Еще раз о фразеологичности семантики производного слова
Потенциальные слова отличаются от узуальных характером своего значения. Значение потенциальных слов целиком складывается из значения составляющих их частей, в нем нет ничего добавочного, индивидуального, а значение производных узуальных слов, хотя и складывается из значения составляющих его морфем, нередко может иметь нечто добавочное, индивидуальное, что нельзя узнать из модели, а необходимо знать заранее. Как уже говорилось, это свойство называют ф р а- зеологичностью семантики слова. В приведенных СП (см. табл. 12—15) ярко видно различие между разными разрядами производных в отношении к фразеологичности семантики. Напомним, что не все узуальные слова характеризуются фразеологичностью семантики. Модификационные производные, имеющие размерно-оценочные значения, значения 'детеныш', 'самка', а также синтаксические дериваты — существительные со значением отвлеченного признака лишены фразеологичности семантики.
Фразеологичность семантики по-разному обнаруживается у слов разных частей речи и разных семантических разрядов. Глагол и прилагательное в целом менее фразеологичны, чем существительное. Имена лиц менее фразеологичны, чем названия предметов. Наиболее ярко фразеологичность семантики обнаруживается у предметных существительных с конкретным значением. Так, существительные, имеющие деривационное значение 'носитель признака', содержат самые разнообразные фразеологические наращения, что определяет различие их лексических значений: желтуха, краснуха — название болезней; белуха — морское млекопитающее белого цвета; беляк — 1) заяц, 2) белогвардеец; синяк — кровоподтек синего цвета; желтяк — желтый огурец; черняк — черный шар на выборах, отрицательный бюллетень на выборах.
Яркость внутренней формы таких слов, прозрачность строения позволяет использовать их для называния самых разных предметов и явлений '.
Явление фразеологичиости семантики не следует смешивать с явлением лексикализации, которое происходит, когда слово подвергается опрощению, как, например, в существительных копыто (нет связи с глаголом копать), лапоть (нет связи с существительным лапа). Подчеркнем, что слова, характеризуемые фразеологичностью семантики, являются производными; в них четко выделяются морфемный состав и словообразовательное значение.
Среди фразеологических наращений имеются наращения регулярные, повторяющиеся у целого разряда слов, и наращения индивидуальные. Например, у слов со значением 'производитель действия' повторяющимся наращением бывает 'по профессии': учитель, писатель, водитель, копировщик, формовщик и т. п. Ср. слова с тем же деривационным значением, лишенные этого наращения: мечтатель, любитель, заявитель, отправитель, получатель (на почте), читатель, жилец, беглец, творец. Примером слов, содержащих нерегулярные смысловые наращения, могут быть слова: украшательство — 'украшение дурного вкуса и с преувеличением'; укрывательство — 'умышленное сокрытие дурного'; описательство — 'бездумное описание'.
Фразеологичность семантики производного слова объясняется не только спецификой лексических значений тех или иных производных слов, но и общими особенностями системы языка, а именно наличием полисемантичных слов и аффиксов.
Кратко охарактеризуем два типических вида фразеологичиости семантики производного слова, связанные с указанной особенностью языка.
1. Значение производного базируется на одном из значений многозначного производящего, но установить, на каком именно, зная лишь состав производного, невозможно.
Сравним существительные 1) испытатель, 2) водитель, 3) проигрыватель и производящие глаголы. Эти существительные обозначают: 1) 'лицо, которое испытывает аппараты или материал'; 2) 'лицо, которое водит разные виды транспорта (трамвай, троллейбус, автобус и т. п.)'; 3) 'механизм, который служит для проигрывания пластинок'. Как видно из толкований, данные существительные соотносятся лишь с одним из значений производящих глаголов, ибо испытатель это не тот, кто испытывает жажду, терпение, чувство страха и т. п.; водитель не тот, кто водит карандашом по бумаге, а проигрыватель вовсе не тот, кто проигрывает в карты, шахматы или в спортивных соревнованиях. Существительное базируется на одном, определенном значении глагола и не связано с другими.
