Коммуникативная организация простого предложения
§ 66. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предложение, рассматриваемое со стороны его коммуникативной организации, принято называть в ы- сказыванием. В качестве высказывания предложение, во-первых, квалифицируется как отдельная коммуникативная единица в устной речи определенными интонационными сигналами (интонация законченности), а в письменной речи — отделяющими знаками (точка, вопросительный или восклицательный знак); во-вторых, в нем становится возможно актуальное членение — смысловое членение, существенное для данного контекста или ситуации. Актуальное членение предложения соответствует коммуникативному заданию: оно организует предложение для передачи актуальной информации, т. е. того аспекта вещественной информации (связанной с лексическим наполнением и формальной организацией предложения), который составляет суть данной коммуникации и ради сообщения которого данная коммуникация и должна состояться.
Учение об актуальном членении предложения создано чешским ученым В. Матезиусом в 20—30-е годы XX в.
Первым высказал мысль о существовании закономерностей формирования предложения, связанных с его коммуникативной функцией в речи, французский ученый А. Вейль в 1844 г. в книге о порядке слов в древних языках в сравнении с порядком слов в современных языках.
23 Современный русский язык
В конце XIX в. эта мысль получила психологическую интерпретацию: были введены понятия «психологическое сказуемое» и «психологическое подлежащее». В отечественном языкознании эту идею выразил Ф. Ф. Фортунатов '.
Учение об актуальном членении было значительным шагом в исследовании организации предложения. В. Матезиус сделал открытие, показав, что явление, в котором видели психологическую природу, в действительности есть явление лингвистическое. Он определил основные понятия учения об актуальном членении предложения и ввел новые, не имеющие психологической окраски термины: «высказывание», «актуальное членение» и др. Идея актуального членения предложения получила широкое распространение в мировой лингвистике [111].
Актуальное членение предложения б и н а р н о. В соответствии со своим коммуникативным заданием предложение членится на тему и рему[112]. Определяя тему, исследователи отмечают три ее признака: 1) тема — «исходный пункт высказывания» , «отправная точка для передачи актуальной информации» ; 2) она актуально менее значима, чем рема; 3) это часть предложения, которая обычно дана, известна, предопределена предшествующим контекстом, является носительницей «данного», элементом, соединяющим высказывание с предшествующим текстом. Соответственно при определении ремы отмечается: 1) она содержит «то, что сообщается о теме» [113]; 2) она актуально более значима, чем тема: в соотнесении ее с темой выражается актуальная информация [114]; она «заключает в себе основное содержание сообщения и является коммуникативным центром высказывания [115]; 3) она обычно является носительницей
«нового». Например, в данных предложениях тема предшествует реме (граница актуального членения показана чертой): Ветра / — точно на свете никогда не было (Т.); Море / — смеялось (М. Г.); Осина эта / — была мастерской дятла (Пр.); К полудню / опять парило... Перед закатом / становилось ясно (Бун.); На пароходе / уже давно тишина. Тихо / и на рейде (Бун.); [Я пишу отрывисто не потому, что у меня такой стиль]; отрывисты / воспоминания (Шкл.); А мечтал он / о лесной хижине, о жизни в лесу (Сол.). В следующих предложениях рема предшествует теме: Стала ярче / бесконечная россыпь звёзд (Андр.); Синими переливами / играл утренний свет (Ш.); Целые сутки / не выходил он [Герасим] оттуда (Т.); Плачет и убивается / Катерина (Г.); Только случайное обстоятельство / уберегло его от падения (Ф.).
Предложение не может быть без ремы, составляющей его коммуникативный центр. Наличие же темы в нем не обязательно. Тематическая часть высказывания может не быть эксплицитно выраженной, если она, являясь носительницей «данного», известна из контекста. Это наблюдается в неполных предложениях: Пароход отвалил поздней ночью. Долго прокашливался и гудел, дрожа всем корпусом (Пауст.).
Возможны предложения с нулевой темой, весь состав которых образует рему: они сообщают о событии, не выделяя исходного пункта сообщения. Такие высказывания называют нерасчлененными: Пришла весна; Раздался звонок; Повеяло теплой сыростью; Пахнет сеном над лугами (М.); Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек (Бл.); Били часы. Кричал радиоприёмник. Наступало утро (Гайд.).
§ 67. ОТНОШЕНИЕАКТУАЛЬНОГО ЧЛЕНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ЕГО ФОРМАЛЬНОЙ И СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Актуальное членение предложения автономно. Оно не соотносительно с грамматическим. Это проявляется, во-первых, в том, что актуальное членение предложения всегда бинарно, в то время как грамматическое членение предполагает какое угодно количество членов. Предложения любого объема актуально членятся на тему и рему. Особенность актуального членения распро-
23*
страненных предложений в том, что и тема и рема бывают комплексными, объединяющими несколько членов предложения. Выше приводились примеры с комплексной темой и ремой. Вот еще несколько распространенных предложений с разным составом темы и ремы: Внутренность леса / постепенно темнеет; алый свет вечерней зари / медленно скользит по корням и стволам деревьев (Т.); Кепку / , как известно, у мальчишек редко найдёшь новую (Гайд.). Другая особенность распространенных предложений заключается в том, что актуальное членение в них может быть многоступенчатым. В этом случае компоненты ремы, выделяемой на первом уровне членения предложения, неоднородны по своей актуальной значимости и рема членится дополнительно. Например, в предложении Тонкие стволы берёз / белели || резко и отчётливо (К.) на первом уровне членения соотносятся как тема и рема составы подлежащего и сказуемого, а на втором уровне рема членится, выделяя наречную группу резко и отчётливо как вторую рему.
