Методические указания по выполнению практических заданий

Семестр

  Аннотация раздела Литература к разделу
Раздел 1. Формирование информационной среды общества В разделе дается обоснование роли и места информатического образования в формировании молодого человека информационного общества и раннего обучения информатике, обсуждаются основные педагогические направления курса раннего обучения информатике, содержание пропедевтического курса информатики. Литература к разделу 1: 1. Кузнецов А.А., Захарова Т.Б., Захаров А.С. Общая методика обучения информатике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, I часть / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова, А.С. Захаров. – Москва: МПГУ, 2014. – 300 с. глава 2 (стр. 119-151) 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 1 (стр. 6-38)
Тема 1.1. Информатизация общества и формирование новой среды обитания. Информационная техносфера как основа информационной среды общества.
Тема 1.2. Понятие информационной среды, информационного потенциала общества
Тема 1.3. Понятие информационной культуры
Раздел 2. Общество и личность в условиях информатизации Раздел посвящен изучению методических аспектов освоения понятий «Информация», «Алгоритм» и методики его представления в пропедевтическом курсе информатики Литература к разделу 2: 1. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с. глава 10 (стр. 189-204). 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 2,3 (стр. 38-104)
Тема 2.1. Социально-психологические проблемы информатизации
Тема 2.2. Понятие «информационный образ жизни», его слагаемые, их современное состояние, проблемы формирования
Раздел 3. Специфика и проблемы трудовой деятельности в условиях информатизации общества Раздел посвящен изучению методических аспектов освоения отдельных разделов пропедевтического курса информатики. Литература к разделу 3: 1. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с. глава 10 (стр. 205-221). 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 4,5 (стр. 104-172)
Тема 3.1. Изменение социальной структуры общества в ходе информатизации
Тема 3.2. Трудовая деятельность в постиндустриальном, информационном обществе. Информационные аспекты творчества.


Установочные слайд-лекции (презентации) к дисциплине/разделам представлены в Приложении 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Модуль 2. Современные проблемы информационного общества

Раздел 2.1. Формирование информационной среды общества.

Методические указания по выполнению практического задания к разделу 1 «Формирование информационной среды общества»

(расчетное практическое задание в форме лабораторной работы)

При изучении дисциплины «Современные проблемы информатизации общества» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.

Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).

При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:

Оглавление

2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).

3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).

4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).

5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).

Перечень тем рефератов по дисциплине «Современные проблемы информатизации общества»:

1. Социальные последствия развития информационной техносферы как основы информационной среды общества;

2. Возможности, предоставляемые современной информационной средой для повышения квалификации, продолжения образования;

3. Состав современной информационной техносферы РФ, примеры;

4. Наиболее значимые для развития информационного потенциала РФ когнитивные структуры общества, примеры;

5. Информационные ресурсы и информационный потенциал общества;

6. Информационные ресурсы как форма представления знаний;

7. Основные проблемы теории информационных ресурсов;

8. Электронизация информационных ресурсов общества как актуальная проблема;

9. Основные тенденции изменения информационной инфраструктуры общества;

10. Структура информационного рынка современного общества;

11. Информационный бизнес;

12. Основные направления и принципы государственной политики в области информационных ресурсов;

13. Некоторые перспективы развития информационных ресурсов России;

14. Цели и задачи правового регулирования в области информационных ресурсов;

15. Оценка уровня современного развития информационной техносферы;

16. Основные этапы развития информационной техносферы в России и в развитых странах мирового сообщества;

17. Современное состояние , проблемы и основные направления развития информационной техносферы в России;

18. Информационная техносфера и проблема развития системы образования;

19. Основные этапы развития ИКТ и сетевых технологий в передовых странах мирового сообщества;

20. Основные проблемы и перспективы развития сетевых информационных технологий;

21. Региональные информационно-телекоммуникационные системы 95

22. ИКТ в системе информационной поддержки развития науки и образования России;

23. Понятие информационной культуры общества и основные факторы ее развития;

24. Информационная культура и социально-экономическое развитие общества;

25. Лингвистическая культура общества и полиязычные информационные технологии.

Общий объем реферата составляет 10 – 12 страниц формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.

