Еще раз о фразеологичности семантики производного слова

Потенциальные слова отличаются от узуальных ха­рактером своего значения. Значение потенциальных слов целиком складывается из значения составляющих их частей, в нем нет ничего добавочного, индивидуаль­ного, а значение производных узуальных слов, хотя и складывается из значения составляющих его морфем, нередко может иметь нечто добавочное, индивидуальное, что нельзя узнать из модели, а необходимо знать зара­нее. Как уже говорилось, это свойство называют ф р а- зеологичностью семантики слова. В при­веденных СП (см. табл. 12—15) ярко видно различие между разными разрядами производных в отношении к фразеологичности семантики. Напомним, что не все узуальные слова характеризуются фразеологичностью семантики. Модификационные производные, имеющие размерно-оценочные значения, значения 'детеныш', 'самка', а также синтаксические дериваты — существи­тельные со значением отвлеченного признака лишены фразеологичности семантики.

Фразеологичность семантики по-разному обнаружи­вается у слов разных частей речи и разных семантиче­ских разрядов. Глагол и прилагательное в целом менее фразеологичны, чем существительное. Имена лиц менее фразеологичны, чем названия предметов. Наиболее яр­ко фразеологичность семантики обнаруживается у пред­метных существительных с конкретным значением. Так, существительные, имеющие деривационное значение 'носитель признака', содержат самые разнообразные фразеологические наращения, что определяет различие их лексических значений: желтуха, краснуха — назва­ние болезней; белуха — морское млекопитающее белого цвета; беляк — 1) заяц, 2) белогвардеец; синяк — кро­воподтек синего цвета; желтяк — желтый огурец; чер­няк — черный шар на выборах, отрицательный бюлле­тень на выборах.

Яркость внутренней формы таких слов, прозрачность строения позволяет использовать их для называния са­мых разных предметов и явлений '.

Явление фразеологичиости семантики не следует смешивать с яв­лением лексикализации, которое происходит, когда слово подвергает­ся опрощению, как, например, в существительных копыто (нет связи с глаголом копать), лапоть (нет связи с существительным лапа). Под­черкнем, что слова, характеризуемые фразеологичностью семантики, являются производными; в них четко выделяются морфемный состав и словообразовательное значение.

Среди фразеологических наращений имеются нара­щения регулярные, повторяющиеся у целого разряда слов, и наращения индивидуальные. Например, у слов со значением 'производитель действия' повторяющимся наращением бывает 'по профессии': учитель, писатель, водитель, копировщик, формовщик и т. п. Ср. слова с тем же деривационным значением, лишенные этого на­ращения: мечтатель, любитель, заявитель, отправитель, получатель (на почте), читатель, жилец, беглец, творец. Примером слов, содержащих нерегулярные смысловые наращения, могут быть слова: украшательство — 'укра­шение дурного вкуса и с преувеличением'; укрыватель­ство — 'умышленное сокрытие дурного'; описательст­во — 'бездумное описание'.

Фразеологичность семантики производного слова объясняется не только спецификой лексических значе­ний тех или иных производных слов, но и общими осо­бенностями системы языка, а именно наличием полисе­мантичных слов и аффиксов.

Кратко охарактеризуем два типических вида фразео­логичиости семантики производного слова, связанные с указанной особенностью языка.

1. Значение производного базируется на одном из значений многозначного производящего, но установить, на каком именно, зная лишь состав производного, не­возможно.

Сравним существительные 1) испытатель, 2) води­тель, 3) проигрыватель и производящие глаголы. Эти существительные обозначают: 1) 'лицо, которое испы­тывает аппараты или материал'; 2) 'лицо, которое во­дит разные виды транспорта (трамвай, троллейбус, ав­тобус и т. п.)'; 3) 'механизм, который служит для про­игрывания пластинок'. Как видно из толкований, дан­ные существительные соотносятся лишь с одним из зна­чений производящих глаголов, ибо испытатель это не тот, кто испытывает жажду, терпение, чувство страха и т. п.; водитель не тот, кто водит карандашом по бума­ге, а проигрыватель вовсе не тот, кто проигрывает в кар­ты, шахматы или в спортивных соревнованиях. Сущест­вительное базируется на одном, определенном значении глагола и не связано с другими.