2. Состав производного не указывает, какое именно значение полисемантичного аффикса использовано в нем. Примером может служить приведенное слово проигрыватель. Оно обозначает инструмент (механизм), а не лицо, как мы могли бы предположить, встретив слово такого состава. Таким образом, источник фразеологич- ности здесь не только многозначность основы, но и семантика суффикса -тель. Существительные с суффиксом -тель, имея общее значение 'производитель действия', могут обозначать в русском языке: 'лицо — производитель действия' и 'предмет — производитель действия'. Последнее значение может быть конкретизировано так: 'инструмент' (выключатель, распылитель, опрыскиватель), 'вещество' (краситель, заменитель), 'место' (распределитель, вытрезвитель). Реализация того или иного из этих значений непредсказуема, она не может быть выведена из состава слова. Мы не можем догадаться, если не знаем этого, что краситель — красящее вещество, а не рабочий, производящий окраску, опрыскиватель — механизм, а не название специальности, а вытрезвитель — место-учреждение, а не какой-либо медицинский препарат, способствующий вытрезвлению. Таким образом, многозначность аффиксов, проявляющаяся в соединении с одним и тем же типом основ, определяет один из широко распространенных видов фразео- логичности семантики производного слова.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ?
Рассмотрим этот вопрос, сравнивая типовые СП имени и глагола. Выше были приведены конкретные и типовые парадигмы прилагательных и существительных (см. табл. 12—15), рассмотрим (для сравнения) типовую СП глагола (табл. 16), в которой представлены самые общие деривационные .значения отглагольных производных.
Из сравнения типовых СП слов разных частей речи видно, сколь разными закономерностями регулируется словообразовательный потенциал разных частей речи.
Таблица 16 Типовая словообразовательная парадигма глагола
|
Словообразовательный потенциал всех частей речи определятся семантикой производящего, составом его семантических компонентов, но у глагола он в сильной степени зависит и от синтаксических связей глагола (его сочетаемости). Глагол называет целую ситуацию, участники которой могут быть обозначены отдельными словами, в том числе производными. Поэтому в сфере отглагольного словопроизводства можно отметить такую закономерность: производные создаются как реализация валентностей производящего глагола. Например, глагол учить имеет такие валентности: кто ('производитель действия' — учитель), кого ('объект действия' — ученик), где ('место действия' — училище). При этом не каждая валентность глагола находит реализацию в производном слове (так, нет производного, реализующего валентность содержания: учить чему), но нет отглагольных производных, которые имели бы семантику отсутствующей у глагола валентности '. Поэтому, например, непереходные глаголы не имеют производных со значением объекта действия, а безличные глаголы — производных со значением производителя действия, т. е. не может быть обозначения результата от глаголов спать, сидеть, стоять и под., обозначения производителя действия от глаголов смеркаться, вечереть, светать и под.
Приведем еще некоторые примеры отглагольных производных; со значением инструмента действия — чем (косить — косилка, молотить — молотилка), места действия — где (спать — спальня, читать — читальня, красить — красильня, раздеваться — раздевалка), остатка, отхода от действия — что (рубить — об- руб-ок, пилить — о-пил-к-и, грызть — о-грыз-ок).
В области отыменного производства наблюдается иная картина. У имен существительных и прилагательных нет таких разветвленных синтаксических свойств, которые могли бы лечь в основу создания на их базе производных. От имен существительных, особенно конкретной семантики, создаются производные.
основанные на тех или иных семантических компонентах производящего, таких, например, как: одушевленность ~ неодушевленность, конкретность — абстрактность, размерность, вещественность.
Однако и в сфере отыменного словообразования создание производных может опираться на типические лек- сико-синтаксические связи производящего. Так, для слова пожар характерна связь с предикатом тушить, отсюда: пожарник — 'кто (тушит) пожар'. Аналогично: барабанщик — 'кто (бьет) в барабан', пианист — 'кто (играет) на пианино'; грибник — 'кто (любит собирать) грибы' и т. п. Таким образом, словообразовательное значение производных может быть реализацией валентностей глагола-предиката, типичного для данного имени: аптекарь — 'кто (работает) в аптеке' (субъект назван по месту действия), чайник — 'сосуд, где (кипятят или заваривают) чай'. Итак, в основу семантики производных ложатся лексико-синтаксические связи имени.
