Методические указания по выполнению практических заданий
Семестр
Аннотация раздела | Литература к разделу | |
Раздел 1. Формирование информационной среды общества | В разделе дается обоснование роли и места информатического образования в формировании молодого человека информационного общества и раннего обучения информатике, обсуждаются основные педагогические направления курса раннего обучения информатике, содержание пропедевтического курса информатики. | Литература к разделу 1: 1. Кузнецов А.А., Захарова Т.Б., Захаров А.С. Общая методика обучения информатике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, I часть / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова, А.С. Захаров. – Москва: МПГУ, 2014. – 300 с. глава 2 (стр. 119-151) 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 1 (стр. 6-38) |
Тема 1.1. Информатизация общества и формирование новой среды обитания. Информационная техносфера как основа информационной среды общества. | ||
Тема 1.2. Понятие информационной среды, информационного потенциала общества | ||
Тема 1.3. Понятие информационной культуры | ||
Раздел 2. Общество и личность в условиях информатизации | Раздел посвящен изучению методических аспектов освоения понятий «Информация», «Алгоритм» и методики его представления в пропедевтическом курсе информатики | Литература к разделу 2: 1. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с. глава 10 (стр. 189-204). 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 2,3 (стр. 38-104) |
Тема 2.1. Социально-психологические проблемы информатизации | ||
Тема 2.2. Понятие «информационный образ жизни», его слагаемые, их современное состояние, проблемы формирования | ||
Раздел 3. Специфика и проблемы трудовой деятельности в условиях информатизации общества | Раздел посвящен изучению методических аспектов освоения отдельных разделов пропедевтического курса информатики. | Литература к разделу 3: 1. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с. глава 10 (стр. 205-221). 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 4,5 (стр. 104-172) |
Тема 3.1. Изменение социальной структуры общества в ходе информатизации | ||
Тема 3.2. Трудовая деятельность в постиндустриальном, информационном обществе. Информационные аспекты творчества. |
Установочные слайд-лекции (презентации) к дисциплине/разделам представлены в Приложении 1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Модуль 2. Современные проблемы информационного общества
Раздел 2.1. Формирование информационной среды общества.
Методические указания по выполнению практического задания к разделу 1 «Формирование информационной среды общества»
(расчетное практическое задание в форме лабораторной работы)
При изучении дисциплины «Современные проблемы информатизации общества» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.
Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).
При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:
Оглавление
2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).
5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).
Перечень тем рефератов по дисциплине «Современные проблемы информатизации общества»:
1. Социальные последствия развития информационной техносферы как основы информационной среды общества;
2. Возможности, предоставляемые современной информационной средой для повышения квалификации, продолжения образования;
3. Состав современной информационной техносферы РФ, примеры;
4. Наиболее значимые для развития информационного потенциала РФ когнитивные структуры общества, примеры;
5. Информационные ресурсы и информационный потенциал общества;
6. Информационные ресурсы как форма представления знаний;
7. Основные проблемы теории информационных ресурсов;
8. Электронизация информационных ресурсов общества как актуальная проблема;
9. Основные тенденции изменения информационной инфраструктуры общества;
10. Структура информационного рынка современного общества;
11. Информационный бизнес;
12. Основные направления и принципы государственной политики в области информационных ресурсов;
13. Некоторые перспективы развития информационных ресурсов России;
14. Цели и задачи правового регулирования в области информационных ресурсов;
15. Оценка уровня современного развития информационной техносферы;
16. Основные этапы развития информационной техносферы в России и в развитых странах мирового сообщества;
17. Современное состояние , проблемы и основные направления развития информационной техносферы в России;
18. Информационная техносфера и проблема развития системы образования;
19. Основные этапы развития ИКТ и сетевых технологий в передовых странах мирового сообщества;
20. Основные проблемы и перспективы развития сетевых информационных технологий;
21. Региональные информационно-телекоммуникационные системы 95
22. ИКТ в системе информационной поддержки развития науки и образования России;
23. Понятие информационной культуры общества и основные факторы ее развития;
24. Информационная культура и социально-экономическое развитие общества;
25. Лингвистическая культура общества и полиязычные информационные технологии.
