Валентность морфем и правила их морфонологического приспособления
Мы рассмотрели факторы, ограничивающие валентность морфем. В тех случаях, когда валентность морфем
' См. об этом: Янко-Триницкая Н. А. Наименование лиц женского пола существительными женского и мужского рода Ц Развитие словообразования современного русского языка. С. 201.
О супплетивном словообразовании (или словообразовательном супплетивизме) см.: Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М., 1974.
допускает их соединение, вступают в ход правила взаимоприспособления морфем, т. е. действует уже валентность морфов (из нескольких морфов одной морфемы выбирается какой-то один, подходящий для сочетания с соседним морфом). Таким образом, при изучении синтагматического аспекта словообразования необходимо четко разграничивать два рода явлений: 1) установление сочетаемостных характеристик (валентности) морфем и 2) установление условий морфонологи- ческого приспособления морфов при их сцеплении в слове. (Очевидно, что если валентности морфем не допускают их соединения, не потребуется и их морфоноло- гического приспособления.)
Эти два рода явлений называют терминами «морфо- тактика» и «морфофонемика» '.
Например, суффикс -н-: 1) сочетается («выбирает») с основами существительных, преимущественно неодушевленных [71], в том числе с исходом на заднеязычные (рук,-, книг-); 2) при этом в морфах основы происходит чередование к/ч, г/ж: руч-н-ой, книж-н-ый;
суффикс -ск-: 1) сочетается («выбирает») с основами одушевленных и неодушевленных существительных, в том числе с исходом на заднеязычные (помещик-, чиновник-); 2) при этом перед суффиксальным морфом вставляется интерфикс -е-, а в морфе основы происходит чередование к/ч: помещич-(е)-ск-ий, чиновнич-(е)-ск- ий.
Эти два рода явлений при синхронном порождении слова взаимозависимы. Если не произошло выбора морфем, не может произойти и их взаимоприспособления. До тех пор пока не произошло мор фонологического «сцепления» морфов, мы не получим готовой производной основы.
Не следует думать, что, разграничивая эти два рода явлений, мы вводим в синхронию элемент диахронии — последовательность. При порождении слова происходит одновременное соотнесение его с двумя рядами слов (с той же производящей базой и с рядом структурно однотипных слов), которое предполагает вхождение производного в два ряда соотношений. Аналогичным образом происходит реализация таких явлений, как валентность морфем и правила их морфонологического приспособления.
Такое описание словообразования, при котором не рассматривается валентность морфем, а сразу дается характеристика структуры производной основы ', не объясняет механизм создания слова. Так, если утверждается, что суффикс прилагательных -н- не выступает после заднеязычных [72], мы не получаем сведения о валентности морфемы -н-, т. е. не узнаем, можно ли в русском языке произвести прилагательные с суффиксом -м- от основ на заднеязычные (книга, снег, песок). Между тем сведения такого рода наука о словообразовании должна давать. Если при характеристике словообразовательного типа дается описание готовых производных основ, но не указывается, каким производящим они соответствуют, мы получаем обедненное представление о словообразовании, ибо производные, имеющие одинаковое строение, могут по-разному соотноситься с производящими и иметь разное морфонологическое строение. Так, производные прилагательные с суффиксом -н-, которому предшествует фонема (ж) в составе производной основы (чертёж-ный, кож-ный, мятеж-ный, книж-ный, снеж-ный), неоднородны. Одни из них образованы без чередования на морфемном шве и соотносятся с производящими основами, имеющими ж в исходе (чертёж — чертёжный, мятеж — мятежный, кожа — кожный), другие образованы с чередованием г/ж и соотносятся с производящими основами на г (книг-а — книж-ный, снег — снеж-ный). Таким образом, одна и та же фонема (ж) в производном слове выступает и как результат чередования г /ж, и как фонема (ж), пришедшая в производное из производящего. Не разграничивать факты такого рода — значит давать неполное представление о явлениях словообразования.
Добавим, что описание подобного рода затушевывает разницу и в строении производящих основ, ибо основы типа чертёж-, кож-, мятеж- содержат в исходе
морфонему {ж}, а основы типа снег-, книг----------- морфонему
{г — ж}.
