Понятие грамматической категории

Для того чтобы выделить окончание, нужно опре­делить те элементы значения в словоформе, которые являются грамматическими. Иными словами, нужно разложить содержательные свойства слово­формы и ее сочетательные возможности на набор признаков. (Ср. с подобной операцией представления звуков через их дифференциальные — артикуляцион­ные или акустические — признаки или представления значения морфем через набор категориальных и конкретных признаков.)

Рассмотрим, как можно проанализировать значение словоформы домиком:

«...эта словоформа

1) означает вообще предмет;

2) означает нечто неодушевленное;

3) означает предмет определенного вида;

4) означает нечто маленькое;

5) информирует о том, что имеется в виду один пред­мет (а не несколько);

6) допускает, например, словосочетания белым до­миком, любуюсь домиком, перед домиком и не допускает хорошо домиком (иначе говоря, принадлежит к классу словоформ с синтаксическими функциями существи­тельного) ;

7) допускает, например, словосочетание домиком, который я построил и не допускает домиком, которого я построил (этот элемент значения можно назвать «син­таксической неодушевленностью»);

8) допускает, например, словосочетания белым до­миком или домиком, который стоит на горе и не до­пускает белой домиком или домиком, которое стоит на горе (т. е. относится к мужскому роду);

9) допускает, например, словосочетание белым до­миком и не допускает белыми домиком (этот элемент можно назвать синтаксическим единственным числом);

10) допускает, например, словосочетания любуюсь домиком, доволен домиком, стою перед домиком и не допускает стою в домиком, лишился домиком (этот элемент значения можно условно назвать «подчиненным творительным падежом»);

11) допускает, например, словосочетание белым до­миком и не допускает белому домиком (этот элемент значения можно условно назвать «подчиняющим тво­рительным падежом»)»

13*

Все выделенные признаки четко разделяются на два типа: 1—5-й отражают в словоформе элементы объек­тивной действительности, 6—11-й определяют возмож­ность связей данной словоформы с другими. Разумеется, не все первые пять признаков являются грамматически­ми. Лишь 5-й признак обладает этим свойством, будучи обязательным и регулярным для подавляющего боль­шинства словоформ. Но 6—11-й признаки, определяя связующие возможности данной словоформы, являются грамматическими, поскольку они определяют не инди­видуальные связи данной словоформы с другими, а обязательные связи данной формы слова. Иными сло­вами, речь идет не о возможности связей типа умным домиком, вижу домиком, строю домиком, существо-

' Зализняк А. А. Русское именное словоизменение. М., 1967. С. 22—23.

вание которых исключено по причине содержания, а о возможности сочетаемости определенных словоформ, характеризующихся некоторыми общими характеристи­ками.

Каждое из указанных грамматических значений лежит в основе соответствующей грамматической категории. В словоформе проявляется конкретное грамматическое значение. Но для этого значения заве­домо должно существовать, по крайней мере, еще одно однородное конкретное значение. Конкретные значе­ния (два или более) входят в общее грамматическое значение. Например, словоформа указывает на то, что имеется в виду один предмет. Эта характеристика яв­ляется грамматической, поскольку она обязательна (название почти любого предмета в русском языке сопровождается указанием на количество предметов) и регулярна (существование словоформы, называющей множество тех же предметов). Итак, словоформа со значением единичного предмета вместе с соответствую­щей словоформой, указывающей на множество пред­метов, образуют общую характеристику, связанную с числом предметов.

Другой пример. Словоформа иди содержит указание на призыв, побуждение к действию (т. е. имеет конкрет­ное значение), которое входит в общую характеристику «отношение действия к действительности». Эта общая характеристика может принимать такие конкретные значения, как «реальность», «побуждение», «предполо­жение». Перед нами — грамматическое значение, по­скольку его воплощение для личных глагольных слово­форм, во-первых, обязательно, а во-вторых, регулярно.

В обоих рассмотренных случаях мы имели дело с грамматическими категориями, т. е. с системами сло­воформ, выражающими конкретное воплощение одного и того же общего грамматического значения.

Грамматическую категорию могут формировать и те грамматические значения, которые выполняют связы­вающую функцию. Например, словоформа завод соче­тается со словоформой большой, а словоформа фаб1 рика — со словоформой большая. Способность пред­определять форму согласуемых словоформ охватывает все существительные. Следовательно, эта характеристи­ка обязательна и связана с грамматической категорией, которую образуют те характеристики словоформ, кото­рые диктуют выбор согласуемой словоформы.

Понимание того, что морфология имеет дело с фено­менами двух типов — номинативными и синтаксически­ми,— принципиально важно. В прошлом существовало мнение, что морфология не связана с номинативным содержанием. Именно такое понимание предмета мор­фологии отражается в традиционном определении окон­чания как морфемы, являющейся только средством связи словоформ.

Наши рекомендации