Особенность общества – действие субъективного фактора
Социализация индивида
1. Понятие о социализации
2. Этапы социализации:
а) первичная
б) вторичная
3. Функции социализации:
а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;
б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;
в) усвоение моральных ценностей и идеалов и др.
4. Агенты социализации:
а) Семья
б) СМИ
в) Государство
г) Образование и др.
5. Процесс социализации начинается с рождения и заканчивается смертью, т.е непрерывен
Общество как система
1. Понятие об обществе
2. Признаки общества как системы:
а) динамичная
б) открытая
в) саморегулирующаяся
г) сложная
3. Элементы общества как системы:
а) социальные институты (семья, образование, СМИ и др.)
б) подсистемы (сферы) общества (экономическая, политическая, социальная, духовная)
в). социальная коммуникация как элемент общественных отношений
Особенность общества – действие субъективного фактора
5. Особенности развития современного российского общества
Общество и природа
1. Общество и природа – неотъемлемые части материального мира
2. Влияние природы на общество:
а) размещение производительных сил
б) влияние на специализацию экономики
в) формирование и развитие общественного сознания
г) также угроза уничтожение результатов чел.деятельности: наводнение, ураган и др.
3. Влияние общества на природу:
а) влияние на структуру окружающей среды: изменение ландшафта и др.
б) усиление использования полезных ископаемых
в) ускоряющаяся вырубка лесов и др.
4. Значение природы для общества:
а) естественная среда обитания
б) ресурсы
в) источник красоты и вдохновения
5. Взаимодействие природы и общества в современном мире
Социальные институты
1. Понятие о социальных институтах
2. Функции социальных институтах:
а) регулятивная функция
б) интегративная функция
в) функция социализации
г) удовлетворение основных потребностей человека и общества
3. Виды социальных институтов:
а) государство
б) семья
в) образование
г) бизнес
д) СМИ и др.
4. Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики:
5. Особенности развития социальных институтов в современном мире
Социальные статусы и роли
1. Понятие социального статуса.
2. Признаки социального статуса
а) место жительства
б) уровень образования
в) профессиональные компетенции
г) внешний вид и др.
3. Виды статусов
а) предписанный
б) достигаемый
в). смешанный
4. Виды социальных ролей:
а) личностно значимые
б) второстепенные
5. Какова связь между социальным статусом и социальной ролью?
Общество
1. Понятие об обществе
2. Сферы (подсистемы) общества:
а). экономическая
б). социальная
в). политическая
г) духовная
3. Основные социальные институты:
а). Государство
б). Семья
в). Наука
г). Бизнес
д). СМИ и др.
4. Особенности современного российского общества
Социальная стратификация
1)Понятие о социальной стратификации
2)Критерии социальной стратификации:
А) доход
Б) объём власти
В) уровень образования
Г) престиж профессии
3) Исторические типы стратификации:
А) Рабство
Б) Каста
В) Сословия
Г) Социальные классы
4) Функции социальной стратификации:
А) Упорядочение общественной жизни
Б) Организация людей в группе
В) Социализация личности и её поддержка
Важность среднего класса в современном обществе для сглаживания социального неравенства
Маргинальность как промежуточное положение человека между какими-либо соц.группами
7) Социальная стратификация и социальное неравенство
Социальные нормы и их функции
1)Понятие о социальных нормах
2)Виды социальных норм:
А) Моральные нормы
Б) Правовые нормы
В) Корпоративные нормы
Г) Традиции и обычаи и т.д.
3)Признаки социальных норм:
А) представляют из себя определенный стандарт (шаблон) поведения
Б) могут изменяться в зависимости от исторического процесса
4) Функции социальных норм:
А) координация деятельности людей
Б) выступают в качестве характерных признаков групп
В) дают поведенческие ориентиры и др.
5) Роль социальных норм в современном обществе
Социальный контроль
1. Понятие о социальном контроле
2. Элементы социального контроля:
а) социальные нормы (моральные, религиозные, правовые и др)
б) формальные и неформальные, позитивные и негативные соц.санкции
3. Типы социального контроля:
а) внешний контроль
б) самоконтроль
4. Функции социального контроля:
а) регламентация и консолидация общества
б) обеспечение стабильности общества
в) сведение к минимуму девиаций и др.