На словообразовательный потенциал слов разных частей речи оказывают влияние также следующие факторы: употребительность, стилистическая окраска, широта сочетаемости, связь семантики слова с жизнью человека (прагматика). Можно отметить, что словообразовательный потенциал шире:
1) у слов высокоупотребительных, чем у слов малоупотребительных;
2) у слов нейтральных, чем у слов стилистически окрашенных;
3) у слов, обладающих широкой сочетаемостью, чем у слов, обладающих ограниченной сочетаемостью;
4) у слов, относящихся к целенаправленной деятельности человека, к сферам, важным для жизни человека, чем у слов, называющих явления иного рода.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИМЕНИ И ГЛАГОЛА И ФРАЗЕОЛОГИЧНОСТЬ СЕМАНТИКИ
Между особенностями реализации словообразовательного потенциала слова (имени или глагола) и тем, какие семантические приращения характеризуют его семантику, имеются определенные связи. Для о т с у б- стантивных производных характерно следующее. Глагол — предикат словосочетания, который типичен для имени, не находит прямого отражения в составе слова и служит базой для семантики фразеологических
наращений. Так, если состав слова пожарник показывает, что это 'имя лица, связанного каким-то образом с пожаром', то знание типических связей этого имени (пожар прежде всего следует тушить) подсказывает, что существительное пожарник именует человека, тушащего пожары, но не устраивающего их[75]. У отглагольных производных источники семантической фра- зеологичности иные. Они обычно основываются на именном члене, «спрятанном» в базовом словосочетании и не вошедшем в состав производного. Возьмем ряд отглагольных существительных со значением действующего лица: наборщик — 'кто набирает (шрифт в типографии)', водитель — 'кто водит (общественный транспорт)', регулировщик — 'кто регулирует (уличное движение)' и т. п.
Таким образом, различие в способах реализации словообразовательного потенциала имени и глагола определяет и различие в том, какой характер имеют фразеологические наращения отглагольных и отыменных производных. Эти важные и интересные различия были открыты и описаны в работах О. П. Ермаковой.
ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА
За пределами словообразовательных парадигм находятся слова, которые производятся с нарушением словообразовательных закономерностей, действующих в языке. Такие слова называют окказиональными. Термином «окказиональный» принято называть факты, не соответствующие общепринятым языковым нормам.
Окказиональные слова отличаются тем, что при их образовании нарушаются (обычно сознательно, в целях экспрессивности) законы построения соответствующих общеязыковых единиц, нормы языка [76]. Окказиональные
факты — это факты речи, а не факты языка. Окказиональные слова противостоят словам узуальным. Окказиональные слова отличаются от новообразований языка (неологизмов) тем, что сохраняют свою новизну, свежесть независимо от реального времени их создания. Окказионализмы Державина, Пушкина и других писателей прошлого дышат новизной и сейчас, хотя им более ста лет, а молодые слова колхоз, ООН, БАМ, ракетодром, телевидение, капрон сейчас уже не воспринимаются как неологизмы.
Окказиональные явления обычно бывают индивидуальными новшествами, принадлежащими отдельным лицам, часто писателям. Поэтому окказионализмы разного рода иногда называют индивидуальными (или авторскими), подчеркивая их необщепринятость и отнесенность к известному создателю. При этом окказиональное (или индивидуальное) противопоставляют общенародному, языковому. Однако отличительной особенностью окказионализмов является не их связь с определенным творцом (индивидуальный характер), а то, что при их образовании произошло нарушение действующих в языке законов производства тех или иных единиц. Окказиональные слова — антиподы слов потенциальных, так как последние создаются по законам словообразования. Нет принципиальных отличий между окказионализмами авторскими (писательскими) и окказионализмами, не претендующими на авторство,— детскими или разговорными, ибо в этих трех сферах преимущественно и создаются окказионализмы.