Следовательно, в тех случаях, когда описание содержит только характеристику уже готовых производящих основ, страдает собственно словообразовательная характеристика фактов, а получает объяснение лишь строение готовой производной основы Между тем, изучая словообразование, важно знать, какие производящие основы могут быть использованы при создании производного слова, а какие — нет, какие аффиксы сочетаются (или не сочетаются) с основами того или иного строения, какие морфонологические явления при этом происходят.
ПОНЯТИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ
С понятием валентности морфем тесно связано понятие продуктивности. Продуктивными называют такие единицы, которые в языке той или иной эпохи служат образцом для построения новых единиц. Если речь идет о продуктивности отдельных элементов языка (например, морфем), то имеют в виду их активность в образовании новых словоформ или слов, способность производить новые формы слова и новые слова.
Рассмотрим, как используется понятие продуктивности в словообразовании. «Понятие продуктивности можно в принципе применять как к целому типу, так и к любой составной части словообразовательной структуры слова» [73], т. е. можно изучать продуктивность аффиксов, словообразовательных типов, способов словообразования.
Наиболее существенно для словообразования понятие продуктивности словообразовательного типа, потому что словообразовательный тип является той схемой (формулой), по образцу которой в основном и происходит создание новых слов.
Милош Докулил предложил различать два вида продуктивности в словообразовании: эмпирическую и системную. Рассмотрим эти виды продуктивности применительно к понятию «словообразовательный тип».
1. Эмпирической продуктивностью обладает словообразовательный тип, по образцу которого в языке определенной эпохи производятся новые слова. Чтобы решить, продуктивен или нет какой-либо тип в тот или иной период времени, следует установить, служит ли он в этот период образцом для производства новых слов. Ответ на этот вопрос можно получить только эмпирическим путем, исследуя новообразования определенной эпохи. Таким образом, эмпирическая продуктивность — понятие диахронического словообразования. Она зависит в значительной степени от общественных потребностей в производстве слов определенного типа.
2. Системная продуктивность типа зависит от ограничений разного рода, налагаемых системой языка и регулирующих производство слов данного типа. Ее устанавливают путем выяснения условий, ограничивающих возможность производства слов данного типа. Таким образом, системная продуктивность — понятие синхронного словообразования. Она зависит от внутриязыковых факторов.
Определить, обладает ли какой-либо тип эмпирической продуктивностью,— значит ответить на вопрос, дает ли он новообразования, активен ли он как образец в тот или иной период времени.
Устанавливая эмпирическую продуктивность, различают два полюса: типы непродуктивные, замкнутые (т. е. не дающие новообразований; такие типы можно задавать списком производных слов данного типа) и типы продуктивные, открытые, незамкнутые (т. е. порождающие новообразования). Примером первых может быть тип отглагольных существительных с суффиксом -с(а), обозначающих лицо по действию: плакать — плакса, хныкать — хныкса. Примером вторых — отадъективные существительные с суффиксом -ость со значением отвлеченного признака (например, смелость, свежесть, бодрость), отглагольные существительные с суффиксами -ни]- и -к(а) со значением отвлеченного действия (чтение, объявление; разноска, прибавка).
Между типами очень высокой продуктивности (к ним относятся только что перечисленные) и типами полностью непродуктивными много промежуточных случаев, отражающих многообразие фактов языка. Поэтому нередко делаются попытки установить степени продуктивности (шкалы продуктивности). Различают типы высоко-, средне-, малопродуктивные. Эти попытки часто оказываются субъективными. Помогает уточнить степень эмпирической продуктивности типа указание на то, в каких сферах языка он продуктивен (в научно- технической терминологии, в разговорной речи, в языке газет и т. п.).
Системная продуктивность типа зависит от собственно языковых причин, т. е. от ограничений, накладываемых системой языка на действие типа. Поэтому любой словообразовательный тип (поскольку он существует) обладает какой-то системной продуктивностью. Сказать, что какой-то тип не обладает системной продуктивностью,— значит утверждать, что никаких возможностей для производства слов у него нет, а есть лишь одни ограничения; следовательно, не существует слов, образованных по этому типу, а сам этот тип — фикция. Чтобы охарактеризовать системную продуктивность типа, требуется установить, каковы структурные, семантические и стилистические ограничения в производстве слов данного типа, как ограничивает его действие соседство синонимических типов, а также наличный состав лексики:
1. Для того, чтобы установить сферу действия определенного типа, следует, определив лексико-граммати- ческий круг производящих основ, проследить, от каких основ данного круга не могут быть произведены слова изучаемого типа и почему '. Следовательно, важно установить не только возможности образования слов данного типа, но и отсутствие этих возможностей («невозможности») .