5. Социальный контроль как условие социальной стабильности:
а) социализация индивидов
б) как способ обеспечения взаимодействия членов общества
Научное познание
1. Понятие о научном познании
2. Цели научного познания:
а) Получение новых знаний
б) Постижение объективной истины
3. Особенности научного познания:
а) Системность
б) Объективность
в) Проверяемость
г) Особый язык и символы и т.д.
4. Уровни научного познания:
а) Эмпирический
б) Теоретический
5. Методы научного познания:
а) Эмпирические (наблюдение, анкетирование, сравнение и др)
б) Универсальные (анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование и др.)
в) Теоретические (математизация, формулирование гипотез и др.)
Образование как соц.институт
1. Понятие об образовании
2. Функции образования:
а) передача знаний и культурного опыта общества
б) функция социализации
в) обеспечение потребностей развития общества и государства и др.
3. Система образования:
а) дошкольное
б) начальное общее
в) основное общее
г) среднее общее
д) высшее образование
Е) среднее специальное
ж) дополнительное образование
4. Тенденции развития образования:
а) гуманизация
б) демократичность
в) компьютеризация и др.
5. Конституционное право граждан на получение образования
6. Непрерывность характер образования в современном мире
Религия как соц.институт
1. Понятие о религии
2. Религиозные организации:
а) церковь
б) секты
в) религиозные фонды, ассоциации
3. Функции религии:
а) мировоззренческая
б) компенсаторная
в) регулятивная
г) коммуникативная и др.
4. Виды религий:
а) монотеистические и политеистические
б). родовые, национально-государственные, мировые религии
Наука как соц.институт
1. Понятие о науке
2. Функции науки:
а) прогностическая
б) производственная
в) мировоззренческая
г) познание мира и др.
3. Система научных организаций:
а) академии
б) НИИ, НИЦ
в) университеты и др.
4. Виды наук:
а) естественные
б) точные
в) социально-гуманитарные
5. Социальная ответственность ученых и научная этика
Е) результат
5. Отличия деятельности человека от активности животных:
а) целеполагание
б) использование орудий труда
в) преобразовательная деятельность
Деятельность и мышление
1. Понятие о деятельности
2. Виды деятельности:
а) труд, игра, учение, общение
б) духовная и материальная
Е) результат
Истина и ее критерии
1. Понятие об истине
2. Виды истины:
а). абсолютная
б). относительная
3. Объективный характер истины заключается в том, что ее содержание не зависит от субъекта и объекта познания
4. Критерии истины:
а). практика
б). соответствие фундаментальным законам
в). мнение экспертного сообщества и др.
5. Формы истины:
а). теории
б). суждения
в). умозаключения
Семья как малая группа
1. Понятие о семье
2. Особенности малой группы:
а) основано на браке или кровном родстве
б) общность быта
в) устойчивый и немногочисленный состав
г) наличие эмоциональных отношений между членами
3. Функции семьи:
а) репродуктивная;
б) воспитательная;
в) хозяйственная;
г) экономическая;
д) эмоциональная;
Мировоззрение и его формы
1. Понятие о мировоззрение
2. Виды (типы) мировоззрения:
а) научное
б) религиозное
в) мифологическое
д) обыденное
3. Функции мировоззрения:
а) основа самооценки человека и оценки событий
б) ориентационная
в) ценностная
4. Уровни мировоззрения:
а) теоретический
б) обыденно-практический
5. Структура мировоззрения:
а) знания
б) убеждения
в) идеи
г) идеалы
д) духовные ценности
Е) принципы
Социальная мобильность
1. Понятие о социальной мобильности
2. Факторы , влияющие на социальную мобильность:
а) Уровень развития экономики
б) Демография
в) Образование
г) Статус семьи и т.д.
3. Виды социальной мобильности:
а) Горизонтальная
б) Вертикальная:
- восходящая
- нисходящая
в) Групповая
г) Индивидуальная
4. Каналы социальной мобильности:
а) Армия
б) Образование
в) Церковь
г) СМИ и т.д.