Существует несколько видов окказионализмов. С точки зрения того, как именно нарушаются при окказиональном словообразовании законы действия словообразовательного типа, можно различать два вида окказионализмов: 1) произведенные с нарушением законов системной продуктивности словообразовательных типов; 2) произведенные по образцу типов непродуктивных и малопродуктивных в ту или иную эпоху, т. е. с нарушением законов эмпирической продуктивности.
В окказионализмах первого вида нарушаются условия образования производных слов того или иного типа безразлично к тому, обладает ли данный тип эмпирической продуктивностью или нет.
В окказионализмах второго вида нарушается общая пассивность, бездеятельность типа в ту или иную эпоху,
но условия образования производных слов этого типа не затрагиваются.
Образцом для производства окказионализмов может быть не только непродуктивный словообразовательный тип, но и отдельное непроизводное, но членимое слово. В таком случае говорят о словообразовании по конкретному образцу (термин Н. А. Янко-Триницкой). Это третий вид окказионализмов. Этот вид окказионального словообразования объясняется тем, что непроизводные, но членимые (см. гл. 2) слова являются определенными структурами, которые могут действовать как образец.
Окказиональное словообразование названных видов (как и любое словообразование) совершается под воздействием аналогии. Аналогия при этом действует и как фактор регулярности, единообразия (так как окказионализм берет за образец обычное слово), и как фактор нарушения регулярности (так как окказионализм, беря за образец обычное слово, чем-то не похож на него, отличается от него) Именно поэтому окказиональные слова непредсказуемы. Их появление в языке нельзя предвидеть. Этим они отличаются от слов, производимых по правилам продуктивности, появление которых можно предугадать. Рассмотрим несколько примеров окказионализмов разных видов.
Активно образуются окказионализмы, в которых используются производящие основы иной семантической группы, чем это диктуют правила действия словообразовательного типа. Например, поэт Вл. Бахнов называет иронический цикл стихов, посвященных лопухам, «Лопухиада». Имена существительные с суффиксом -иад(а), обозначающие совокупность чего-либо (это значение сохраняется в окказионализме), образуются от основ иной семантики: от географических названий и имен собственных. Ср. ряд таких названий: «Россиада» — поэма Хераскова, «Сибириада» — название кинофильма.
12* |
Существительные с приставкой пра-, обозначающей первоначальность, изначальность чего-либо, производят имена существительные, обозначающие разного рода научно-исторические понятия: прародина, праязык, праславяне. Употребление слова пра-телефоны.
' О сложности действия фактора аналогии в словообразовании см.: Шмелев Д. И. Об одном случае активной аналогии в современном языке // Развитие современного русского языка. М., 1963.
нарушающего сочетаемость приставки пра-, в стихотворении Р. Рождественского «Ретро» создает яркий образ древнего предмета:
Что за изгибы моды? Время
сошло с ума: бабушкины комоды в блочные лезут дома! Вещи
нездешней формы
люстры,
шкатулки,
бра.
Медные
пра-телефоны, чайники
тоже «пра».
Примером окказионализма, образованного по конкретному образцу, может быть наречие вполноги, созданное по образцу наречий вполглаза, вполголоса, вполуха, обозначающих неполноту признака:
У всякой неполноты Пределы свои и традиции: Балерины танцуют вполноги на репетиции...
(А. Коваленков)
При образовании окказионализмов действуют и специфические способы словообразования. Назовем один из них — каламбурный. Окказионализм по форме напоминает узуальное слово, которое, однако, изменено так, что каламбурно сближается со словами других семантических групп. Сталкиваясь в структуре окказионализма, два близких по звучанию, но далеких по значению узуальных слова формируют сложную семантику окказионализма, в результате чего окказионализм приобретает каламбурное звучание. Таковы слова дымо- кратия и дымократы, в которых сложно скрещивается семантика слов демократия, демократы и дым, дымовая завеса: ...это — дымовая завеса, под прикрытием ее внутренняя и внешняя реакция пытается повернуть ход истории вспять. Вот и получается: речь идет не о демократии, а о дымократии. Чем больше дыму, тем сподручней орудовать.
Конечно, дымократы не говорят в открытую о своих намерениях. Но чего они добиваются — не секрет (Из газет).
