Особенности суффиксов и приставок

Основные виды словообразовательных морфем в русском языке, как уже говорилось, суффиксы и пре­фиксы (приставки). Различие между ними не сводится только к различию их места в составе слова. Внешние структурные особенности лежат в основе целого ряда специфических черт суффиксов и приставок.

1. В русском языке грамматические свойства слова выражаются обычно морфемами, помещаемыми в конце слова,— флексиями. Находясь рядом с флексией, суффикс нередко бывает спаян с ней ', так что указание на суффикс с необходимостью должно включать в себя указание на систему флексий, присущих формам того или иного слова. Так, слова с суффиксом -ость и нулевой флексией в форме именительного падежа единственного числа являются существительными женского рода 3-го склонения, слова с суффиксом -ун и нулевой флексией в форме именительного падежа единственного числа — существительными мужского рода 2-го склоне­ния. Точно так же и глагольные суффиксы образуют глаголы, имеющие определенные грамматические свой­ства. Суффикс -е- образует от имен прилагательных глаголы только непереходные (бел-е-ть, син-е-ть,

стар-ё-ть, молод-е-ть), а суффикс -и----------------- переходные

(бел-и-ть, син-и-ть, стар-и-ть, молод-и-ть). Ср.: На горизонте синеет лес и Это белье синить не требуется; Семенов заметно стареет и Эта шляпа его старит.

Приставки более автономны, свободны: они незави­симы от влияния флексий и не несут информации о грам­матических свойствах слова.

2. Присоединение приставки не изменяет принад­лежности слова к части речи, а присоединение суффикса может и оставить слово в пределах той же самой части речи (луна — лун-ник, артист — артист-к-а, дом — дом-ик, колхоз — колхоз-ник, переплет — переплет­чик), и перевести производное слово в иную часть речи (жёлтый — желт-ок, желт-ить, бегать — бег-ун, тря­сти — тряс-к-ий).

3. В русском языке нет суффиксов, которые бы про­изводили слова разных частей речи: -лив(ый) — суф­фикс, производящий только прилагательные (молчали­вый, терпеливый, счастливый), -ец — только существи­тельные (глупец, хитрец, творец). Конечно, в производ­ных существительных типа молчаливость наличествует суффикс -лив-, но он является частью производящей основы Смолчалив-ый) и не служит для образования имен существительных.

Для приставок не обязательна тесная связь со сло­вами какой-либо одной части речи. Существуют при­ставки, которые могут присоединяться к словам различ­ных частей речи, сохраняя одно и то же «универсальное» значение:

раз-: раз-ухабистый, раз-веселый; рас-красавица, рас-красавчик;

пре-: пре-весёлый, пре-милый; пре-комедия;

со-: со-автор, со-гражданин, со-редактор; со-пере- живать, со-существовать; новообразования: со-стыко- ваться, со-стыковка.

4. Суффиксы и приставки по характеру выражаемых ими значений различны. Присоединение к слову при­ставки обычно не меняет значения слова коренным об­разом, а лишь добавляет к нему некоторый оттенок зна­чения. Так, глаголы с приставками улететь, прилететь, отлететь, вылететь, подлететь обозначают те же дейст­вия, что и глагол лететь. Приставка только добавляет к их значению указание на направление движения. Гла­голы отгреметь, отцвести обозначают то же действие, что и глаголы греметь, цвести, приставка от- лишь до­бавляет к их значению указание на прекращение дейст­вия. Наречие презабавно, прилагательные премилый, разлюбезный, сверхскоростной обозначают тот же при­знак, что и слова без приставок, но с оттенком большой степени его проявления.

Большая часть приставок в русском языке имеет зна­чения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прила­гательные и наречия). Для этих частей речи важно опре­деление направления действия, времени его протекания, меры или степени признака.

Для имен существительных соединение с пристав­ками менее характерно: частица — античастица, раз­дел — подраздел, экспресс — суперэкспресс, демок­рат — ультрадемократ. Однако число таких слов (срав­нительно с существительными, не включающими при­ставок) не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень (плут — архиплут, кубок — суперкубок) или указания временного характера (язык — праязык, родина — прародина, история — предистория, человек — доче­ловек).