2. Состав производного не указывает, какое именно значение полисемантичного аффикса использовано в нем. Примером может служить приведенное слово про­игрыватель. Оно обозначает инструмент (механизм), а не лицо, как мы могли бы предположить, встретив слово такого состава. Таким образом, источник фразеологич- ности здесь не только многозначность основы, но и се­мантика суффикса -тель. Существительные с суффиксом -тель, имея общее значение 'производитель действия', могут обозначать в русском языке: 'лицо — производи­тель действия' и 'предмет — производитель действия'. Последнее значение может быть конкретизировано так: 'инструмент' (выключатель, распылитель, опрыскива­тель), 'вещество' (краситель, заменитель), 'место' (рас­пределитель, вытрезвитель). Реализация того или иного из этих значений непредсказуема, она не может быть выведена из состава слова. Мы не можем догадаться, если не знаем этого, что краситель — красящее веще­ство, а не рабочий, производящий окраску, опрыскива­тель — механизм, а не название специальности, а вы­трезвитель — место-учреждение, а не какой-либо меди­цинский препарат, способствующий вытрезвлению. Та­ким образом, многозначность аффиксов, проявляющая­ся в соединении с одним и тем же типом основ, опреде­ляет один из широко распространенных видов фразео- логичности семантики производного слова.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ?

Рассмотрим этот вопрос, сравнивая типовые СП име­ни и глагола. Выше были приведены конкретные и типо­вые парадигмы прилагательных и существительных (см. табл. 12—15), рассмотрим (для сравнения) типовую СП глагола (табл. 16), в которой представлены самые об­щие деривационные .значения отглагольных производ­ных.

Из сравнения типовых СП слов разных частей речи видно, сколь разными закономерностями регулируется словообразовательный потенциал разных частей речи.

Таблица 16 Типовая словообразовательная парадигма глагола
Сфера деривации (по Куриловичу) Харак­терис­тика слово- обра- зова- тель- иого типа Харак­тер произ­водных Часть речи произ­водного Слово­образовательное значение
Лексическая дери­вация о 3 x я о 5: =г га 5: •е- Нетранспозиционные Глагол Пространственные модификации действия Временные моди­фикации дейст­вия Модификация дей­ствия по степени интенсивности
Лексическая и син­таксическая дери­вация =( о   Прила­гатель­ное Активный процес­суальный признак Пассивный процес­суальный признак
    ф 3 я я Наречие Процессуальный признак признака
Синтаксическая деривация   о я =г я со О с и я   Имя отвлеченного действия (погпеп асЫотз)
Лексическая дери­вация Мутационные о. н Сущест­витель­ное Имя деятеля (по­гпеп а^епИз) Имя пассивного лица (погпеп ра- аепШ) Имя объекта Имя инструмента (погпеп Ш51гитеп- «) Имя расходуемого продукта Имя места дейст­вия (погпеп 1ос1)

Словообразовательный потенциал всех частей речи оп­ределятся семантикой производящего, составом его се­мантических компонентов, но у глагола он в сильной сте­пени зависит и от синтаксических связей глагола (его сочетаемости). Глагол называет целую ситуацию, участ­ники которой могут быть обозначены отдельными сло­вами, в том числе производными. Поэтому в сфере от­глагольного словопроизводства можно отметить такую закономерность: производные создаются как реализа­ция валентностей производящего глагола. Например, глагол учить имеет такие валентности: кто ('произво­дитель действия' — учитель), кого ('объект дейст­вия' — ученик), где ('место действия' — училище). При этом не каждая валентность глагола находит реа­лизацию в производном слове (так, нет производного, реализующего валентность содержания: учить чему), но нет отглагольных производных, которые имели бы семантику отсутствующей у глагола валентности '. По­этому, например, непереходные глаголы не имеют про­изводных со значением объекта действия, а безличные глаголы — производных со значением производителя действия, т. е. не может быть обозначения результата от глаголов спать, сидеть, стоять и под., обозначения производителя действия от глаголов смеркаться, вече­реть, светать и под.

Приведем еще некоторые примеры отглагольных производных; со значением инструмента действия — чем (косить — косилка, молотить — молотилка), мес­та действия — где (спать — спальня, читать — чи­тальня, красить — красильня, раздеваться — раздевал­ка), остатка, отхода от действия — что (рубить — об- руб-ок, пилить — о-пил-к-и, грызть — о-грыз-ок).

В области отыменного производства наблюдает­ся иная картина. У имен существительных и прилага­тельных нет таких разветвленных синтаксических свойств, которые могли бы лечь в основу создания на их базе производных. От имен существительных, осо­бенно конкретной семантики, создаются производные.