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО
Словообразовательные цепи и парадигмы являются составными частями наиболее сложной и многочленной единицы словообразования — словообразовательного гнезда. Они взаимодополняют друг друга и реализуют парадигматические и синтагматические связи слов в гнезде. В своей совокупности цепи и парадигмы и являются тем строительным материалом гнезда, который позволяет вскрыть его сложную иерархическую организацию. Словообразовательное гнездо — это иерархически организованная, упорядоченная совокупность всех производных базового слова. Дадим в качестве примера гнездо прилагательного готовый (с некоторыми сокращениями), отчетливо показывающее ступенчатый характер русского словообразования и сложную иерархическую организацию гнезда
Ступени словообразовании Базовое ^ *
з< /- |
слово 12 3 А П
заготовшик --------------- заготовщица
~""""-заготовщицкий —по-заготовщицки
заготовитель ------------- заготовительница
^заготовительный
заготовить '^—заготовка заготовочный
"^заготовление
заготавливать ----------- заготавливание
подготавливать --------- подготавливание .
/ переподготовить —— переподготавливать^ переподготавливание /^подготовка —ь переподготовка подготовить.— подготовление
^ч^- подготовитель ---------- подготовительница
подготовительный у подготовишка
^ подготовленный — подготовленность --^неподготовленность """""-неподготовленный
„отготовить —сготовить поготовить
приготавливать -------- приготаепиеание
приготовлен ие -'ь—-приготовительный ^ приготовишка
приготовленный —приготовленность -—?неприготоаленностъ неприготовленный
\изготовить ^—изготовление
""изготовка наизготовку
изготавливать — изготавливание к\ готовенький — (готовенько) \ готово —наготове ^готовность
1 Богатый материал словообразовательных гнезд русского языка дается в кн.: Тихонов А. И. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1978; его же. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МИКРОСИСТЕМЫ
В формировании словообразовательной системы языка участвуют в качестве составных частей такие подчиненные микросистемы, как микросистема производных, составляющих слова одной части речи, и микросистема производных от слов одной части речи. Эти микросистемы представляют собой заданные самой природой языка членения системы словообразования. Они обнаруживают тесную связь словообразования с морфологией, так как и часть речи, к которой относится производящая основа, и часть речи, к которой относится производное, влияют на характер производного.
Производное слово наследует от производящего определенные свойства, зависящие от принадлежности последнего к той или иной части речи. Эти свойства объединяют все производные, образованные от той или иной части речи (отсубстантивные, отглагольные, отадъективные, отнаречные).
В то же время производное слово, принадлежа к определенной части речи, характеризуется определенными грамматическими признаками. Эти признаки составляют отличительные черты всех производных, относящихся к данной части речи (производные существительные, глаголы, прилагательные, наречия). Словообразованию каждой части речи присущи свои особенности. Для словообразования глагола характерна префиксация, менее развитая в производстве существительных, прилагательных и наречий. С другой стороны, такие способы словообразования, как аббревиация и усечение, действуют только в словообразовании существительных.
Кроме того, в конструировании системы словообразования в качестве особых выделяются микросистемы производных: а) относящихся к одному и тому же способу словообразования — суффиксация, префиксация, нулевая суффиксация, аббревиация и т. д. и б) микросистемы производных, включающих один и тот же словообразовательный формант.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии [1952] // Избр. труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975.
1)оки|Ц М. Туогёгн я1о\' V сейшё. РгаНа. 1962. Т. 1: Теопе ойуого- уаш я1оу. (Резюме на рус. яз.)
Ермакова О. П. Лексические значения производных слов в русском языке. М., 1984.
Земская Е. А. О парадигматических отношениях в словообразовании // Русский язык: вопросы его истории и современного состояния (Виноградовскне чтения I—VIII). М., 1978. С. 63—77.
Соболева П. А. Словообразовательная полисемия и омонимия. М„ 1980.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М.. 1985.
Глава 8
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Три основные знаменательные части речи — существительное, прилагательное и глагол — характеризуются своеобразием как в отношении способов словообразования, так и в отношении деривационных аффиксов и характерных для каждой части речи деривационных значений.