Значения суффиксов иного рода. Они колеблются от широких и отвлеченных до значений очень большой конкретности. Широта и отвлеченность значения свойст­венна суффиксам глаголов и прилагательных. Какое значение имеют суффиксы прилагательных -н-, -ое- и -ск- в словах: 1) автобус-н-ый, автомобиль-н-ый, же- лез-н-ый, книж-н-ый, колхоз-н-ый, бумаж-н-ый; 2) ламп-ов-ый, осин-ов-ый, игр-ов-ой, поиск-ов-ый; 3) ин- ститут-ск-ий, мор-ск-ой, комсомоль-ск-ий? Эти суффик­сы обозначают признак через отношение к тому, что на­звано исходным существительным. Такие же широкие отвлеченные значения имеют и глагольные суффиксы; ср. -ну- и -е--. 1) прыг-ну-ть, толк-ну-ть; 2) умн-е-ть, глуп-е-ть, син-е-ть. Суффикс -ну- имеет значение мгно­венности, однократности действия. Значение суффикса -е- более отвлеченное. Он обозначает 'делаться, стано­виться каким-нибудь'.

Суффиксы существительных в целом более конкрет­ны. Имеются суффиксы, служащие для образования названий лиц, предметов, отвлеченных понятий. Внутри этих общих групп есть отдельные суффиксы, закреплен­ные за обозначением какой-либо узкой сферы предметов или явлений. Так, суффикс -'онок служит для обозначе­ния невзрослых существ: тигрёнок, лисёнок; поварёнок и т. п.

Суффиксы имен существительных в русском язы­ке — самые многочисленные и разнообразные. Они классифицируют предметы действительности, как бы де­лят весь мир на классы: названия людей по профессии, по признаку, по действию, по месту жительства; назва­ния невзрослых существ и т. д.

Среди суффиксов существительных есть суффиксы с конкретным значением и с широким абстрактным зна­чением [например, суффикс отвлеченного признака -ость (весёлость, ласковость, сахаристость, прыгучесть, живучесть), суффикс отвлеченного действия -ни/- (раз­брасывание, переписывание) ].

5. Суффиксы нередко вызывают изменения в строе­нии конца основы (чередование фонем), так как на гра­нице морфов происходит взаимоприспособление основы и суффикса, ср.: горох — горош-ек, горош-ин-а; бума­га — бумаж-н-ый (см. подробнее в гл. 3) Приставки обычно не влияют на строение начала слова Таким об­разом, приставки ведут себя в слове как элементы фор­мально более отъединенные, самостоятельные, чем суф­фиксы.

6. Обособленность приставок в составе слова поддер­живается еще одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова (анти-демократйч- ный, прдтиво-воздушный, прдтиво-пожарный, сд-нани- матели, внутрй-клёточный, анти-нейтралитет). Суффик­сам это не свойственно. Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова при­водят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со- со значением совместности в безударных слогах слова может сохранять [о], не подвергаясь редукции и не из­меняясь в [ъ] или [а] ': сонаниматель, соопекун, сдру- ководйтели.

Позиционные изменения согласных (например, ас­симилятивное смягчение согласных) на стыке приставки и корня иные, чем на стыке корня и суффикса.

7. Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структур­ная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются более продуктив­ными морфемами, чем суффиксы. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы (о понятии продуктивности см. гл. 6).

Нулевые словообразовательные аффиксы

Словообразовательные аффиксы (подобно флек­сиям) могут быть не выражены каким-либо звуком или комплексом звуков. Такие аффиксы называют нуле­выми. Нулевой аффикс будем изображать знаком о.

Значение нулевых аффиксов может быть различным, т. е. существуют омонимичные нулевые аффиксы. На­пример, в морфологии в словоформах думал-в, брат-в, ламп-в выделяем такие нулевые аффиксы: в первом слове -в показатель мужского рода и единственного числа (ср. формы с материально выраженными аффик­сами жен. и ср. р.— дума-л-а, дума-л-о и аффиксом

' Это явление описано Е. И. Голановой. См.: Развитие фонетики современного русского языка. М., 1971.

мн. ч.— дума-л-и)\ во втором -в — показатель имени­тельного падежа единственного числа; в третьем -в — показатель родительного падежа множественного числа.

Каковы требования, необходимые для выделения нулевого словообразовательного аффикса?