основанные на тех или иных семантических компонен­тах производящего, таких, например, как: одушевлен­ность ~ неодушевленность, конкретность — абстракт­ность, размерность, вещественность.

Однако и в сфере отыменного словообразования соз­дание производных может опираться на типические лек- сико-синтаксические связи производящего. Так, для слова пожар характерна связь с предикатом тушить, от­сюда: пожарник — 'кто (тушит) пожар'. Аналогично: барабанщик — 'кто (бьет) в барабан', пианист — 'кто (играет) на пианино'; грибник — 'кто (любит собирать) грибы' и т. п. Таким образом, словообразовательное зна­чение производных может быть реализацией валентно­стей глагола-предиката, типичного для данного имени: аптекарь — 'кто (работает) в аптеке' (субъект назван по месту действия), чайник — 'сосуд, где (кипятят или заваривают) чай'. Итак, в основу семантики производ­ных ложатся лексико-синтаксические связи имени.

На словообразовательный потенциал слов разных частей речи оказывают влияние также следующие фак­торы: употребительность, стилистическая окраска, ши­рота сочетаемости, связь семантики слова с жизнью че­ловека (прагматика). Можно отметить, что словообра­зовательный потенциал шире:

1) у слов высокоупотребительных, чем у слов мало­употребительных;

2) у слов нейтральных, чем у слов стилистически окрашенных;

3) у слов, обладающих широкой сочетаемостью, чем у слов, обладающих ограниченной сочетаемостью;

4) у слов, относящихся к целенаправленной дея­тельности человека, к сферам, важным для жизни чело­века, чем у слов, называющих явления иного рода.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИМЕНИ И ГЛАГОЛА И ФРАЗЕОЛОГИЧНОСТЬ СЕМАНТИКИ

Между особенностями реализации словообразова­тельного потенциала слова (имени или глагола) и тем, какие семантические приращения характеризуют его семантику, имеются определенные связи. Для о т с у б- стантивных производных характерно следующее. Глагол — предикат словосочетания, который типичен для имени, не находит прямого отражения в составе слова и служит базой для семантики фразеологических
наращений. Так, если состав слова пожарник показы­вает, что это 'имя лица, связанного каким-то образом с пожаром', то знание типических связей этого имени (пожар прежде всего следует тушить) подсказывает, что существительное пожарник именует человека, туша­щего пожары, но не устраивающего их[75]. У отгла­гольных производных источники семантической фра- зеологичности иные. Они обычно основываются на имен­ном члене, «спрятанном» в базовом словосочетании и не вошедшем в состав производного. Возьмем ряд от­глагольных существительных со значением действую­щего лица: наборщик — 'кто набирает (шрифт в типо­графии)', водитель — 'кто водит (общественный тран­спорт)', регулировщик — 'кто регулирует (уличное дви­жение)' и т. п.

Таким образом, различие в способах реализации словообразовательного потенциала имени и глагола определяет и различие в том, какой характер имеют фразеологические наращения отглагольных и отымен­ных производных. Эти важные и интересные различия были открыты и описаны в работах О. П. Ермаковой.

ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА

За пределами словообразовательных парадигм нахо­дятся слова, которые производятся с нарушением слово­образовательных закономерностей, действующих в язы­ке. Такие слова называют окказиональными. Тер­мином «окказиональный» принято называть факты, не соответствующие общепринятым языковым нормам.

Окказиональные слова отличаются тем, что при их образовании нарушаются (обычно сознательно, в целях экспрессивности) законы построения соответствующих общеязыковых единиц, нормы языка [76]. Окказиональные
факты — это факты речи, а не факты языка. Окказио­нальные слова противостоят словам узуальным. Окказиональные слова отличаются от новообразований языка (неологизмов) тем, что сохраняют свою новизну, свежесть независимо от реального времени их созда­ния. Окказионализмы Державина, Пушкина и других писателей прошлого дышат новизной и сейчас, хотя им более ста лет, а молодые слова колхоз, ООН, БАМ, ракетодром, телевидение, капрон сейчас уже не воспри­нимаются как неологизмы.