Основными критериями оценки реферата являются:

· оригинальность текста (не ниже 75%);

· степень отражения реферируемого текста;

· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;

· качество оформления реферата.

Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.

Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:

Сумма баллов Оценка
85-100 Отлично/зачтено
75-84 Хорошо/зачтено
65-74 Удовлетворительно/зачтено
1-64 Неудовлетворительно/незачтено
не аттестован

В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.

Оглавление

2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).

3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).

4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).

5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).

Перечень тем рефератов по дисциплине «Современные проблемы информатизации общества»:

1. Виртуальная реальность в досуге и обучении;

2. Информационная безопасность личности и общества;

3. Межъязыковая коммуникация в условиях информатизации;

4. Компьютерные преступления. Отечественная и зарубежная практика расследования;

5. Информационные преступления в интеллектуальной сфере;

6. Методы борьбы с информационной преступностью;

7. Место и значение компьютерной игры в культурно-досуговой деятельности человека;

8. Современный мир и проблема образования;

9. Вызовы XXI века и новые задачи системы образования;

10. Основные направления формирования компонентов перспективной системы образования;

11. Концепция опережающего образования;

12. Информатизация образования как фундаментальная проблема современности;

13. Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса;

14. Информационное обеспечение системы образования;

15. Новые информационные технологии в образовании. Дистанционное образование;

16. Домашняя информатизация: социальные последствия.

17. Проблема информационного неравенства;

18. Современное состояние и проблемы интеграции России в мировое информационное сообщество;

19. Русскоязычное информационное пространство России как объект национальной безопасности.

20. Право на информацию как необходимое условие информационной свободы личности;

21. Информационная свобода личности и средства массовой информации;

22. Информационная свобода в информационном обществе;

23. Современное состояние методов информационно-психологического воздействия и особенности их проявления в России;

24. Телевидение – наркотик для информационного общества;

25. Нейролингвистическое программирование в манипуляциях общественным сознанием.

Общий объем реферата составляет 10 – 12 страниц формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.

Основными критериями оценки реферата являются:

· оригинальность текста (не ниже 75%);

· степень отражения реферируемого текста;

· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;

· качество оформления реферата.

Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.

Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:

Сумма баллов Оценка
85-100 Отлично/зачтено
75-84 Хорошо/зачтено
65-74 Удовлетворительно/зачтено
1-64 Неудовлетворительно/незачтено
не аттестован

В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.

Раздел 2.3 Специфика и проблемы трудовой деятельности в условиях информатизации общества.

Методические указания по выполнению практического задания к разделу 2 «Специфика и проблемы трудовой деятельности в условиях информатизации общества. Информационные аспекты творчества»

(Реферат)

При изучении дисциплины «Современные проблемы информатизации общества» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.

Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).

При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:

Оглавление

2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).

3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).

4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).

5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).

Перечень тем рефератов по дисциплине «Современные проблемы информатизации общества»:

1. Специфика трудовой деятельности в индустриальном и постиндустриальном обществе;

2. Особенности трудовой деятельности информационном обществе;

3. Социальные факторы информатизации трудовой деятельности в современной России;

4. Новые профессии постиндустриального и информационного общества;

5. Современные информационные технологии в профессиональной деятельности: социальные аспекты создания и внедрения;

6. Социальные проблемы и перспективы развития человеко-машинных систем;

7. Отличительные признаки информационного образа жизни;

8. Информатизация деловой сферы и профессиональной деятельности;

9. Информатизация общественно-политической деятельности;

10. Информатизация бытовой сферы;

11. «Информационные надомники»;

12. Феномен «электронной иммиграции» и его последствия;

13. Социально-экономические последствия феномена «информационного пула»;

14. Телеработа и виртуальные предприятия;

15. Менеджмент и управление качеством продукции в условиях виртуальных предприятий;

16. Творчество как информационный процесс. Творческий потенциал личности;

17. Проблема занятости в информационном обществе;

18. Проблема социальной изоляции человека в обществе, вызванная распространением удаленных вариантов трудовой деятельности;

19. Развивающее образование и новые информационные технологии;

20. Особенности профессиональной деятельности педагога в условиях информатизации общества;

21. Когнитивная компьютерная графика и проблемно ориентированные экспертные обучающие системы;

22. Мультимедиа-технологии и экранная культура общества;

23. Виртуальная реальность и развитие творческих способностей человека;

24. Информационные технологии и развитие памяти человека;

25. Лингвистические аспекты развития творческих способностей.