5. Уровень социальной мобильности в РФ (в современном мире)
А) Столкновение потребностей
Б) Столкновение интересов
В) Столкновение ценностей и др.
3) Виды социальных конфликтов:
А) Внутриличностный
Б) Межличностный
В) Межгрупповой
4) Стадии конфликта:
А) Предконфликтная
Б) Конфликт
В) Разрешение конфликта
А) Избегание конфликта
Б) Переговоры
В) Третейское разбирательство или арбитраж и др.
7) Позитивные и негативные последствия конфликтов
Виды этнических общностей
а) племя
б) народность
в) нация
3. Тенденции межнациональных отношений:
а) интеграция
б) дифференциация
4. Причины межнациональных конфликтов:
а) территориальные споры
б) неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы
в) ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа и др.
5. Условия гармонизации межнациональных отношений:
а) Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства
б) Признание прав и свобод человека, независимо от его расы, пола, национальности и т.п.
в) Готовность к мирному урегулированию спорных проблем и др.
6. Основные принципы национальной политики РФ
Социализация индивида
1. Понятие о социализации
2. Этапы социализации:
а) первичная
б) вторичная
3. Функции социализации:
а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;
б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;
в) усвоение моральных ценностей и идеалов и др.
4. Агенты социализации:
а) Семья
б) СМИ
в) Государство
г) Образование и др.
5. Процесс социализации начинается с рождения и заканчивается смертью, т.е непрерывен
Общество как система
1. Понятие об обществе
2. Признаки общества как системы:
а) динамичная
б) открытая
в) саморегулирующаяся
г) сложная
3. Элементы общества как системы:
а) социальные институты (семья, образование, СМИ и др.)
б) подсистемы (сферы) общества (экономическая, политическая, социальная, духовная)
в). социальная коммуникация как элемент общественных отношений
Особенность общества – действие субъективного фактора
5. Особенности развития современного российского общества
Общество и природа
1. Общество и природа – неотъемлемые части материального мира
2. Влияние природы на общество:
а) размещение производительных сил
б) влияние на специализацию экономики
в) формирование и развитие общественного сознания
г) также угроза уничтожение результатов чел.деятельности: наводнение, ураган и др.
3. Влияние общества на природу:
а) влияние на структуру окружающей среды: изменение ландшафта и др.
б) усиление использования полезных ископаемых
в) ускоряющаяся вырубка лесов и др.
4. Значение природы для общества:
а) естественная среда обитания
б) ресурсы
в) источник красоты и вдохновения
5. Взаимодействие природы и общества в современном мире
Социальные институты
1. Понятие о социальных институтах
2. Функции социальных институтах:
а) регулятивная функция
б) интегративная функция
в) функция социализации
г) удовлетворение основных потребностей человека и общества
3. Виды социальных институтов:
а) государство
б) семья
в) образование
г) бизнес
д) СМИ и др.
4. Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики:
5. Особенности развития социальных институтов в современном мире
Социальные статусы и роли
1. Понятие социального статуса.
2. Признаки социального статуса
а) место жительства
б) уровень образования
в) профессиональные компетенции
г) внешний вид и др.
3. Виды статусов
а) предписанный
б) достигаемый
в). смешанный
4. Виды социальных ролей:
а) личностно значимые
б) второстепенные
5. Какова связь между социальным статусом и социальной ролью?
Общество
1. Понятие об обществе
2. Сферы (подсистемы) общества:
а). экономическая
б). социальная
в). политическая
г) духовная
3. Основные социальные институты:
а). Государство
б). Семья
в). Наука
г). Бизнес
д). СМИ и др.
4. Особенности современного российского общества
Социальная стратификация
1)Понятие о социальной стратификации
2)Критерии социальной стратификации:
А) доход
Б) объём власти
В) уровень образования
Г) престиж профессии
3) Исторические типы стратификации:
А) Рабство
Б) Каста
В) Сословия
Г) Социальные классы
4) Функции социальной стратификации:
А) Упорядочение общественной жизни
Б) Организация людей в группе
В) Социализация личности и её поддержка