Здесь будут рассмотрены лишь основные черты словообразования названных частей речи .
Словообразование каждой части речи целесообразно описывать исходя из того, какие словообразовательные категории действуют в пределах разных способов словообразования.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Имя существительное в словообразовательном отношении — самая богатая часть речи. Кроме способов словообразования, действующих в сфере других частей речи, имеются специфические субстантивные способы словообразования: аббревиация, усечение основ, субстантивация. Существует лишь один способ словообразования, не распространяющийся на существительные,— сращение (это способ словообразования прилагательных) .
В словообразовании существительных широко представлена суффиксация. Этим способом производятся существительные от основ различных частей речи: имен существительных, прилагательных, глаголов и
1 Подробнее описание словообразования различных частей речи см. в работах: В. В. Виноградов. Русский язык. М., 1986; Русская грамматика. М., 1980 (гл. «Словообразование»); Земская Е. А. Современный русский язык: Словообразование (гл. 9); Русская грамматика. РгаНа, 1979 (гл. «Словообразование»).
реже наречий. По сравнению со словообразованием других частей речи число суффиксов существительных самое значительное.
Производные, относящиеся к области синтаксической деривации, образуются от основ имен прилагательных и глаголов.
Отприлагательные синтаксические дериваты имеют значение отвлеченного признака и образуются с помощью суффиксов:
-ость: глупый — глуп-ость, весёлый — весёл-ость; -от(а): добрый — добр-ота, прямой — прям-ота; -ин(а): тихий — тиш-ина;
-изн(а): белый — бел-изна, голубой — голуб-изна; -в 4- изменение конечного согласного основы + система флексий существительных типа кость: зелёный — зелень, гнилой — гниль, сухой — сушь;
-в + усечение суффикса или субморфа -н- производящей основы + система флексий существительных типа стол: интимный — интим, примитивный — примитив, грандиозный — грандиоз. Эти образования синонимичны существительным с суффиксом -ость, ср.: грандиоз и грандиозность.
Среди имен существительных с суффиксами -ость, -от(а), -изн(а), -ин(а) имеются слова, не относящиеся к области синтаксической деривации, так как они не равны по значению однокоренным прилагательным. Таковы названия физических параметров, т. е. измерений (типа скорость, глубина, ширина, высота) '.
Отглагольные синтаксические дериваты имеют значение отвлеченного действия и образуются с помощью суффиксов:
-ни](е): рисовать — рисова-ние, петь — пе-ние; -к(а): носить — нос-ка, разрезать — разрез-ка; -в: отгонять — отгон-в, перелететь — перелет-в; -б(а): косить — кось-ба, молотить — молоть-ба. Область лексической деривации включает ряд словообразовательных категорий.
Производные от основ имен существительных. 1. Существительные, имеющие размерно-оценочные значения. Эти значения по-разному обнаруживаются в производных. Чаще всего значение уменьшительности совмещается со значением положительной оценки (ла-
1 См.: Панов М. В. Русский язык и советское общество: Проспект. Алма-Ата, 1962. С. 27.
скательности), а значение увеличительное™ — со значением отрицательной оценки (уничижительности): -ик: дом — дом-ик, мяч — мяч-ик; -чик: карман — карман-чик, автомобиль — автомо- биль-чик;
-ец: брат — брат-ец, доклад — доклад-ец; -ц(е)/-ец(о)/-иц(е): окно — окон-це, корыто — ко- рыт-це, письмо — письм-ецо;
-иц(а): вода — вод-ица, вещь — вещ-ица; -ок: друг — друж-ок, лист — лист-ок; -к(о): яйцо —яич-ко, ведро — ведёр-ко; -к(а): рука — руч-ка, нога — нож-ка; -еньк(а): нога — нож-енька. рука — руч-енька; -ищ(е), -ищ(а): дом — дом-ище, книга — книжища;
-ин(а): дом — дом-ина, газета — газет-ина; -ишк(а), -ишк(о): дом — дом-ишка, слон — слон- -ишка, письмо — письм-ишко;
-'ошк(а): рыба — рыб'-ошка, комната — комнат'- -ошка;
-ышк(о): перо — пер-ышко, крыло — крыл-ышко; -'онк(а): рука — руч-онка, газета — газет'-онка; -енцщ(а): книга — книж-енция, старуха — старуш- -енция.