Окказиональные явления обычно бывают индиви­дуальными новшествами, принадлежащими отдельным лицам, часто писателям. Поэтому окказионализмы раз­ного рода иногда называют индивидуальными (или авторскими), подчеркивая их необщепринятость и от­несенность к известному создателю. При этом оккази­ональное (или индивидуальное) противопоставляют общенародному, языковому. Однако отличительной особенностью окказионализмов является не их связь с определенным творцом (индивидуальный характер), а то, что при их образовании произошло нарушение действующих в языке законов производства тех или иных единиц. Окказиональные слова — антиподы слов потенциальных, так как последние создаются по зако­нам словообразования. Нет принципиальных отличий между окказионализмами авторскими (писательскими) и окказионализмами, не претендующими на автор­ство,— детскими или разговорными, ибо в этих трех сферах преимущественно и создаются окказионализмы.

Существует несколько видов окказионализмов. С точки зрения того, как именно нарушаются при окка­зиональном словообразовании законы действия слово­образовательного типа, можно различать два вида окказионализмов: 1) произведенные с нарушением зако­нов системной продуктивности словообразовательных типов; 2) произведенные по образцу типов непродук­тивных и малопродуктивных в ту или иную эпоху, т. е. с нарушением законов эмпирической продуктив­ности.

В окказионализмах первого вида нарушаются усло­вия образования производных слов того или иного типа безразлично к тому, обладает ли данный тип эмпири­ческой продуктивностью или нет.

В окказионализмах второго вида нарушается общая пассивность, бездеятельность типа в ту или иную эпоху,
но условия образования производных слов этого типа не затрагиваются.

Образцом для производства окказионализмов может быть не только непродуктивный словообразовательный тип, но и отдельное непроизводное, но членимое слово. В таком случае говорят о словообразовании по конкрет­ному образцу (термин Н. А. Янко-Триницкой). Это третий вид окказионализмов. Этот вид окказионального словообразования объясняется тем, что непроизводные, но членимые (см. гл. 2) слова являются определенными структурами, которые могут действовать как образец.

Окказиональное словообразование названных видов (как и любое словообразование) совершается под воз­действием аналогии. Аналогия при этом действует и как фактор регулярности, единообразия (так как окказионализм берет за образец обычное слово), и как фактор нарушения регулярности (так как ок­казионализм, беря за образец обычное слово, чем-то не похож на него, отличается от него) Именно поэтому окказиональные слова непредсказуемы. Их появление в языке нельзя предвидеть. Этим они отличаются от слов, производимых по правилам продуктивности, появ­ление которых можно предугадать. Рассмотрим не­сколько примеров окказионализмов разных видов.

Активно образуются окказионализмы, в которых используются производящие основы иной семантиче­ской группы, чем это диктуют правила действия слово­образовательного типа. Например, поэт Вл. Бахнов называет иронический цикл стихов, посвященных лопу­хам, «Лопухиада». Имена существительные с суффик­сом -иад(а), обозначающие совокупность чего-либо (это значение сохраняется в окказионализме), обра­зуются от основ иной семантики: от географических названий и имен собственных. Ср. ряд таких названий: «Россиада» — поэма Хераскова, «Сибириада» — на­звание кинофильма.

12*

Существительные с приставкой пра-, обозначающей первоначальность, изначальность чего-либо, произво­дят имена существительные, обозначающие разного рода научно-исторические понятия: прародина, пра­язык, праславяне. Употребление слова пра-телефоны.

' О сложности действия фактора аналогии в словообразовании см.: Шмелев Д. И. Об одном случае активной аналогии в современном языке // Развитие современного русского языка. М., 1963.

нарушающего сочетаемость приставки пра-, в стихо­творении Р. Рождественского «Ретро» создает яркий образ древнего предмета:

Что за изгибы моды? Время

сошло с ума: бабушкины комоды в блочные лезут дома! Вещи

нездешней формы

люстры,

шкатулки,

бра.

Медные

пра-телефоны, чайники

тоже «пра».

Примером окказионализма, образованного по конкрет­ному образцу, может быть наречие вполноги, созданное по образцу наречий вполглаза, вполголоса, вполуха, обозначающих неполноту признака:

У всякой неполноты Пределы свои и традиции: Балерины танцуют вполноги на репетиции...