Общий объем реферата составляет 10 – 12 страниц формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Основными критериями оценки реферата являются:
· оригинальность текста (не ниже 75%);
· степень отражения реферируемого текста;
· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;
· качество оформления реферата.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/незачтено |
не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
Оглавление
2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).
5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).
Перечень тем рефератов по дисциплине «Современные проблемы информатизации общества»:
1. Виртуальная реальность в досуге и обучении;
2. Информационная безопасность личности и общества;
3. Межъязыковая коммуникация в условиях информатизации;
4. Компьютерные преступления. Отечественная и зарубежная практика расследования;
5. Информационные преступления в интеллектуальной сфере;
6. Методы борьбы с информационной преступностью;
7. Место и значение компьютерной игры в культурно-досуговой деятельности человека;
8. Современный мир и проблема образования;
9. Вызовы XXI века и новые задачи системы образования;
10. Основные направления формирования компонентов перспективной системы образования;
11. Концепция опережающего образования;
12. Информатизация образования как фундаментальная проблема современности;
13. Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса;
14. Информационное обеспечение системы образования;
15. Новые информационные технологии в образовании. Дистанционное образование;
16. Домашняя информатизация: социальные последствия.
17. Проблема информационного неравенства;
18. Современное состояние и проблемы интеграции России в мировое информационное сообщество;
19. Русскоязычное информационное пространство России как объект национальной безопасности.
20. Право на информацию как необходимое условие информационной свободы личности;
21. Информационная свобода личности и средства массовой информации;
22. Информационная свобода в информационном обществе;
23. Современное состояние методов информационно-психологического воздействия и особенности их проявления в России;
24. Телевидение – наркотик для информационного общества;
25. Нейролингвистическое программирование в манипуляциях общественным сознанием.
Общий объем реферата составляет 10 – 12 страниц формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Основными критериями оценки реферата являются:
· оригинальность текста (не ниже 75%);
· степень отражения реферируемого текста;
· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;
· качество оформления реферата.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/незачтено |
не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
Раздел 2.3 Специфика и проблемы трудовой деятельности в условиях информатизации общества.
Методические указания по выполнению практического задания к разделу 2 «Специфика и проблемы трудовой деятельности в условиях информатизации общества. Информационные аспекты творчества»
(Реферат)
При изучении дисциплины «Современные проблемы информатизации общества» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.
Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).
При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:
Оглавление
2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).
5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).
Перечень тем рефератов по дисциплине «Современные проблемы информатизации общества»:
1. Специфика трудовой деятельности в индустриальном и постиндустриальном обществе;
2. Особенности трудовой деятельности информационном обществе;
3. Социальные факторы информатизации трудовой деятельности в современной России;
4. Новые профессии постиндустриального и информационного общества;
5. Современные информационные технологии в профессиональной деятельности: социальные аспекты создания и внедрения;
6. Социальные проблемы и перспективы развития человеко-машинных систем;
7. Отличительные признаки информационного образа жизни;
8. Информатизация деловой сферы и профессиональной деятельности;
9. Информатизация общественно-политической деятельности;
10. Информатизация бытовой сферы;
11. «Информационные надомники»;
12. Феномен «электронной иммиграции» и его последствия;
13. Социально-экономические последствия феномена «информационного пула»;
14. Телеработа и виртуальные предприятия;
15. Менеджмент и управление качеством продукции в условиях виртуальных предприятий;
16. Творчество как информационный процесс. Творческий потенциал личности;
17. Проблема занятости в информационном обществе;
18. Проблема социальной изоляции человека в обществе, вызванная распространением удаленных вариантов трудовой деятельности;
19. Развивающее образование и новые информационные технологии;
20. Особенности профессиональной деятельности педагога в условиях информатизации общества;
21. Когнитивная компьютерная графика и проблемно ориентированные экспертные обучающие системы;
22. Мультимедиа-технологии и экранная культура общества;
23. Виртуальная реальность и развитие творческих способностей человека;
24. Информационные технологии и развитие памяти человека;
25. Лингвистические аспекты развития творческих способностей.
