Виды отношений производности
После ознакомления с многообразием словообразовательных типов рассмотрим, какие виды отношений могут быть между производной основой и производящей базой.
Для того, чтобы узнать, какая из двух основ является производной по отношению к другой, следует найти показатели отношений производности. Такими показателями обычно являются большая сложность (формальная и/или — смысловая) производной по отношению к производящей. Большая смысловая сложность производной состоит в том, что она содержит дополнительный семантический компонент по сравнению с производящей, а большая формальная сложность в том, что она включает помимо производящей основы какой- либо формальный показатель, чаще всего — деривационный аффикс (при этом учитываются и нулевые аффиксы).
1. Самый распространенный и хорошо изученный вид отношений производности таков: производная основа и семантически, и формально сложнее производящей, т. е. она по смыслу выводится из производящей, а по форме является более сложной, так как содержит производящую основу + аффикс: салат — салат- -ниц(а)—'вместилище для салата', получать — получатель — 'лицо, которое получает', волк — волч- -онок — 'детеныш волка'.
2. Производная основа по форме сложнее, чем производящая, а по смыслу они имеют равную сложность. Этот вид отношений имеет два подвида:
а) производящее и производное относятся к разным частям речи: пе(ть) — пе-ние — 'действие по глаголу петь; вежлив(ый) — вежлив-ость — 'отвлеченный признак по прилагательному вежливый';
б) производное и производящее относятся к одной части речи. В таких случаях слово более сложное по форме может отличаться стилистической окраской. Довольно многочисленны случаи, когда слово, более сложное по форме, наделено стилистической окраской сниженности, разговорности, ср.: стен(а) — стен- -к(а), книг(а) —книж-к(а), свеч(а) —свеч-к(а), табурет — табурет-к(а). Слова с суффиксом -к- не отличаются по семантике от слов непроизводных, они не имеют уменьшительного значения: Принеси табуретку из кухни; Зажги свечку; Не дашь мне эту книжку на недельку? Их отличие — стилистическое[57]. В немногочисленных случаях в качестве «стилистических морфем» выступают приставки, ср.: забыть — позабыть, умереть — помереть (с заменительной префиксацией).
Редки случаи, когда слово, более сложное по форме, отличается стилистической окраской книжности, ср.: кобыл(а) и кобыл-иц(а) (книжн.). Например, у Пушкина: Кобылица молодая,/честь кавказского тавра... Ср. также: лис(а) —лис-ица(а).
Этот подвид отношений производности представлен немногочисленными фактами.
3. Производная и производящая основы имеют равную сложность по форме, а по смыслу производная мотивируется производящей и является более сложной:
' Ср.: Шелякин М. А. Историко-семантнческая структура образований с приставкой пре- Ц Лингвистический сборник. Новосибирск, 1963; Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. С. 147.
иллюстр-ирова(ть) — иллюстр-атор — 'лицо, которое иллюстрирует'.
Таким образом, в трех перечисленных случаях производную основу отличает от производящей то, что она является хотя бы в одном отношении (формальном или смысловом) более сложной, чем производящая.
4. Отношения производности могут связывать слова, которые имеют равную формальную и смысловую сложность. Тогда показателем направления производности являются отношения, типические для системы языка. Существует два подвида таких отношений производности:
а) если основы относятся к разным частям речи (агит-ировать — агит-ация), будем называть производной ту, которая выражает значение, категориально свойственное не той части речи, к которой относится данное слово. Так, категории глагола в системе языка свойственно обозначать действия (процессы), категории прилагательных — признаки, категории существительных — предметность. Именно поэтому, сопоставляя однокоренные глагол и существительное, обозначающие соответственно «действие» — «отвлеченное действие» (если они имеют равную формальную сложность), можно заключить, что производными являются вторые члены каждой пары. Таковы отношения между парами агит-ирова(ть) —агиг-аци] (а), трансл-ирова(ть) — трансл'-ацщ(а) и т. п. ';
б) если основы относятся к одной и той же части речи (комсомол-ец — комсомол-ка, эстон-ец — эстон-ка), будем называть производной ту, которая имеет деривационное значение, постоянно выражаемое в данном языке с помощью производных основ[58]. Так, в русском языке имена существительные, обозначающие лиц женского пола, как правило, образуются от однокоренных существительных, называющих лиц мужского пола, ср.: пионер — пионер-ка, артист — артист-ка, швед — швед-ка, узбек — узбеч-ка. В соответствии со всей системой русского словообразования и в парах типа комсомолец — комсомол-ка будем считать слово женского рода производным от соотносительного имени лица мужского рода, а не от существительного комсомол, потому что в русском языке именам лиц женского пола не свойственно образование непосредственно от существительных неодушевленных.
5. Если из двух однокоренных основ одна стилистически нейтральна, а другая стилистически окрашена, производной основой является последняя '. Этот вид отношений касается только однокоренных слов, тождественных по значению. При этом между ними возможны разные виды формальных отношений:
а) производная сложнее по форме, ср. стена — стенка;
б) обе основы имеют равную формальную сложность, т. е. равное число морфов, ср. существительные полные и усеченные: преферанс — преф, трамвай — трам, магнитофон — маг;
в) производящая основа сложнее (!) по форме. Следовательно, стилистическая окрашенность производного оказывается признаком более сильным (весомым), чем формальная простота основы: афер-ист — афер, корабель-щик — корабел.