Значения, выражаемые формами падежей
Вопрос о значениях русских падежей уже давно привлекает внимание языковедов, однако до сих пор его нельзя считать решенным. Бесспорным достижением многолетних исследований является выделение у падежей двух различных функций: обстоятельственной и субъектно-объектной (потерминологии Е. Куриловича, соответственно наречной и синтаксической) [78]. При этом одни падежи (им., род., вин., дат. п.) главным образом служат для выражения субъектно- объектных отношений. Лишь во вторую очередь эти падежи могут выражать обстоятельственные значения. Другие падежи (например, творительный) прежде всего выражают обстоятельственные значения и лишь во вторую очередь могут передавать значения субъектно- объектные.
Существующие в многочисленных пособиях перечни значений падежей учитывают эти два типа значений. Однако не всегда принимается во внимание то обстоятельство, что падежная форма может быть лишена собственного содержания, выполняя лишь связывающую функцию. Так, едва ли можно говорить о значении приближения у дательного падежа, имея в виду случай подойти к дому. Ведь здесь значение приближения выражается не собственно падежной формой, а предлогом и «подчиняющим» словом. В словосочетании подойти к метро, например, падежное окончание отсутствует, что отнюдь не мешает выражению значения приближения.
Основные значения падежных форм можно представить следующим образом:
Именительный падеж преимущественно выражает значение субъекта действия: птицы поют, но может выражать и значение его объекта: Почтенный замок был построен, как замки строиться должны (П.).
Родительный падеж может выражать значение и субъекта действия: родителей не было дома, доклад директора, и его объекта: коснуться руки. Он выступает в значении обладателя: стихи детей (ср.: стихи детям). В обстоятельственной функции падеж имеет значение времени: второго мая восьмидесятого года.
Дательный падеж преимущественно выражает значение адресата (косвенного объекта) действия: писать брату, однако может иметь значение и субъекта действия: детям весело, а иногда и объекта действия: подчиняться правилам. Обстоятельственных значений не выражает.
Винительный падеж преимущественно выражает значение объекта действия: писать письмо, однако может иметь и значение субъекта действия: больного знобит. Может употребляться и в обстоятельственном значении: работать всю ночь.
Творительный падеж широко употребляется в обстоятельственной функции, обозначая орудие действия: Солдаты шилом бреются (Н.); время действия: работать вечерами; место действия: идти берегом. Однако может употребляться и в значении объекта действия: любоваться озером или субъекта действия: пьеса исполняется музыкантом.
Предложный падеж, употребляемый всегда после предлогов, служит лишь для связи словоформ в словосочетании и предложении, а также помогает дифференцировать разные омонимичные значения предлогов; ср.: (идти) в лес (направление) —в лесу (место); (ходить) на площадь (направление) — на площади (место).
Приведенный перечень не является полным, поскольку он учитывает лишь главные значения основных падежей. Кроме того, следует иметь в виду, что в некоторых случаях возможна нейтрализация некоторых падежных значений. Например, в примерах типа принимать душой можно интерпретировать значение падежной формы и как субъектное и как обстоятельственное; в примерах типа корова доится значение падежной формы можно понимать и как субъектное ('корова дойная') и как объектное ('корову доят').
Вопрос о содержании падежных форм важен и для изучающих русский язык как неродной. При этом особенно существенно выяснение того, какими падежными формами может быть выражено значение субъекта, объекта, адресата действия и т. п. Значение субъекта действия в принципе может быть выражено формами всех падежей: трава растёт; ни огня, ни дыма нет; мне холодно; больного тошнит; пьеса исполняется музыкантом. Значение объекта действия также может быть выражено различными падежными формами: улица (им. п.) освещается фонарями; лишиться покоя (род. п.); подчиняться приказу (дат. п.); читать книгу (вин. п.); наслаждаться покоем (тв. п.) и даже сочетанием предлога со словоформой: мечтать об отдыхе (предл. п.).
Важно также иметь в виду, что некоторые значения, передаваемые падежными формами, могут выражаться и иными средствами. Например, значение «орудие» может быть выражено формой творительного падежа и предложно-падежным сочетанием: резать ножом, резать с помощью ножа. Значение места действия также может быть выражено разными средствами: идти берегом, идти по берегу, идти вдоль берега.
Очевидно, что падежная форма существенно зависит от лексических и синтаксических свойств «подчиняющего» слова и от смысловой и формальной организации предложения. Таким образом, вопрос о содержательных характеристиках падежных форм тесно смыкается, с одной стороны, с проблемами синтаксиса, а с другой — с проблемами лексической семантики. Повышенный интерес, проявляемый к этим проблемам в настоящее время, дает новые импульсы для решения вопроса о значениях падежных форм, который не является собственно морфологическим.
ТИПЫ СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Как уже было отмечено, падеж противопоставляет формы одной лексемы. Наиболее распространено представление о числе как о характеристике, также противопоставляющей формы одной лексемы. В этом смысле и принято говорить о склонении существительных, т. е. о парадигме существительного, о наборе составляющих ее словоформ.
Парадигмы разных существительных различают по нескольким основаниям: 1) по наборам окончаний; 2) по изменениям в основе; 3) по количеству членов в парадигме. Классификация типов парадигм может быть проведена и для устной и для письменной форм языка. Эти классификации будут несколько отличаться одна от другой.
Проанализируем основные типы склонения существительных (число будем считать словоизменительной категорией). Условимся рассматривать письменную форму языка в акцентуированной записи (именно таким образом представлено склонение русских существительных в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка).
По принципу «набор окончаний» склонение существительных делят на три основных типа: 1) субстантивное склонение, т. е. склонение собственно существительных; 2) адъективное склонение, т. е. склонение существительных, представляющих собой субстантивированные прилагательные; 3) смешанное склонение, т. е. склонение существительных, имеющих черты субстантивного и адъективного склонения.