Общий объем реферата составляет 10 – 12 страниц формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.

Основными критериями оценки реферата являются:

· оригинальность текста (не ниже 75%);

· степень отражения реферируемого текста;

· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;

· качество оформления реферата.

Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.

Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:

Сумма баллов Оценка
85-100 Отлично/зачтено
75-84 Хорошо/зачтено
65-74 Удовлетворительно/зачтено
1-64 Неудовлетворительно/незачтено
не аттестован

В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Семестр

Экзаменационные билеты

Семестр (экзамен)

Теоретический блок вопросов:

1. Два подхода к изучению социальных условий, предпосылок и последствий информатизации общества;

2. Технический аспект социальных предпосылок информатизации общества;

3. Предпосылки информатизации в политической и экономической сферах жизнедеятельности общества;

4. Предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере жизнедеятельности общества;

5. Предпосылки информатизации общества в социальной сфере;

6. Условия и альтернативные варианты развития процесса информатизации в России;

7. Социальные последствия информатизации;

8. Последствия информатизации в сфере культуры и политики;

9. Последствия информатизации в социально-экономической сфере и в области международных отношений;

10. Ресурсный и социокультурный подход к рассмотрению понятия «информационная среда»;

11. Информационная среда как диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации;

12. Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества;

13. Понятие «информационный потенциал общества». Способы развития информационного потенциала общества;

14. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде;

15. Социально-психологические аспекты информатизации. Информомания и компьютерофобия как социальные явления;

16. Социальные аспекты информатизации. Компьютерная преступность как социологическая категория;

17. Информационная безопасность личности, общества, государства: общая характеристика проблем;

18. Понятие «информационный образ жизни», его слагаемые, их современное состояние;

19. Специфика и проблемы трудовой деятельности в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе;

20. Тенденции в изменении современной структуры общества: информационный аспект.

Семестр

  Аннотация раздела Литература к разделу
Раздел 1. Формирование информационной среды общества В разделе дается обоснование роли и места информатического образования в формировании молодого человека информационного общества и раннего обучения информатике, обсуждаются основные педагогические направления курса раннего обучения информатике, содержание пропедевтического курса информатики. Литература к разделу 1: 1. Кузнецов А.А., Захарова Т.Б., Захаров А.С. Общая методика обучения информатике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, I часть / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова, А.С. Захаров. – Москва: МПГУ, 2014. – 300 с. глава 2 (стр. 119-151) 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 1 (стр. 6-38)
Тема 1.1. Информатизация общества и формирование новой среды обитания. Информационная техносфера как основа информационной среды общества.
Тема 1.2. Понятие информационной среды, информационного потенциала общества
Тема 1.3. Понятие информационной культуры
Раздел 2. Общество и личность в условиях информатизации Раздел посвящен изучению методических аспектов освоения понятий «Информация», «Алгоритм» и методики его представления в пропедевтическом курсе информатики Литература к разделу 2: 1. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с. глава 10 (стр. 189-204). 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 2,3 (стр. 38-104)
Тема 2.1. Социально-психологические проблемы информатизации
Тема 2.2. Понятие «информационный образ жизни», его слагаемые, их современное состояние, проблемы формирования
Раздел 3. Специфика и проблемы трудовой деятельности в условиях информатизации общества Раздел посвящен изучению методических аспектов освоения отдельных разделов пропедевтического курса информатики. Литература к разделу 3: 1. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с. глава 10 (стр. 205-221). 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. глава 4,5 (стр. 104-172)
Тема 3.1. Изменение социальной структуры общества в ходе информатизации
Тема 3.2. Трудовая деятельность в постиндустриальном, информационном обществе. Информационные аспекты творчества.

Установочные слайд-лекции (презентации) к дисциплине/разделам представлены в Приложении 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Наши рекомендации