(А. Коваленков)

При образовании окказионализмов действуют и спе­цифические способы словообразования. Назовем один из них — каламбурный. Окказионализм по форме напоминает узуальное слово, которое, однако, изменено так, что каламбурно сближается со словами других семантических групп. Сталкиваясь в структуре окказио­нализма, два близких по звучанию, но далеких по значе­нию узуальных слова формируют сложную семантику окказионализма, в результате чего окказионализм при­обретает каламбурное звучание. Таковы слова дымо- кратия и дымократы, в которых сложно скрещивается семантика слов демократия, демократы и дым, дымовая завеса: ...это — дымовая завеса, под прикрытием ее внутренняя и внешняя реакция пытается повернуть ход истории вспять. Вот и получается: речь идет не о демо­кратии, а о дымократии. Чем больше дыму, тем сподруч­ней орудовать.

Конечно, дымократы не говорят в открытую о своих намерениях. Но чего они добиваются — не секрет (Из газет).

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО

Словообразовательные цепи и парадигмы являются составными частями наиболее сложной и многочленной единицы словообразования — словообразова­тельного гнезда. Они взаимодополняют друг друга и реализуют парадигматические и синтагмати­ческие связи слов в гнезде. В своей совокупности цепи и парадигмы и являются тем строительным мате­риалом гнезда, который позволяет вскрыть его сложную иерархическую организацию. Словообразовательное гнездо — это иерархически организованная, упорядо­ченная совокупность всех производных базового слова. Дадим в качестве примера гнездо прилагательного готовый (с некоторыми сокращениями), отчетливо пока­зывающее ступенчатый характер русского словообразо­вания и сложную иерархическую организацию гнезда

Ступени словообразовании Базовое ^ *

з< /-

слово 12 3 А П

заготовшик --------------- заготовщица

~""""-заготовщицкий —по-заготовщицки

заготовитель ------------- заготовительница

^заготовительный

заготовить '^—заготовка заготовочный

"^заготовление

заготавливать ----------- заготавливание

подготавливать --------- подготавливание .

/ переподготовить —— переподготавливать^ переподготавливание /^подготовка —ь переподготовка подготовить.— подготовление

^ч^- подготовитель ---------- подготовительница

подготовительный у подготовишка

^ подготовленный — подготовленность --^неподготовленность """""-неподготовленный

„отготовить —сготовить поготовить

приготавливать -------- приготаепиеание

приготовлен ие -'ь—-приготовительный ^ приготовишка

приготовленный —приготовленность -—?неприготоаленностъ неприготовленный

\изготовить ^—изготовление

""изготовка наизготовку

изготавливать — изготавливание к\ готовенький — (готовенько) \ готово —наготове ^готовность

1 Богатый материал словообразовательных гнезд русского языка дается в кн.: Тихонов А. И. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1978; его же. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МИКРОСИСТЕМЫ

В формировании словообразовательной системы языка участвуют в качестве составных частей такие подчиненные микросистемы, как микросистема произ­водных, составляющих слова одной части речи, и микро­система производных от слов одной части речи. Эти микросистемы представляют собой заданные самой при­родой языка членения системы словообразования. Они обнаруживают тесную связь словообразования с морфо­логией, так как и часть речи, к которой относится произ­водящая основа, и часть речи, к которой относится производное, влияют на характер производного.

Производное слово наследует от производящего оп­ределенные свойства, зависящие от принадлежности последнего к той или иной части речи. Эти свойства объединяют все производные, образованные от той или иной части речи (отсубстантивные, отглагольные, отадъективные, отнаречные).

В то же время производное слово, принадлежа к определенной части речи, характеризуется определен­ными грамматическими признаками. Эти признаки со­ставляют отличительные черты всех производных, отно­сящихся к данной части речи (производные существи­тельные, глаголы, прилагательные, наречия). Слово­образованию каждой части речи присущи свои особен­ности. Для словообразования глагола характерна пре­фиксация, менее развитая в производстве существи­тельных, прилагательных и наречий. С другой стороны, такие способы словообразования, как аббревиация и усечение, действуют только в словообразовании сущест­вительных.

Кроме того, в конструировании системы словообра­зования в качестве особых выделяются микросистемы производных: а) относящихся к одному и тому же способу словообразования — суффиксация, префикса­ция, нулевая суффиксация, аббревиация и т. д. и б) мик­росистемы производных, включающих один и тот же словообразовательный формант.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грам­матике и лексикологии [1952] // Избр. труды: Исследования по рус­ской грамматике. М., 1975.

1)оки|Ц М. Туогёгн я1о\' V сейшё. РгаНа. 1962. Т. 1: Теопе ойуого- уаш я1оу. (Резюме на рус. яз.)

Ермакова О. П. Лексические значения производных слов в рус­ском языке. М., 1984.