За членами предложения не закреплены какие-либо определенные функции: образовать тему и рему могут разные члены предложения в одиночку или в сочетаниях: ср.: 1) Поезд / скрылся; Разговор / состоялся; Мой брат / врач; Ночь / была безлунная; 2) А почту в то время носила / Груня Офицерова (Ант.); Ветер хлёсткий! Не отстаёт / и мороз (Бл.); 3) Уснул Григорий / перед светом (Ш.); Говорил он / мало и неохотно; Весна в этом году / ранняя; 4) А вечером / пошёл дождь; У него / разболелись зубы; Им / овладела ярость, где подлежащее может быть темой (1), ремой (2) и может входить в комплексную тему (3) или рему (4).
Те же функции может выполнять и сказуемое: 1) [Эта поэзия отжила для него так же, как и та грубая проза.] Отжили / и свидания, и лунные ночи, и белые фигуры с тонкими талиями, и таинственные тени (Ч.); [Подробности этой охотничьей истории заставляют нас смеяться.] Хохочет / и сам охотник (В. П.); 2) Лес / шумел; Одни / говорили, другие / слушали; Его надежда / не сбылась; Снег / был глубокий; Эта девочка / станет художницей; 3) Встаёт она / затемно; Он жил в городе / уже недели две; Это случилось / совсем неожиданно; 4) С этого дня / они стали неразлучны; Мать / напоила детей тёплым молоком; В этом лесу / всегда стоял шум.
Однако частотность реализации этих возможностей у подлежащего и сказуемого разная. Для подлежащего типична функция темы, обычно оно или само составляет тему, или входит в нее; функцию ремы подлежащее выполняет редко. Для сказуемого, напротив, типична функция ремы, причем в распространенных предложениях одно сказуемое обычно не составляет рему — оно образует комплексную рему, в которую входят синтаксически и семантически связанные с ним члены предложения (см. примеры под цифрой 4), в том числе нередко подлежащее. Типичные функции можно указать и для всех других членов предложения. Таким образом, автономность актуального членения предложения не означает полной некоординированности его с грамматическим членением. Но такая координирован- ность прослеживается лишь как общая тенденция, она не имеет характера жесткой обусловленности.
Более тесно, чем с формальной организацией, актуальное членение предложения связано с его смысловой организацией. Для семантического субъекта типична функция темы, для предиката — функция ремы. Связь актуального членения с семантической структурой предложения ярко проявляется в том, что в предложениях, где семантический субъект — форма косвенного падежа существительного, а подлежащее образует со сказуемым единый семантический комплекс — предикат, темой обычно бывает форма косвенного падежа: Его / охватила бурная решимость; Им / овладела непонятная тревога; У меня / появились сомнения. Но жесткой обусловленности актуального членения предложения нет и с этой стороны. При определенном коммуникативном задании актуальное членение подобных предложений может быть иным. Так, в сообщении о том, кто именно испытал данное состояние, падежная форма со значением субъекта будет ремой: Сомнения появились / у меня, а не у него.
Связь актуального членения с семантической структурой предложения наглядно проявляется и в том, что нерасчлененные высказывания с нулевой темой обычно образуют предложения со специфическим значением предиката — со значением наличия, проявления: Стояла жара; Перепадали дожди; Зазвонил телефон; Послышались шаги; Начались занятия в школах.
Актуальное членение связано также и с лексическим наполнением предложения, не существенным на уровне его смысловой организации. Для актуального членения предложения важно, содействует или противодействует семантика глагола и субстантивных и адвербиальных компонентов их соединению в комплекс. В некоторых случаях лексическое наполнение предложения делает возможным лишь одно актуальное членение. Например, в предложении Крупное и мягкое лицо Дмитрия обросло светлой бородкой (М. Г.) группа сказуемого может образовать только комплексную рему, субстантивный компонент в ее составе не может быть актуально выделен.
Актуальное членение предложения тесно связано с определенностью или неопределенностью значения существительного; ср.: Вошла девушка (неизвестная, неупомянутая ранее).— Девушка / вошла (известная, уже упоминавшаяся). По верному наблюдению П. Адам- ца, «субстантивные компоненты с высокой степенью индивидуализованности гораздо менее часто объединяются с глаголами в комплексное ядро, чем существительные с низкой степенью индивидуализованности»[116]. Поэтому максимально индивидуализованное существительное — имя собственное или личное местоимение,— как правило, образует один компонент актуального членения предложения (некомплексный): обычно — тему, реже — рему; ср.: Тамара Константиновна / всё ещё находилась в декретном отпуске. Школой управлял / Олег Владимирович (Тендр.); Он / командир стройотряда, а комиссаром / будете вы; Мы / уехали строить завод; Таня / учится в университете; Его / уважали.