Наложение (или интерференция) морфов
Особый вид явлений, происходящих на границе морфем, составляет наложение (или интерференция) морфов, т.е. совмещение конца одного и начала другого морфа.
Наложение морфов — особый вид гаплологии (т. е. исчезновения одного из двух тождественных слогов, непосредственно следующих друг за другом). Наложение морфов — словообразовательная гаплология, один из видов морфонологического взаимоприспособления морфов на границе морфем.
Целесообразность ввода специального термина для называния этого явления диктуется следующим. Гапло
логию принято рассматривать как явление фонетическое. Наложение морфов — явление морфонологическое, осуществляемое в определенных морфологических условиях — на морфемном шве. Кроме того, наложение морфов может касаться не только слогов.
Рассмотрим слова розоватый и лиловатый. С помощью какого суффикса они образованы? Нет сомнения, что в этих прилагательных один и тот же суффикс -оват-, обозначающий слабую степень обнаружения признака, что и в словах желтоватый, черноватый, красноватый и др. Какова основа этих слов? Они соотносятся по форме и по значению с прилагательными розовый и лиловый, так как розоватый — 'розовый в слабой степени', лиловатый — 'лиловый в слабой степени'. Однако если мы соединим основы производящих прилагательных с суффиксом -оват-, то получим вместо наших прилагательных: розов-оватый, лилов-оватьш, т. е. слова с лишним слогом -ое-. Может быть, мы неверно выделили суффикс и следовало выделить -ат-? Но суффикс -ат- не имеет значения слабой степени признака. Попробуем иначе выделить основу. Однако в русском языке нет основы лил-, которая обозначала бы определенный цвет, основа роз- тоже нам не подходит, так как это основа существительного, а суффикс -оват- со значением слабой степени признака соединяется лишь с основами качественных прилагательных.
Вывод один: наше первоначальное выделение суффикса и основы правильно, но при словообразовании один из тождественных слогов -ое- утратился. Произошла интерференция соединяющих морфов, они не соприкоснулись, а один «наехал» на другой.
Наложение морфов происходит на стыке:
1) основы и суффикса, например: лиловый + -ова- тый = лиловатый, коричневый + -оватый = коричнева- тый, розовый + -оватый = розоватый, Архангельск + -ский - архангельский, Свердловск + -ский = свердловский, Смоленск + -ский = смоленский и т. п. Наложение морфов можно видеть также в производных от основ на гласные: такси + -ист — таксист, наци + -изм — нацизм, денди + -истый = дендистьш, регби + -ист = регбист.
2) основы и интерфикса: «Динамо» -(ов)ский = динамов ский, «Динамо» + -(ов)ец — динамовец, горо- но — гороновский, гороновец.
10 Современный русский язык
РАЗНОВИДНОСТИ АЛЛОМОРФОВ
Мы говорили о том, что в одну морфему объединяются тождественные по значению морфы, различие между которыми объясняется их позицией в слове и, следовательно, они находятся в отношении дополнительной дистрибуции. Рассмотрев явления морфемного шва, можно сделать вывод, что существуют две разновидности алломорфов. Одни различаются чередованием фонем [рук-/руч-, ног-/нож-, книг-/книж-, нос-/ нос'-(ик), лев-/л' ф в(а)/л' Ф в(ище), лоб/лоб'(ик)/ /л Ф б(а)/л ф б'(ище), рот-/р Ф т(а)/рот' (ик); -ок/'оч-/ ф к-, -ец/ ф ц/-еч-/ Ф /ч-, -ик/-ич-\, другие — усечением или отсутствием усечения конечного элемента [пальто/пальт'-(ишко), кенгуру/кенгур' -(онок), бочк(а) / боч- (онок), редк(ий)/ред'-(еть), крепк-(ий)/креп-(нуть), мокр- (ый) /мок- (нуть), утк- (а)/ут'-(онок) и т.п.].
