СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ — ЕДИНИЦЫ РЕЧИ И ЯЗЫКА

Единицы синтаксиса представлены множеством ре­чевых проявлений, однако они являются единицами не только речи, но и языка. За каждым конкретным слово­сочетанием, простым или сложным предложением стоит некая не собственно речевая, а языковая сущность. На­пример, словосочетание рисует берёзу, употребленное в предложении Сейчас художник рисует берёзу, пред­ставляет собой соединение двух словоформ: формы 3-го лица единственного числа настоящего времени глагола рисовать (главный компонент) и формы винительного падежа существительного берёза (зависимый компо­нент) . Но в этом соединении можно увидеть и иное син­таксическое устройство. Его определение предполагает обобщение конкретного речевого материала на основе анализа в парадигматическом аспекте (т. е. по ассоциа­ции) и ведет нас от речи к языку. Анализ предполагает два этапа.

На первом этапе анализа обращение к другим по­тенциальным речевым соединениям с той же лексемой рисовать, но в иных ее формах (рисовать берёзу, рисуй берёзу, рисуя берёзу, рисующий берёзу и т. д.) и с той же лексемой берёза, но в другой возможной в данном сочетании форме (рисует берёзы — вин. п. мн. ч.), т. е. обращение к иным возможным без нарушения синтакси­ческих правил соединения формам слов рисовать и берё­за позволяет установить, что исходное словосочетание рисует берёзу построено по правилу, предполагающему, что словосочетание является соединением слова (лек­семы) рисовать, которое может в составе этого соедине­ния быть в любой из своих форм, и ф о р м ы винитель­ного падежа слова берёза. Форма числа зависимого су­ществительного не участвует в синтаксической связи, она передает только номинативное значение единично­сти ~ множественности: рисовать берёзу (берёзы). Та­ким образом, за конкретным речевым сочетанием из двух словоформ стоит образец сочетания слова (рисо­вать) с определенной формой (вин. п.) другого слова (берёзу).

Если сравнить словосочетание рисовать берёзу (так­же на основе ассоциативных связей) с такими словосо­четаниями, как рисовать лес (поле, ребёнка, прошлое), с одной стороны, и видеть берёзу (поле, ребёнка, прош­лое), описать берёзу (поле, ребёнка, прошлое), вспоми­нать берёзу (поле, ребёнка, прошлое) и т. д.— с другой, то станет ясно, что данный образец словосочетания не специфичен для слов рисовать и берёза. По этому образ­цу могут быть построены словосочетания из многих слов. Конституирующим признаком таких словосочета­ний является то, что главный их компонент — прямо- переходный глагол, а зависимый — форма винитель­ного падежа существительного.' с синтаксическим зна­чением ближайшего объекта '. Строение таких словосо­четаний МОЖеТ быТЬ ВЫраЖеНО формулой Уц-апвМ^ут, где V — глагол, N — существительное, 1гап5 — пере­ходный, 4 5уп! — винительный (четвертый) падеж с синтаксическим значением. Формула читается так: «пе­реходный глагол и имя существительное в форме вини­тельного падежа с синтаксическим значением».

Таким образом, на втором этапе анализа обнаружи­вается, что за словосочетанием с конкретным лексиче­ским наполнением (рисовать + вин. п. существитель­ного берёза) стоит отвлеченный образец, представлен­ный выше в виде формулы, который является единицей языка и допускает широкие возможности лексического наполнения в речи: строить дом, делать дело, копать огород, пить чай, выполоть траву, узнавать новости, бе­речь время, любить родину, помнить добро, причинять неприятности, допустить неточности, испытывать ра­дость и др.

Отвлеченные образцы стоят и за всеми простыми и сложными предложениями, употребляемыми в речи в составе текстов или как отдельные высказывания. Эти образцы и есть простые и сложные предложения, рассматриваемые как единицы языка. В современной науке они называются структурными схемами, моделя­ми или формулами предложений. Понятие структур­ной схемы появилось недавно и не в равной мере применено ко всем синтаксическим единицам. Пока описаны в виде закрытого, т. е. исчерпывающего все разнообразие структурных схем, списка лишь простые предложения [90].

Принцип единства описания разных синтаксических единиц требует, чтобы в виде закрытых списков струк­турных схем были перечислены также отвлеченные образцы, по которым строятся словосочетания и слож­ные предложения. О применении понятия структурной схемы к словосочетанию мы уже говорили. Теперь по­кажем, что оно приложимо и к сложному предложению.

Так, сложное предложение Есть минуты, когда не тревожит роковая нас жизни гроза (Бл.) построено по структурной схеме, которая может быть записана фор?

мул ой Р/ с: (1^31етр + когда + Р г), где Р(, Р2 — преди­кативные единицы, входящие в состав сложного пред­ложения, N — существительное, 1етр — указание на обязательность темпоральной лексической семантики существительного; в скобки заключен сегмент сложного предложения, внутри которого обязателен данный по­рядок компонентов, хотя этот сегмент как целое может перемещаться в границах Р| (ср. другое предложение, построенное по данной схеме: День, когда началась вой­на, я никогда не забуду). Формула читается так: «пре­дикативная единица, в состав которой входит сегмент со следующим фиксированным порядком: существи­тельное с темпоральным значением, когда и вторая пре­дикативная единица».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Грамматика русского языка. М., 1954. Т. 2. С. 76—83. Или: Ви­ноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамма­тике. М„ 1975. С. 224—230.

Карцевский С. И. Повторительный курс русского языка. М.; Л., 1928. § 17.

Курилович Е. Основные структуры языка: словосочетание и пред­ложение Ц Очерки по лингвистике. М., 1962.

Русская грамматика. М., 1980. Т. 2. С. 5—12.

Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. Л., 1941. §1,2, 18.

Наши рекомендации