2. Другой важный вопрос, который необходимо изучить при установлении системной продуктивности типа: каковы его соотношения с синонимичными типами? Если какое-либо значение выражается лишь одним типом производных слов, новое слово данной семантики всегда создается по этому типу, его строение предопределено. Следовательно, данный тип обладает высокой системной продуктивностью, даже если новообразования данного типа немногочисленны. Если же какое-то значение выражается несколькими словообразовательными типами, происходит борьба конкурирующих типов, что ослабляет их системную продуктивность. В таком случае обычно высокой системной продуктивностью обладает один из них, тормозящий активность других.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
БокиШ М. Туогеп! к1оу v сейте. РгаЬа, 1962. Т. 1. С. 204—206. (Резюме на рус. яз.)
Земская Е. А. О понятии «позиция» в словообразовании Ц Развитие современного русского языка. 1972: Словообразование. Членимость слова. М., 1975.
Глава 7 СТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ СИНХРОННОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Словообразование представляет собой особую систему языка. Специфика этой системы определяется ее связями с «соседними» системами — лексикой и морфологией:
а) словообразование как важнейшее средство создания номинативных единиц языка «работает» на лексику и поэтому зависит от нее (о некоторых видах зависимости словообразования от лексики говорилось в гл. 6);
б) словообразование связано с морфологией, так как каждое производное слово создается как слово определенной части речи, характеризуемое определенными грамматическими значениями. Арсенал средств, используемых в словообразовании, подобен арсеналу средств, используемых при создании словоформ. Такие деривационные морфемы, как суффиксы, тесно спаяны с флексиями. Использование многих суффиксов регулируется морфологическими свойствами основ.
Вопрос о границах системы синхронного словообразования учеными решается по-разному. Распространено мнение, что систему синхронного словообразования формируют лишь продуктивные типы Однако между продуктивными и непродуктивными типами не всегда проходит четкая граница. В языке происходит постоянное взаимодействие между синонимическими типами разной продуктивности; одни типы сдерживают продуктивность других. Поэтому правильнее считать, что систему синхронного словообразования составляет совокупность всех словообразовательных типов в их взаимодействии '. Кроме того, при образовании новых слов могут получать активность вычленяемые из состава слова части, не имеющие статуса морфем (унификсы, радик- соиды). Это обстоятельство заставляет включать в систему словообразования не только производные, но и членимые слова (как периферийную, но важную область) .
Система синхронного словообразования — сложная иерархическая организация, в которой обнаруживается противопоставление единиц разной структуры и разной степени сложности.
ЕДИНИЦЫ СИСТЕМЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Основной единицей системы синхронного словообразования является производное слово, ибо оно представляет собой тот конечный результат, ради которого и происходит акт словообразования. Производное слово занимает центральное место в системе словообразования; оно состоит из простейших (внутрисловных) единиц и входит в единицы более сложные — комплексные (о внутрисловных единицах см. гл. 1—3).
КОМПЛЕКСНЫЕ ЕДИНИЦЫ
Комплексные единицы системы словообразования формируются противопоставлениями разного рода: соотношением однокоренных слов и соотношением слов, имеющих разные корни, но одно и то же словообразовательное строение.
Комплексными единицами системы словообразования являются: словообразовательная пара, словообразовательный тип, словообразовательная категория, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма и словообразовательное гнездо.
Простейшая из комплексных единиц — словообразовательная пара: соотношение производной и производящей основ: белый — белить, регулировать — регулировщик, пионер — пионерка, чернила — чернильница, писать — переписать, красавица — раскрасавица. Словообразовательные пары, между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения, входят в один словообразовательный тип: сахар — сахар-ница, селедка — селедоч-ница, сухарь — сухар-ница. Термином словообразовательный тип называют не совокупность словообразовательных пар, а схему (формулу) построения производных слов (подробнее о словообразовательных типах см. в гл. 4).