Общий объем реферата составляет 10 – 12 страниц формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Основными критериями оценки реферата являются:
· оригинальность текста (не ниже 75%);
· степень отражения реферируемого текста;
· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;
· качество оформления реферата.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/незачтено |
не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
Семестр
Экзаменационные билеты
Семестр (экзамен)
Теоретический блок вопросов:
1. Два подхода к изучению социальных условий, предпосылок и последствий информатизации общества;
2. Технический аспект социальных предпосылок информатизации общества;
3. Предпосылки информатизации в политической и экономической сферах жизнедеятельности общества;
4. Предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере жизнедеятельности общества;
5. Предпосылки информатизации общества в социальной сфере;
6. Условия и альтернативные варианты развития процесса информатизации в России;
7. Социальные последствия информатизации;
8. Последствия информатизации в сфере культуры и политики;
9. Последствия информатизации в социально-экономической сфере и в области международных отношений;
10. Ресурсный и социокультурный подход к рассмотрению понятия «информационная среда»;
11. Информационная среда как диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации;
12. Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества;
13. Понятие «информационный потенциал общества». Способы развития информационного потенциала общества;
14. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде;
15. Социально-психологические аспекты информатизации. Информомания и компьютерофобия как социальные явления;
16. Социальные аспекты информатизации. Компьютерная преступность как социологическая категория;
17. Информационная безопасность личности, общества, государства: общая характеристика проблем;
18. Понятие «информационный образ жизни», его слагаемые, их современное состояние;
19. Специфика и проблемы трудовой деятельности в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе;
20. Тенденции в изменении современной структуры общества: информационный аспект.
Семестр
Аннотация раздела | Литература к разделу | |
Раздел 1. Формирование информационной среды общества | В разделе дается обоснование роли и места информатического образования в формировании молодого человека информационного общества и раннего обучения информатике, обсуждаются основные педагогические направления курса раннего обучения информатике, содержание пропедевтического курса информатики. | Литература к разделу 1: 1. Кузнецов А.А., Захарова Т.Б., Захаров А.С. Общая методика обучения информатике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, I часть / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова, А.С. Захаров. – Москва: МПГУ, 2014. – 300 с. глава 2 (стр. 119-151) 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 1 (стр. 6-38) |
Тема 1.1. Информатизация общества и формирование новой среды обитания. Информационная техносфера как основа информационной среды общества. | ||
Тема 1.2. Понятие информационной среды, информационного потенциала общества | ||
Тема 1.3. Понятие информационной культуры | ||
Раздел 2. Общество и личность в условиях информатизации | Раздел посвящен изучению методических аспектов освоения понятий «Информация», «Алгоритм» и методики его представления в пропедевтическом курсе информатики | Литература к разделу 2: 1. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с. глава 10 (стр. 189-204). 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 2,3 (стр. 38-104) |
Тема 2.1. Социально-психологические проблемы информатизации | ||
Тема 2.2. Понятие «информационный образ жизни», его слагаемые, их современное состояние, проблемы формирования | ||
Раздел 3. Специфика и проблемы трудовой деятельности в условиях информатизации общества | Раздел посвящен изучению методических аспектов освоения отдельных разделов пропедевтического курса информатики. | Литература к разделу 3: 1. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с. глава 10 (стр. 205-221). 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 4,5 (стр. 104-172) |
Тема 3.1. Изменение социальной структуры общества в ходе информатизации | ||
Тема 3.2. Трудовая деятельность в постиндустриальном, информационном обществе. Информационные аспекты творчества. |
Установочные слайд-лекции (презентации) к дисциплине/разделам представлены в Приложении 1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