2. Существительные, имеющие собирательное значение:
-ств(о): учитель — учитель-ство, офицер — офицер- -ство;
-щ(а): комсомол — комсомол-ия, пионер — пионер- -ия;
-н'(а): ребята — ребят-ня, офицер — офицер-ня, солдат — солдат-ня;
-]'(о): ворон — ворон'-](о), зверь — звер'-](о), пацан — пацан'-1(о), профессор — профессор'-](о), тряпка — тряп'-](о);
-ур(а): профессор — професс-ура, аппарат — аппарат-ура.
3. Особую словообразовательную категорию составляют существительные, обозначающие совокупность каких-то предметов или явлений, связанных с тем, что называет производящее существительное. Такие производные образуются с помощью суффикса -иан(а): Ленин — Ленин-иана, Пушкин — Пушкин-иана, Мольер — Мольер-иана. То же значение могут иметь производные с суффиксом -(и)ада. Обычно они употребляются в книжных заголовках: «Бюрократиада» Маяковского, «Россиада» Хераскова.
4. Существительные, имеющие значение единичности, производятся от основ существительных вещественных с помощью суффиксов:
-ин(а): горох — горош-ина, фасоль — фасол-ина, виноград — виноград-ина;
-инк(а) (значение единичности совмещается со значением уменьшительности): песок — песч-инка, снег — снеж-инка, солома — солом-инка.
5. Существительные, имеющие значение невзрослости, образуются от названий животных и лиц с помощью суффиксов:
-'онок (во мн. ч. -'ата): тигр — тигр'-онок, мышь — мыш-онок, повар — повар'-онок;
-'оныш: змея — зме]-оныш, волк — волч-оныш.
6. Существительные женского рода, соотносительные с однокоренными существительными мужского рода, обозначающие живые существа женского пола.
Существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от основ соотносительных существительных с помощью различных суффиксов.
Одни из суффиксов прибавляются к неусеченной основе соотносительного существительного:
-их(а): дворник — дворнич-иха, повар — повар-иха; -ш(а): кондуктор — кондуктор-ша, доктор — доктор-ша (о жене доктора и докторе-женщине);
-}(а): певун — певун'-](а), шалун — шалун'-}(а). Другие суффиксы присоединяются к основе существительного, лишенной суффикса лица:
-щик/-щиц(а), -чик/-чиц(а): сортировщик — сор- тиров-щица, наладчик — налад-чица, буфетчик — бу- фет-чица;
-ец/-иц(а): красавец — красав-ица, упрямец — упрям-ица.
Третью группу представляют суффиксы, которые в одних случаях присоединяются к основе существительного, содержащей суффикс лица, а в других — к основе, лишенной этого суффикса. Таковы, например, суффиксы -к(а) и -ниц(а).
Суффикс -к(а). В тех случаях, когда существительное мужского рода содержит суффиксы -ец, -анин или -ин, соотносительное существительное женского рода не включает элементов -ец и -ин: литовец — литов-ка, эстонец — эстон-ка, комсомолец — комсомол-ка, киевлянин — киевлян-ка. В других случаях суффикс -к (а) присоединяется к основе существительного: студент — студент-ка, пионер — пионер-ка, москвич — москвичка, швед — швед-ка.
Суффикс -ниц(а) присоединяется к основам существительных с суффиксом -тель: учитель — учительница, писатель — писатель-ница.
Если же существительное мужского рода имеет суффикс -ник или -ик, то он не входит в существительное, но соотносится с -ница, -ица в существительном женского рода: колхозник — колхоз-ница, школьник — школь-ница.
Существительные, обозначающие самок животных, производятся от соотносительных существительных с помощью суффиксов:
-иц(а): тигр — тигр-ица, волк — волч-ица, орел — орл-ица;
-их(а): слон — слон-иха, лебедь — лебед-иха; -к(а): голубь — голуб-ка, глухарь — глухар-ка.