§ 40. словообразовательная категория
Словообразовательная категория (СК) — единица более абстрактная и сложная, чем словообразовательный тип; она формируется совокупностью словообразовательных типов, объединяемых общностью деривационного значения в отвлечении от формальных средств выражения данного значения. Словообразовательная категория выделяется на основании единства деривационного значения, в то время как средства выражения этого значения могут быть различными. В качестве примера словообразовательной категории можно привести категорию имен существительных, обладающих значением 'производитель действия, названного производящей основой', образуемых разными суффиксами от основ глагола. В эту категорию входят существительные с суффиксами -тель: отправи-тель, по- луча-тель; -ец: бор-ец, твор-ец; -ун: бег-ун, крик-ун; -щик: нормиров-щик, сортиров-щик и т. п.
Словообразование каждой части речи целесообразно описывать исходя из того, какие словообразовательные категории в ней действуют в пределах одного и разных способов словообразования.
§ 41. словообразовательная цепь
Рассмотрим ряд однокоренных слов: учи(ть) — учитель — учи-тель-ниц(а); бел(ый) — бел-и(ть) — побелить) — побел-к(а) — побелоч-н(ый); готов(ый) — готов-и(ть)—за-готов(ить)—заготов-к(а) — заго- тов-щик — заготовщиц-к(ий). Эти ряды производных выстроены так, что каждая предыдущая единица яв
ляется непосредственно производящей для последующей: глагол учить служит производящим для существительного учитель; от имени существительного мужского рода учитель произведено имя лица женского пола — учительница. Совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей, называется словообразовательной цепью (или цепочкой). Эта комплексная единица выявляет ступенчатый характер русского словообразования. Она демонстрирует синтагматические отношения между однокоренными словами. Слова в цепи связаны отношениями последовательной производ- ности.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА
Между однокоренными словами существуют не только отношения последовательной производности, но и отношения с о в м е с т н о й производности (коде- ривации). Иными словами, такие отношения можно назвать радиальными — от одного производящего образуются пучки производных:
руч-к (а) руч-ищ (а) |
руч-еньк (а) руч-н (ой) |
СНРЖ-ПК |
снег |
Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства, называют словообразовательной парадигмой (СП).
Очевидно, что парадигматические отношения в словообразовании выявляются не только в СП. Однако закрепление термина СП именно за данным содержанием целесообразно, так как применение этого термина аналогично применению термина «морфологическая парадигма». Его введение способствует установлению изоморфизма между словообразованием и морфологией. Подобно тому, как словоформы склонения и спряжения образуют морфологические парадигмы, совокупность производных от одного и того же слова образует его словообразовательную парадигму. Понятие СП — новое в теории синхронного словообразования. Возникновение его связано с поисками изоморфизма между строением разных систем языка, стремлением выявить парадигма
тические отношения между единицами словообразования Подобно морфологическим парадигмам СП имеют постоянный член (производящая база) и переменные члены (деривационные аффиксы). В отличие от морфологических парадигм, которые объединяют словоформы одного слова, СП объединяют разные слова, в том числе слова разных частей речи, и не включают слово, служащее производящим для членов парадигмы.
В русском языке СП бывают разветвленными и могут насчитывать более 10 членов. СП распадаются на блоки, включающие производные одной части речи: субстантивный, глагольный, адъективный, наречный. В парадигме слов разных частей речи имеются черты сходства и различия. Наибольшее сходство наблюдается в парадигме слов, относящихся к одной части речи и к одной лексико-семантической группе.
Приведем для примера словообразовательные парадигмы двух групп слов, каждая из которых с лексико- грамматической точки зрения представляет собой единство. Для простоты сравнения рассмотрим лишь суффиксальные производные (табл. 12—13).
Сравнение словообразовательных парадигм слов одной семантической группы показывает, что между ними наблюдается большее сходство в наборе определенных деривационных значений, чем в конкретном наборе производных с одним и тем же аффиксом, потому что в словообразовании одно и то же значение (и для русского языка это особенно характерно) нередко имеет разные средства выражения. Таким образом, существует асимметрия между означаемым и означающим: одно и то же деривационное значение может быть выражено с помощью разных аффиксов. Например, значение 'признак в отвлечении от носителя ' может быть выражено с помощью суффиксов -ость (фиолетовость), -изн(а) (бе- лизна), -от(а) (чернота), -ев(а) (синева), '-в(синь); значение 'самка животного' может быть выражено с помощью суффиксов -их(а) и -иц(а); значение 'свойственный, относящийся к ...' — прилагательными с суффиксами -ое-, -ин-, -/- (слоновый, тигриный, волчий).