Земская Е. А. О парадигматических отношениях в словообразо­вании // Русский язык: вопросы его истории и современного состоя­ния (Виноградовскне чтения I—VIII). М., 1978. С. 63—77.

Соболева П. А. Словообразовательная полисемия и омонимия. М„ 1980.

Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М.. 1985.

Глава 8

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Три основные знаменательные части речи — сущест­вительное, прилагательное и глагол — характеризуются своеобразием как в отношении способов словообразо­вания, так и в отношении деривационных аффиксов и характерных для каждой части речи деривационных значений.

Здесь будут рассмотрены лишь основные черты словообразования названных частей речи .

Словообразование каждой части речи целесообразно описывать исходя из того, какие словообразовательные категории действуют в пределах разных способов словообразования.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Имя существительное в словообразовательном отно­шении — самая богатая часть речи. Кроме способов словообразования, действующих в сфере других частей речи, имеются специфические субстантивные способы словообразования: аббревиация, усечение основ, суб­стантивация. Существует лишь один способ словообра­зования, не распространяющийся на существитель­ные,— сращение (это способ словообразования прила­гательных) .

В словообразовании существительных широко пред­ставлена суффиксация. Этим способом произво­дятся существительные от основ различных частей речи: имен существительных, прилагательных, глаголов и

1 Подробнее описание словообразования различных частей речи см. в работах: В. В. Виноградов. Русский язык. М., 1986; Русская грамматика. М., 1980 (гл. «Словообразование»); Земская Е. А. Совре­менный русский язык: Словообразование (гл. 9); Русская грамматика. РгаНа, 1979 (гл. «Словообразование»).

реже наречий. По сравнению со словообразованием других частей речи число суффиксов существительных самое значительное.

Производные, относящиеся к области синтаксиче­ской деривации, образуются от основ имен прилагатель­ных и глаголов.

Отприлагательные синтаксические дериваты имеют значение отвлеченного признака и образуются с по­мощью суффиксов:

-ость: глупый — глуп-ость, весёлый — весёл-ость; -от(а): добрый — добр-ота, прямой — прям-ота; -ин(а): тихий — тиш-ина;

-изн(а): белый — бел-изна, голубой — голуб-изна; -в 4- изменение конечного согласного основы + си­стема флексий существительных типа кость: зелёный — зелень, гнилой — гниль, сухой — сушь;

-в + усечение суффикса или субморфа -н- произво­дящей основы + система флексий существительных типа стол: интимный — интим, примитивный — прими­тив, грандиозный — грандиоз. Эти образования сино­нимичны существительным с суффиксом -ость, ср.: гран­диоз и грандиозность.

Среди имен существительных с суффиксами -ость, -от(а), -изн(а), -ин(а) имеются слова, не относящиеся к области синтаксической деривации, так как они не равны по значению однокоренным прилагательным. Таковы названия физических параметров, т. е. измере­ний (типа скорость, глубина, ширина, высота) '.

Отглагольные синтаксические дериваты имеют зна­чение отвлеченного действия и образуются с помощью суффиксов:

-ни](е): рисовать — рисова-ние, петь — пе-ние; -к(а): носить — нос-ка, разрезать — разрез-ка; -в: отгонять — отгон-в, перелететь — перелет-в; -б(а): косить — кось-ба, молотить — молоть-ба. Область лексической деривации включает ряд словообразовательных категорий.

Производные от основ имен существительных. 1. Существительные, имеющие размерно-оценочные значения. Эти значения по-разному обнаруживаются в производных. Чаще всего значение уменьшительности совмещается со значением положительной оценки (ла-

1 См.: Панов М. В. Русский язык и советское общество: Проспект. Алма-Ата, 1962. С. 27.

скательности), а значение увеличительное™ — со зна­чением отрицательной оценки (уничижительности): -ик: дом — дом-ик, мяч — мяч-ик; -чик: карман — карман-чик, автомобиль — автомо- биль-чик;

-ец: брат — брат-ец, доклад — доклад-ец; -ц(е)/-ец(о)/-иц(е): окно — окон-це, корыто — ко- рыт-це, письмо — письм-ецо;

-иц(а): вода — вод-ица, вещь — вещ-ица; -ок: друг — друж-ок, лист — лист-ок; -к(о): яйцо —яич-ко, ведро — ведёр-ко; -к(а): рука — руч-ка, нога — нож-ка; -еньк(а): нога — нож-енька. рука — руч-енька; -ищ(е), -ищ(а): дом — дом-ище, книга — книж­ища;

-ин(а): дом — дом-ина, газета — газет-ина; -ишк(а), -ишк(о): дом — дом-ишка, слон — слон- -ишка, письмо — письм-ишко;

-'ошк(а): рыба — рыб'-ошка, комната — комнат'- -ошка;

-ышк(о): перо — пер-ышко, крыло — крыл-ышко; -'онк(а): рука — руч-онка, газета — газет'-онка; -енцщ(а): книга — книж-енция, старуха — старуш- -енция.