Так как грамматический нуль есть значимое отсутст­вие какой-либо грамматической единицы, то основанием для выделения слов с нулевыми словообразовательными аффиксами должно быть значение соответствующих слов. В их значении должен быть семантический компо­нент, который обычно в данном языке выражается с помощью деривационных аффиксов. Иными словами, при выделении нулевых словообразовательных аффиксов необходимо учитывать строение всей сло­вообразовательной системы данного языка, так как фон для выделения слов с нулевыми аффик­сами — слова с ненулевыми аффиксами, имеющими то же значение, которое мы приписываем нулевому.

Итак, словообразовательные нулевые аффиксы сле­дует выделять при наличии двух условий: 1) дерива­ционное значение, которое приписывается нулевому аффиксу, обычно выражается в данном языке с по­мощью словообразовательных аффиксов, т. е. нулевой аффикс должен иметь синонимичные ненулевые аф­фиксы; 2) наряду с рассматриваемым словом имеется однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если бы деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом.

Достаточно отсутствия хотя бы одного из этих усло­вий, чтобы невозможно было выделить нулевой дери­вационный аффикс. Поясним сказанное примерами.

1. Слово гам обозначает процесс. Процессуальное значение имен существительных обычно выражается в русском языке с помощью аффиксов, например суф­фиксами ни](е): пение, рассматривание, вышивание; -к(а): подвеска, разбивка, переноска, подписка; -б (а): борьба, пальба, молотьба, косьба и т. д. Однако нуле­вого словообразовательного аффикса в слове гам нет. (В нем есть нулевая флексия им. п. ед. ч.: гам-в, ср.: гам-а, гам-у и т. д.) Основание для такого утвержде­ния — невыполнение второго из названных выше двух условий. В русском языке нет такого однокоренного слова (а оно должно было бы быть глаголом), которое могло бы стать производящим для гам. Глагол гамкать

9 Современный русский язык
не соотносителен с гам по значению: гам — 'громкий, нестройный гул голосов'; гамкать — 'отрывисто лаять' (прост.), 'браниться' (обл.).

2. Нулевой суффикс есть в тех именах существитель­ных со значением процесса, наряду с которыми имеются и производящие глаголы, ср.: промыв-в — промывать, разрыв-в — разрывать. Такие существительные входят в ряды слов, выражающих процессуальное значение с помощью «обычных» (ненулевых) суффиксов:

промывать

I * * ;

промывание промывка промыв-ф (ф^)

Таким образом, наличие нулевого суффикса в соста­ве слова промыв отражает его большую формальную и смысловую сложность по сравнению со словом, содер­жащим производящую основу: промывать.

3. В словах типа какаду, колибри нет оснований вы­являть нулевой словообразовательный аффикс, так как мы не можем приписать ему деривационное значение (например, «птица», «живое существо»). Отсутствует первое условие. Отсутствует и второе условие — нет основ, которые были бы производящими для данных слов.

Нулевые словообразовательные аффиксы в русском языке являются суффиксами. Это объясняется тем, что слова с нулевыми аффиксами по своему значению и по соотношению с производящими входят в парадигма­тические ряды с производными, имеющими ненулевые суффиксы.

Нулевые суффиксы действуют преимущественно в словообразовании имен существительных. Кроме значе­ния отвлеченного действия нулевые суффиксы могут обозначать лицо по действию или по признаку (задира, заика, подлиза; интеллектуал, универсал), отвлеченные признаки (муть, темь, синь, гладь) и некоторые другие значения [46] (см. об этом в гл. 5).

Нулевых приставок в русском языке нет, так как в нем нет слов, которые бы выражали значение, харак­терное для приставок, и вместе с тем могли трактоваться как производные от однокоренных бесприставочных слов.

В отсутствии нулевых приставок обнаруживается резкое различие между суффиксами и приставками.

Различия между приставками и суффиксами свиде­тельствуют о неоднородности суффиксов и приставок, о большей лексичности приставок, т. е. об их близости к самостоятельным словам.

Различия между суффиксами и приставками оказы­вают влияние и на различие между способами слово­образования, в которых действуют эти аффиксы (т. е. на суффиксацию и префиксацию).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Винокур Г. О. Форма слова и части речи в русском языке // Избр. работы по русскому языку. М., 1959.

Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику // Пер. с англ. М„ 1959. Гл. 5—7.

Русская грамматика: В 2 т. М., 1980. Т. 1.

Зализняк А. А. Русское именное словоизменение. М., 1967. С. 22—34.

Панов М. В. Русский язык // Языки народов СССР. М., 1966. Т. 1.

Глава 2

Наши рекомендации