ИНТЕРФИКСЫ И СУБМОРФЫ
Как соотносятся понятия «субморф» и «интерфикс»? И те и другие являются незначимыми сегментами, выделяемыми из состава слова, но между этими единицами имеется существенная разница — функциональная и структурная:
1. Субморфы составляют часть морфа. При выделении субморфов из состава морфа остается незначимая часть. Ср. такие незначимые отрезки, как чеп (из чепец), нем (из немец), боч (из бочка), ут (из утка). Интерфиксы не являются частью ни корневого, ни суффиксального морфа — они занимают положение между морфами. При выделении из состава слова интерфикса полноценность соседних морфов не нарушается.
2. Субморфы всегда по форме совпадают с морфами, тогда как интерфиксы могут и совпадать, и не совпадать с морфами.
3. Интерфиксы вычленяются из слова при членении на формальном и семантическом уровне. Ср.: Америка — америк- (ан) -ск-ий, кино — кино- (ш)-ник, кофе— кофе-(й)-ник, шоссе — шоссе-(й)-н-(ый). Субморфы вычленяются из слова при членении слова на формальном уровне, ср.: кон/ец, чеп/ец, боч/ка, ут/ка. Их выделение важно для изучения морфонологии.
Итак, помимо морфем, слова могут включать ущербные морфемы — квазиморфемы (радиксоиды, уни- фиксы), а также межморфемные прокладки — интерфиксы. В этом можно видеть известный параллелизм между формальным и семантическим строением слова. Подобно тому как смысл слова не всегда складывается полностью из смысла морфем, но может содержать так называемые смысловые приращения, так и форма слова не всегда складывается только из морфем, а может содержать какие-то единицы, имеющие другой лингвистический статус.
Сравнивая интерфиксы и смысловые приращения, характеризующие фразеологичные по семантике производные слова, можно увидеть между ними еще одно сходство. Исследование языка можно проводить с точки зрения анализа языковых единиц и с точки зрения их синтеза. Понятие интерфикса особенно полезно использовать при анализе производного слова, так как оно избавляет от описания многочисленных производных суффиксов. В грамматику не следует вводить многочисленные составные сегменты типа -овек-, -инск-, -анск-, -йск-, -ическ-, -ческ-; -шник, -овник, -очник; -лец, -овец, -анец, -инец, -вец и др. Достаточно выявить суффиксы -ск-, -ник, -ец и основу, чтобы понять значение слова. Прокладки -ое-, -ин-, -ан-, -иг-, -/- и др. незначимы Зная, что они выполняют лишь соединительную функцию, их следует трактовать как особые строевые элементы языка. Аналогичным образом, как это показала О. П. Ермакова, изучать фразеологичность семантики производного слова «легче» с точки зрения анализа языковых единиц, тогда как синтез производных слов, включающих семантические приращения,— проблема очень сложная[52], вряд ли могущая найти разрешение.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
10* |
Аванесов Р. И., Сидоров В. Н. Очерк грамматики русского литературного языка. М.. 1945.
Земская Е. А. О понятии «позиция» в словообразовании // Развитие современного русского литературного языка. 1972: Словообразование. Членимость слова. М.. 1975. С. 14—25.
Земская Е. А. К проблеме множественности морфонологических интерпретаций Ц Там же. С. 69—88.
Маслов Ю. С. О некоторых расхождениях в понимании термина «морфема» // Уч. зап. ЛГУ. Сер. филол. наук. 1961. Т. 301. Вып. 60.
Панов М. В. О грамматической форме // Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та им. В. П. Потемкина, 1959. Т. 73. Вып. 6.
Панов М. В. Изучение состава слова в начальной школе. Махачкала, 1979.
Глава 4
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП
Словообразовательный тип — это схема (формула) строения производных слов, характеризуемых общностью трех элементов: 1) части речи производящей основы 2) семантического соотношения между производными и производящими, 3) формального соотношения между производными и производящими, а именно: общностью способа словообразования и словообразовательного средства (форманта), т.е. для аффиксальных способов тождественностью аффикса [53].