2. Существительные, имеющие собирательное значе­ние:

-ств(о): учитель — учитель-ство, офицер — офицер- -ство;

-щ(а): комсомол — комсомол-ия, пионер — пионер- -ия;

-н'(а): ребята — ребят-ня, офицер — офицер-ня, солдат — солдат-ня;

-]'(о): ворон — ворон'-](о), зверь — звер'-](о), па­цан — пацан'-1(о), профессор — профессор'-](о), тряп­ка — тряп'-](о);

-ур(а): профессор — професс-ура, аппарат — ап­парат-ура.

3. Особую словообразовательную категорию состав­ляют существительные, обозначающие совокупность каких-то предметов или явлений, связанных с тем, что называет производящее существительное. Такие произ­водные образуются с помощью суффикса -иан(а): Ле­нин — Ленин-иана, Пушкин — Пушкин-иана, Мольер — Мольер-иана. То же значение могут иметь производные с суффиксом -(и)ада. Обычно они употребляются в книжных заголовках: «Бюрократиада» Маяковского, «Россиада» Хераскова.

4. Существительные, имеющие значение единично­сти, производятся от основ существительных веществен­ных с помощью суффиксов:

-ин(а): горох — горош-ина, фасоль — фасол-ина, виноград — виноград-ина;

-инк(а) (значение единичности совмещается со зна­чением уменьшительности): песок — песч-инка, снег — снеж-инка, солома — солом-инка.

5. Существительные, имеющие значение невзросло­сти, образуются от названий животных и лиц с помощью суффиксов:

-'онок (во мн. ч. -'ата): тигр — тигр'-онок, мышь — мыш-онок, повар — повар'-онок;

-'оныш: змея — зме]-оныш, волк — волч-оныш.

6. Существительные женского рода, соотноситель­ные с однокоренными существительными мужского ро­да, обозначающие живые существа женского пола.

Существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от основ соотносительных существи­тельных с помощью различных суффиксов.

Одни из суффиксов прибавляются к неусеченной основе соотносительного существительного:

-их(а): дворник — дворнич-иха, повар — повар-иха; -ш(а): кондуктор — кондуктор-ша, доктор — док­тор-ша (о жене доктора и докторе-женщине);

-}(а): певун — певун'-](а), шалун — шалун'-}(а). Другие суффиксы присоединяются к основе сущест­вительного, лишенной суффикса лица:

-щик/-щиц(а), -чик/-чиц(а): сортировщик — сор- тиров-щица, наладчик — налад-чица, буфетчик — бу- фет-чица;

-ец/-иц(а): красавец — красав-ица, упрямец — уп­рям-ица.

Третью группу представляют суффиксы, которые в одних случаях присоединяются к основе существитель­ного, содержащей суффикс лица, а в других — к основе, лишенной этого суффикса. Таковы, например, суффиксы -к(а) и -ниц(а).

Суффикс -к(а). В тех случаях, когда существитель­ное мужского рода содержит суффиксы -ец, -анин или -ин, соотносительное существительное женского рода не включает элементов -ец и -ин: литовец — литов-ка, эстонец — эстон-ка, комсомолец — комсомол-ка, киев­лянин — киевлян-ка. В других случаях суффикс -к (а) присоединяется к основе существительного: студент — студент-ка, пионер — пионер-ка, москвич — москвич­ка, швед — швед-ка.

Суффикс -ниц(а) присоединяется к основам суще­ствительных с суффиксом -тель: учитель — учитель­ница, писатель — писатель-ница.

Если же существительное мужского рода имеет суффикс -ник или -ик, то он не входит в существитель­ное, но соотносится с -ница, -ица в существительном женского рода: колхозник — колхоз-ница, школьник — школь-ница.