Таблица 12 Конкретная словообразовательная парадигма прилагательных со значением цвета
|
Существительное | Название носителя признака | краснуха краснушка | синяк синюха синюшка | беляк белила белок белуха белянка бельё 3 | желтяк желток желтуха | черняк чернушка |
Глагол | а) Становиться каким; б) обнаруживать признак | краснеть | синеть | белеть | желтеть | чернеть |
Делать каким | краснить | синить | белить | желтить | чернить | |
Наречие | Название признака признака | красно | сине | бело | (желто) | черно |
1 В круглых скобках помещены потенциальные слова. 2 Существительное чернила разошлось по значению с прилагательным чёрный (ср.: синие, зелёные, фиолетовые, красные чернила) |
и в современном языке не является производным от данного прилагательного.
3 Существительное бельё включаем в парадигму как связанное с прилагательным белый отношениями периферийной мотивации.
Конкретная словообразовательная парадигма
1 Ср. чередование н/ш в других основах иа -н-: карман — кармашек, 2 В квадратных скобках помещены супплетивные образования, т. е. слова 3 Деривационное значение 'лицо, связанное с животным' может иметь |
Таблица 13 существительное
ремень — ремешок, олень — олешек. другого корня, служащие для выражения данного деривационного значения, семантические подтипы: 'охотник' (на волков), 'любитель' (собак), 'служитель' |
существительных— названий животных |
Особенно велико разнообразие в выражении модифика- ционных — уменьшительных, увеличительных и оценочных значений.
Развитая асимметрия между деривационными значениями и средствами их выражения резко отличает словообразовательные парадигмы от морфологических. Для морфологии характерно большее единообразие средств выражения того или иного грамматического значения; обычно мы можем предсказать формы косвенных падежей, зная форму именительного падежа, или формы спряжения, зная форму инфинитива и 1-го лица глагола. Именно поэтому при обучении языку иностранцев задания типа «просклоняйте (или проспрягайте) такое-то слово» обычны. Иначе обстоит дело в словообразовании. Рассмотрим СП прилагательных со значением цвета; в ней шесть производных, аналогичных по значению и средству его выражения: формы субъективной оценки (степени качества), переходные глаголы на -ить и на -еть, наречия. Другие члены СП не совпадают полностью. Некоторые производные совпадают у нескольких производящих. Это существительные со значением 'отвлеченный признак' (краснота, чернота; белизна, желтизна) и 'носитель признака' (желток, белок; синяк, желтяк, беляк, черняк; краснуха, синюха, желтуха, белуха; о различии лексических значений этих существительных см. 7, 44).
Таким образом, в СП разных прилагательных со значением цвета представлен одинаковый набор деривационных значений, которые имеют не совпадающие средства выражения. Аналогичный вывод можно сделать по отношению к СП названий животных. В этих парадигмах особенно ярко обнаруживаются связи между словообразованием и лексикой. Так, некоторые из значений, свойственные данной группе слов, у отдельных слов могут быть не выражены, потому что они имеют в языке другое лексическое средство выражения. Например, в парадигме слов собака, корова, баран нет названий детеныша и самки — мешает супплетивное словообразование (в языке имеются слова других корней — щенок, ягнёнок, телёнок, овца и противопоставленные по полу наименования: сука — кобель, корова — бык). От слова корова нет названия мяса «Коровина», хотя мясо коровы широко употребляется в пищу, так как имеется существительное другого корня — говядина.
Чтобы абстрагироваться от «капризов» лексики и узуса, от многообразия средств выражения одного и того же словообразовательного значения, введем понятие «типовая словообразовательная парадигма» Типовую парадигму получаем, отвлекаясь от конкретных способов выражения тех или иных деривационных значений.
