эти термины уже встречались) или придумайте ответ сами: почему эти компоненты имеют право на такие образные названия? Какая из этих двух компонент более близка к методическим задачам педагогической предметной области? Почему?

16. Приведите классификацию программных средств как дидактических инструментов и дайте их краткую характеристику.

17. Объясните значимость учебника для школьника и методического пособия для учителя как компонентов системы методического обеспечения курса раннего обучения информатике.

18. Перечислите базовые положения, которые положены в основу программно-методической системы «Роботландия».

19. Перечислите основные содержательных направления, составляющих непрерывный школьный курс информатики.

20. Приведите пример тематического планирования курса информатики для 1 класса объемом 1 час в неделю.

21. Приведите пример тематического планирования курса информатики для 2 класса объемом 1 час в неделю.

22. Приведите пример тематического планирования курса информатики для 3 класса объемом 1 час в неделю.

23. Приведите пример тематического планирования курса информатики для 4 класса объемом 1 час в неделю.

24. Насколько спорным представляется вам мнение о том, что занятия по информатике в начальной школе должен вести не учитель информатики — специалист, закончивший педагогический вуз, а классный руководитель, основной (и, зачастую, единственный) учитель, учитель начальных классов?

25. Каково влияние средств ИКТ на все компоненты методической системы обучения информатике в начальной школе?

Аналитические задания:

1. Выше сформулированы две основные задачи, поставленные перед школьным курсом информатики — формирование операционного стиля мышления учащихся и совершенствование частных предметных методик. Какими силами (какими кадровыми ресурсами — учителями информатики, учителями-предметниками, учите­лями начальной школы, разработчиками программно-методических систем, теоретиками-дидактами...) вы предложили бы решать эти задачи? Дайте обоснования вашим аргументам.

2. Приведите известные вам примеры совершенствования частной предметной методики с помощью компьютера или информационных технологий. Если вам не доводилось наблюдать такие примеры в своей практике, постройте гипотетический пример.

3. Можете ли вы привести дополнительные доводы в пользу раннего информатического образования? Есть ли у вас контраргументы?

4. Какие дополнительные доводы вы видите в пользу системы программных исполнителей и против учебной языковой системы программирования в курсе раннего обучения информатике? Есть ли у вас контраргументы, то есть обоснования учебных языковых систем?

5. Приведите аргументы в пользу использования учебных роботов как варианта программных исполнителей в курсе раннего обучения информатике.

6. Сравните различные модели учебных роботов с точки зрения их применимости в курсе информатики начальной школы.

7. В учебном материале упоминается трактовка информатики как научной дисциплины о технологии умственной деятельности. Попробуйте развернуть и обосновать (впро­чем, возможно, вы захотите и сможете опровергнуть) этот тезис.

8. Какие организационные решения вы могли бы предложить, имея возможность начать работу в начальной школе с учащимися, которые познакомились с компьютерами, игровыми и учебными программами в старших группах детского сада?

9. Какие общие изменения в методику курса раннего обучения информатике вы внесли бы при наличии 2-3 школьников, познакомившихся с элементами информатики до школы?

10. Какие общие изменения в методику курса раннего обучения информатике вы внесли бы при половине и более учащихся, познакомившихся с элементами информатики до школы?

11. Какие общие изменения в методику курса раннего обучения информатике вы внесли бы при полном классе, составленном из выпускников компьютеризованных детсадов.

12. Какие решения вы можете предложить по формированию детских пар, сидящих вместе за одним компьютером?

13. Проанализируйте принципы группирования учащихся для занятий по информатике по предварительной компьютерной подготовке; по полу; по сведениям о дошкольной дружбе; по наличию дома компьютера; по другим (каким?) принципам психо­логической совместимости.

14. Разработайте примерный тематический и календарный план обучения информатике в первом классе, если в учебном плане школы выделен 1 час в неделю в первой половине дня.

15. Разработайте примерный тематический и календарный план обучения информатике в третьем классе, если в учебном плане школы выделен 1 час в неделю во второй половине дня.

16. Разработайте примерный тематический и календарный план интегрированного бучения информатике во втором классе, если в учебном плане школы выделен 1 час в неделю в первой половине дня.

17. Предложите тематику внеурочных курсов по раннему обучению информатике.

18. Что бы вы изменили в тематическом и поурочном планах курса информатики начальной школы, если вам дали 2 часа в неделю?

19. Приведите примеры информационных проектов по информатике, которые могли бы выполнить учащиеся начальной школы.

20. Приведите примеры учебно-исследовательских проектов по информатике, которые могли бы выполнить учащиеся начальной школы.

21. Расскажите об известной вам методике использования средств ИКТ на уроках информатики в начальной школе.

22. (Только для тех, кто знаком с Лого.) В чем видятся вам особенности языковой системы Лого, характеризующие ее направленность на младших школьников?

23. (Только для тех, кто знаком, по крайней мере, с двумя отечественными системами программных исполнителей) Проведите сравнительный анализ двух (по крайней мере) систем программных исполнителей (области применения, полнота, наличие пользовательской и методической документации, ...).

24. Проанализируйте состав учебно-методического обеспечения среды «Роботландия».

25. Проанализируйте тематику публикаций по раннему обучению информатике в ведущих профильных журналах (« Информатика и образование», «Информатика в школе», «Педагогическая информатика» и др.).

Наши рекомендации