Существительные, обозначающие самок животных, производятся от соотносительных существительных с помощью суффиксов:

-иц(а): тигр — тигр-ица, волк — волч-ица, орел — орл-ица;

-их(а): слон — слон-иха, лебедь — лебед-иха; -к(а): голубь — голуб-ка, глухарь — глухар-ка.

7. Существительные со значением лица, связанного каким-либо образом с тем, что названо производящей основой, образуются с помощью суффиксов:

-щик/-чик: барабан — барабан-щик, баня — бан­щик. газета — газет-чик;

-ник: школа — школь-ник, колхоз — колхоз-ник; -ец: Ленин — ленин-ец, комсомол — комсомол-ец; -ист: Маркс — маркс-ист, Пушкин — пушкин-ист, трактор — трактор-ист;

-ант: квартира — квартир-ант, диплом — диплом­ант;

'-ор: комбайн — комбайн-ор, киоск — киоск'-ор; -арь: аптека — аптек-арь, библиотека — библиотек­арь;

-ич: Москва — москв-ич, Кострома — костром-ич; '-ак: Тула — тул'-ак, Пермь — перм'-ак; -анин: Рига — риж-анин, Рим — римл'-анин; -ач: борода — бород-ач, усы — ус-ач; -ан: пузо — пуз-ан, горло — горл-ан.

8. Существительные со значением 'вместилище, по­мещение для того, что названо производящей основой' производятся с помощью суффиксов:

-ник: чай — чай-ник, молоко — молоч-ник, пчела — пчель-ник;

-ниц(а): сахар — сахар-ница, салат — салат-ница.

9. Существительные со значением 'место, связанное с тем, что названо производящей основой' производятся с помощью суффиксов:

-н'(а): колокол — колоколь-ня, кофе — кофе-(й)-ня;

-ищ(е): пожар — пожар-ище, костёр — костр-ище ('место от костра').

От основ имен прилагательных производятся наименования лиц, живых существ и предметов со зна­чением 'носитель признака, названного производящей основой'. При этом используется суффиксация: 1) мате­риально выраженная, 2) нулевая.

1) Суффиксация материально выраженная:

-'ак: пошлый — пошл'-ак, бедный — бедн'-ак, тол­стый — толст'-ак, порожний — порожн'-ак;

-ец: скупой — скуп-ец, слепой — слеп-ец;

-ик: умный — умн-ик, черновой — чернов-ик;

'-атин(а): кислый — кисл'-атина, пошлый — пошл'- атина;

'-аг(а): весёлый — весел'-ага, здоровый — здоров'- ага;

'-уг(а): хитрый — хитр'-уга, жадный — жадн'-уга.

Существительные разнообразных предметных значе­ний образуются с помощью суффикса -к(а) на базе сочетаний прилагательное + существительное. В каче­стве производящей основы используется основа имени прилагательного; семантически же существительное эквивалентно всему словосочетанию: летучее заседа­ние — летуч-ка, овсяная крупа — овсян-ка. Суффикс производящей основы может усекаться: вечерняя газе­та — вечёр-ка, десятилетняя школа — десятилет-ка.

2) Нулевая суффиксация.

Среди отприлагательных имен существительных, производимых нулевой суффиксацией, имеется два сло­вообразовательных типа:

а) существительные, имеющие значение 'носитель признака, названного производящей основой': универ­сальный — универсал, интеллектуальный — интеллек­туал, индивидуальный — индивидуал;

б) такое же деривационное значение имеют сущест­вительные, производные от основ имен прилагательных с помощью суффикса и одновременного усечения произ­водящей основы, но семантически эквивалентные одно­му или нескольким сочетаниям, включающим одноко- ренное прилагательное + существительное. Усекается конечная часть производящей основы вне зависимости от границы морфем. Производное кончается на твердый согласный и относится к мужскому роду независимо от рода существительного, входящего в опорное слово­сочетание (склоняется по образцу слов типа стол): синхронный перевод — синхрон, мемориальный музей, мемориальные соревнования — мемориал, факульта­тивный курс — факультатив. В редких случаях произ­водное относится не к мужскому роду, например ретро­спективный показ — ретроспектива.

Для существительных, производимых от основ гла­голов, характерны такие значения производных:

1. Существительные, обозначающие 'производитель действия, названного производящей основой'. Такие производные могут быть именами лиц и именами ору­дий, инструментов (ср. врун — человек и колун — пред­мет, исполнитель — человек и выключатель

Наши рекомендации