Типовую парадигму формируют конкретные парадигмы, в которых представлен один и тот же набор деривационных значений. Перечислим для примера семантические места, которые содержит типовая парадигма существительных — названий животных. Существительные — уменьшительные, увеличительные и оценочные; наименования самки и детеныша; наименования мяса животного; наименования помещения для животного (коровник, попугайник); такие слова могут создаваться с интерфиксами -ое- (слоновник — по аналогии с коровник) и -ат- (тигрятник, слонятник — по аналогии с телятник); наименования лица, связанного с животным; здесь выделяются три семантические подтипа: а) 'любитель того, что называет производящее' — собачник, кошатник, голубятник (с интерфиксом -ат-), ср. производные от иных семантических групп существительных: грибник, бабник; б) 'тот, кто ухаживает за животным' — коровник, телятник; в) 'тот, кто охотится на животное' — волчатник, медвежатник. Прилагательные высокопродуктивны и имеют такие значения: 'принадлежащий животному', 'свойственный ряду животных'. Глаголы непродуктивны и немногочисленны и выражают два вида значений: а) от слов, имеющих метафорическое значение, относимое к человеку, образуются глаголы со значением 'вести себя подобно тому, кто назван производящим словом': собачиться, ишачить, попугайничать, обезьянничать, петушиться; б) 'производить на свет' — эти глаголы создаются только от супплетивных названий детенышей: жеребиться, телиться, ягниться, щениться.
Рассмотрение- типовых СП показывает, что это структуры с закрытым числом членов. От слов каждой лексико-семантической группы могут быть образованы производные лишь определенных деривационных значений. Для наглядности представим типовые парадигмы тех же лексико-семантических групп (табл. 14—15).
Системный характер СП проявляется не только в том, что они представляют собой структуры с закрытым числом членов, но и в том, что между отдельными членами имеются отношения взаимозависимости. Так, например, если в парадигме есть уменьшительные произ-
Таблица 14 Типовая словообразовательная парадигма прилагательных, обозначающих цвет
|
Таблица 15 Типовая словообразовательная парадигма существительных — названий животных
|
водные, в ней должны быть и увеличительные; если в ней есть название лица мужского пола, то можно ожидать и название лица женского пола; если есть название самки, должно быть и название детеныша. Члены СП образуют оппозиции разного рода, например противопоставленность по степени признака (градуальная оппозиция): уменьшительность ~ увеличительность (сто
лик/столище, головка/головища); слабая ~ сильная степень проявления признака (черноватый/чернущий, холодноватый/холоднющий); чрезмерность реализации действия ~ недоведение действия до нужного предела (пересолить/недосолить, переварить/недоварить). Иные виды противопоставлений могут рассматриваться как оппозиции эквиполентные (каждый член оппозиции содержит специфический признак, отличающийся от признака, свойственного другому члену как противоположный, антонимичный): глаголы со значением начала ~ конца действия (загреметь/отгреметь, зацвести/отцвести), направления действия внутрь ~ наружу (войти/ выйти, влететь/вылететь), и т. п.
X, |
В структуре типовых СП следует различать максимальный набор семантических мест, допускаемых системой языка в качестве производных от слов данной лексико-семантической группы, и регулярно реализуемый набор производных. Совокупность производных, связанных с производящим регулярной связью, предложено называть микроструктура- м и. Например:
- осленок 4 ослиха
- сочинскии 4 сочинец |
Ленинград - ленинградский ленинградец
Орел___ орловский
44 орловец
\ |
дом-ище |
- стол-ик ч стол-още
Члены парадигмы являются по отношению друг к другу кодериватами.
Сравнение типовых и конкретных СП показывает, какие закономерности регулируют соединение основ и аффиксов при образовании производных. Как мы видели, размерно-оценочные существительные легко образуются от названий животных. При этом базовые слова разного грамматического рода сочетаются с разными суффиксами. Так, суффиксы -к(а), -енцщ(а) и -'онк(а) сочетаются только со словами женского рода: собачка, коровка; собаченция; коровёнка, собачонка. Слова ко- ровенция нет в узусе, но оно может быть образовано, так как сцепление данного суффикса с основой женского рода не противоречит системным связям этих единиц.
Однако с основами мужского рода эти суффиксы соединиться не могут, так как они спаяны с системой флексий женского рода. Слова типа «волчка», «ишачка» ('маленький ишак'), «бараненция» не могут быть образованы. Основы мужского рода обслуживаются уменьшительными суффиксами -ик (слоник) и -ок/ ф/с (выступает после основ на заднеязычные: ишачок, волчок), спаянными с системой флексий мужского рода. Таким образом, распределением конкретных средств выражения единого деривационного значения уменьшительности распоряжается морфология.
Ограничения другого рода идут от лексики. Как мы видели, отсутствие производных со значением детеныша и самки от слов корова, собака, баран объясняется тем, что это семантичес