7. Существительные со значением лица, связанного каким-либо образом с тем, что названо производящей основой, образуются с помощью суффиксов:
-щик/-чик: барабан — барабан-щик, баня — банщик. газета — газет-чик;
-ник: школа — школь-ник, колхоз — колхоз-ник; -ец: Ленин — ленин-ец, комсомол — комсомол-ец; -ист: Маркс — маркс-ист, Пушкин — пушкин-ист, трактор — трактор-ист;
-ант: квартира — квартир-ант, диплом — дипломант;
'-ор: комбайн — комбайн-ор, киоск — киоск'-ор; -арь: аптека — аптек-арь, библиотека — библиотекарь;
-ич: Москва — москв-ич, Кострома — костром-ич; '-ак: Тула — тул'-ак, Пермь — перм'-ак; -анин: Рига — риж-анин, Рим — римл'-анин; -ач: борода — бород-ач, усы — ус-ач; -ан: пузо — пуз-ан, горло — горл-ан.
8. Существительные со значением 'вместилище, помещение для того, что названо производящей основой' производятся с помощью суффиксов:
-ник: чай — чай-ник, молоко — молоч-ник, пчела — пчель-ник;
-ниц(а): сахар — сахар-ница, салат — салат-ница.
9. Существительные со значением 'место, связанное с тем, что названо производящей основой' производятся с помощью суффиксов:
-н'(а): колокол — колоколь-ня, кофе — кофе-(й)-ня;
-ищ(е): пожар — пожар-ище, костёр — костр-ище ('место от костра').
От основ имен прилагательных производятся наименования лиц, живых существ и предметов со значением 'носитель признака, названного производящей основой'. При этом используется суффиксация: 1) материально выраженная, 2) нулевая.
1) Суффиксация материально выраженная:
-'ак: пошлый — пошл'-ак, бедный — бедн'-ак, толстый — толст'-ак, порожний — порожн'-ак;
-ец: скупой — скуп-ец, слепой — слеп-ец;
-ик: умный — умн-ик, черновой — чернов-ик;
'-атин(а): кислый — кисл'-атина, пошлый — пошл'- атина;
'-аг(а): весёлый — весел'-ага, здоровый — здоров'- ага;
'-уг(а): хитрый — хитр'-уга, жадный — жадн'-уга.
Существительные разнообразных предметных значений образуются с помощью суффикса -к(а) на базе сочетаний прилагательное + существительное. В качестве производящей основы используется основа имени прилагательного; семантически же существительное эквивалентно всему словосочетанию: летучее заседание — летуч-ка, овсяная крупа — овсян-ка. Суффикс производящей основы может усекаться: вечерняя газета — вечёр-ка, десятилетняя школа — десятилет-ка.
2) Нулевая суффиксация.
Среди отприлагательных имен существительных, производимых нулевой суффиксацией, имеется два словообразовательных типа:
а) существительные, имеющие значение 'носитель признака, названного производящей основой': универсальный — универсал, интеллектуальный — интеллектуал, индивидуальный — индивидуал;
б) такое же деривационное значение имеют существительные, производные от основ имен прилагательных с помощью суффикса и одновременного усечения производящей основы, но семантически эквивалентные одному или нескольким сочетаниям, включающим одноко- ренное прилагательное + существительное. Усекается конечная часть производящей основы вне зависимости от границы морфем. Производное кончается на твердый согласный и относится к мужскому роду независимо от рода существительного, входящего в опорное словосочетание (склоняется по образцу слов типа стол): синхронный перевод — синхрон, мемориальный музей, мемориальные соревнования — мемориал, факультативный курс — факультатив. В редких случаях производное относится не к мужскому роду, например ретроспективный показ — ретроспектива.
Для существительных, производимых от основ глаголов, характерны такие значения производных:
1. Существительные, обозначающие 'производитель действия, названного производящей основой'. Такие производные могут быть именами лиц и именами орудий, инструментов (ср. врун — человек и колун — предмет, исполнитель — человек и выключатель