Словообразовательный тип — основная ячейка словообразовательной системы языка, так как именно в его пределах по аналогии со словами того или иного типа и происходит преимущественно образование новых слов. Мы пишем «преимущественно» потому, что какое-то количество слов (ничтожное по сравнению с общей массой) образуется вне словообразовательных типов — по образцу отдельных слов, с нарушениями законов типового словообразования.
Чтобы установить, к какому словообразовательному типу относится то или иное слово, необходимо убедиться в том, что данное слово является производным, а для этого нужно соотнести анализируемое слово с производящим. Следующим этапом анализа является установление трех признаков словообразовательного типа, о которых говорилось выше. Определение всех этих показателей словообразовательного типа возможно только при соотнесении подвергнутой первоначальному анализу пары слов с другими словами, обладающими теми же признаками. Естественно, что легче всего подобрать слова с аффиксом, имеющим одну и ту же форму, и произведенные одним и тем же способом словообразования. Рассматривая их, можно установить, обладают ли они общностью семантического соотношения производящего и производного. При отрицательном ответе следует сделать вывод, что производные относятся к разным словообразовательным типам.
Так, не относятся к одному словообразовательному типу существительные, произведенные от основ имен существительных суффиксальным способом с помощью суффикса -ин(а) (т.е. обладающие общностью двух элементов): баранина, севрюжина, конина, котлетина, домина, горошина, изюмина, соломина. Объясняется это тем, что приведенные существительные характеризуются разными семантическими соотношениями между производными и производящими. Среди этих существительных выделяются три группы слов, каждая из которых характеризуется одинаковыми семантическими соотношениями производящих и производных: 1) баран: баранина = севрюга: севрюжина = конь: конина, т. е. 'название животного': 'название мяса этого животного', производное обозначает 'мясо того животного, которое названо производящей основой'; 2) котлета: котлетина = дом: домина, 'название предмета': 'название того же предмета большой величины', производное имеет значение увеличительности; 3) горох: горошина — изюм: изюмина = солома: соломина, т. е. 'совокупность вещества (или предметов)': 'один предмет из этой совокупности'; иными словами, производное имеет значение единичности — 'один предмет из совокупности, названной производящей основой'.
Словообразовательное значение
Установив семантические соотношения между производящими и производными, мы тем самым определяем словообразовательное значение данного типа. Таким образом, словообразовательное (деривационное) значение является общим для производных данного типа и устанавливается на основании семантического соотнесения производящих и производных. Выявляя словообразовательное значение типа, следует отвлекаться от конкретного лексического значения определенного слова и стремиться установить то общее, что свойственно ряду слов и что отражено в их структуре, т. е. связано с семантикой производящей базы и форманта. Ведь задачей словообразования является не изучение семантики каждого отдельного слова, а изучение семантики слова в связи с его строением. Именно поэтому словообразование изучает целые серии (ряды) одинаковым образом построенных слов. В семантике слова для словообразования важна не его конкретная лексическая индивидуальность, а то общее, что отражено в его строении. Это и есть словообразовательное значение.
Словообразовательное значение производных слов разных типов обладает разной степенью конкретности. Наряду с такими конкретными значениями, как 'детеныш животного, названного производящей основой', существуют такие отвлеченные значения, как 'относящийся к тому, что названо производящей основой'. Именно так формулируется деривационное значение прилагательных с суффиксами -н- и -ое-, производимых от основ существительных: лесной, автомобильный, дорожный; асфальтовый, бензиновый, парковый.
Словообразовательные значения неоднородны — то, что было сказано о словообразовательных значениях, относится к словообразовательным значениям простых слов. Сложные слова, сращения, аббревиатуры (т. е. все производные, наделенные производящей базой, включающей несколько основ) имеют словообразовательные значения иной природы. Такое деривационное значение называют синтагматическим[54]. Оно сводится к идее соединения составляющих производное простых основ. В тех случаях, когда словосложение соединяется с аффиксацией, синтагматическое деривационное значение осложняется значением, вносимым аффиксом, например значением отвлеченного действия (в словах типа лесосплав-0, сенокос-в, ледоход-в), значением производителя действия (в словах типа скороход-^, стеклодув-0, мореход-в, канатоход-ец, ордено- нос-ец).