Чередование согласной с нулем
Другими словами — нейтрализация фонемы, представленной согласным нулем, и отсутствия фонемы. Здесь есть несколько случаев.
1. Сочетание фонем (стн) и (здн) реализуется звукосочетанием [сн], [зн]: честен — честный — че [сн] ый, звезда — звё [зн] ый.
Сравним: че[сн]ый и те\ся\ый\ слышим в обоих случаях [сн], но в сильной позиции (не между [с...н]) есть различие: честен, но тесен. Значит, в словах че{спя)ый и те(сн)ый фонемосочетания (стн) и (сн) совпали по звучанию; фонема (т), реализованная в позиции между [с...н] нулем, совпала с... отсутствием фонемы!
Эти чередования хорошо отражают рифмы (из стихотворений Н. А. Некрасова; рифма у поэта точная): известных — чудесных, бесстрастна — прекрасна, честный — тесный, несчастной —- безгласной, самовластно — прекрасна, прелестней — песней, ненастный — ясный.
Замечания требует слово бездна. Это, собственно, не одно, а два слова. 1) Бездна — много. Слово бытовой речи: У меня бездна всяких дел. Произносится: [б'эзнъ]. Вряд ли можно говорить, что здесь фонема (д) представлена нулем согласного, так как связь с сочетанием без дна в настоящее время у этого слова бездна отсутствует. 2) Бездна = пропасть, ср. бездонный. Это слово поэтической лексики. В бытовой речи оно может быть только инкрустацией, вставкой из речи поэтической: и он открыл мне все бездны своего духа, все свои искания и помыслы... Нельзя сказать: «Мой-то Семен Семеныч на днях свалился в бездну». Как слово поэтической лексики оно обладает особыми свойствами: произносится без [д] (по общим законам), если этого требует поэтический текст, или произносится с [д], если поэтический текст вызывает такое произношение:
Открылась без [д] на, звезд полна;
Звез[д]ам числа нет, без [д']не— [д]на... (Лом.).
Звуковая организация стиха требует здесь чтения без [д] на. Но любое отклонение от нормы, которое возникает в поэтическом тексте как отклик на требование всей целостной организации этого текста, никогда не колеблет общеязыковую норму. Поэтому, независимо от того, как произносится в каждом конкретном случае бездна (слово поэтической лексики), чередование [д] (не между [з...н]) || [—] (между [з...н]) надо считать позиционным.
Другое подобное же чередование: сочетание (нтк) реализуется звуком [нк]: студе[нк]а, лабора[нк]а. Такое чередование является позиционным (т. е. представлено во всех словах с фонемосочетанием (нтк)) лишь у некоторых лиц, владеющих литературным языком, преимущественно старшего поколения.
2. Такие слова, как стройка, строю, строй\, строящийся или трамвай, трамваю, трамвайный; или свой, своя, свое... явно имеют корни, оканчивающиеся фонемой она реализуется неслоговым гласным [и]. Но в словах строить, строитель, строишь; трамваи; свои никакого йота не слышно. Это потому, что фонема <]) в позиции после гласного перед [и] представлена нулем: свои = [свай] = (сво]й).
3. В словах могут быть сочетания двух одинаковых фонем, например(нн): ванна — [ван:ъ] = (ванна); такие сочетания реализуются долгими, «двойными» согласными (они не обязательно в два раза длиннее кратких, обычных [н]). Но долгие согласные возможны только между гласными, один из которых (предшествующий или последующий) является ударным '. Когда же такое сочетание двух одинаковых фонем, например (нн), попадает в соседство с согласным, то вместо долгого звучит краткий: финны (с [н:]) — финский (с [н|); манная крупа — манка, тонна — двух- тонка и т. д. Здесь даны примеры, где чередование отражено в орфографии, но оно существует и там, где орфография не отмечает этого чередования: ветер в два ба[л:]а — двухбалльный (с обычным кратким [л']). ;
Следовательно, в позиции «рядом с согласным» \ сочетание фонем типа (нн), (лл) и т.д. представлено кратким согласным; одна из фонем реализована нулем.
Нередко, говоря о позиционных чередованиях, употребляют глаголы подчеркнуто процессуальные: «ударный гласный [о] без ударения переходит в [а]», «звук [з] на конце слова превращается в [с]» и т. д. На самом деле налицо синхронные отношения, а не процессы. Правильные формулировки такие: [о] ударный в безударных позициях меняется на гласный [а]; звонкий согласный [з] чередуется с глухим согласным [с]...
СОСТАВ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ
Звуки, которые позиционно чередуются, принадлежат одной и той же фонеме. Звуки, которые не находятся в отношении позиционного чередования, принадлежат разным фонемам.
Если два звука встречаются в одной позиции, они не могут находиться в позиционном чередовании. Следовательно, они, несомненно, принадлежат разным фонемам.
Как определить, сколько в русском языке согласных фонем? Надо найти позицию, где встречается наибольшее число разных согласных. Они в одной позиции — значит, представляют разные фонемы. В данной позиции их столько, что нигде, ни в какой другой позиции большего числа их не насчитать. Значит, сколько согласных звуков в этой позиции, столько в языке согласных фонем.
Самая сильная позиция в русском языке для согласных (и по глухости ~ звонкости, и по твердости ~ мягкости) — перед гласными. Посмотрим, сколько звуков встречается в положении, например, перед [о] (табл. 9).
Могут возникнуть сомнения, точно ли здесь подобраны примеры. Мы ищем согласные в одной позиции, а примеры такие: тот — тёк, т. е. в одном случае согласный перед [от|, а в другом — перед [ок]. Правомерно ли такое сопоставление, не разные ли здесь позиции? Нет, наличие любых звуков после гласного не влияет на сочетаемость гласного с предшествующим согласным. Доказательство простое: если перед сочетанием [о] + а (а — любой звук или его отсутствие) встречается определенный класс звуков, то и перед сочетанием [о] (Р — другой звук, не а) встречается этот же класс звуков. Подбор примеров это всегда покажет.
Так же доказывается, что сочетаемость гласного с предшествующим согласным не зависит от наличия ~
Таблица 9
|
отсутствия звуков перед согласным. Итак, примеры достаточно представительны.
Сравнивая ткёт — кот, киоскёр — корка, мы могли бы прийти к выводу, что в одной позиции встречаются и [к], и [к']; значит, есть не только фонема (к), но и (к'). Однако интерпретация этих сочетаний, которая дана выше (см. 3, 19), приводит к заключению, что здесь [к] и [к'] не в одной позиции.
Есть другая точка зрения: сопоставление ткёт — кот признается вполне доказательным (при этом считается несущественным, что [к'] перед [о] всегда находится на морфемном шве); отсюда следует, что в современном русском языке есть фонемы (к) — (к'), (г) — (г'), (х> — <х'> (притом фонемы (г'), <х') реально в словах не представлены; берегя, жгя и т. д. сейчас не факты литературного языка).
Состояние языка сейчас таково, что можно считать правомерной и ту и другую точку зрения. Пока еще нет фактов, настоятельно требующих признать существование фонем <к'>, <г'>, <х'), но уже есть факты, которые позволяют подозревать их существование. Сам язык санкционирует равновесие, равноприемлемость этих двух точек зрения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аванесов Р. И. Соотносительный ряд носовых согласных фонем по признаку «дентальность — лабиальность» [1965] // Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.
Аванесов Р. И. Фонема (н) // Там же.
Аванесов Р. И., Сидоров В. И. Система фонем русского языка [1945] // Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. М„ 1970.
Бодуэн де Куртенэ И. А. Опыт теории фонетических альтернаций [1895] // Избр. труды по обшему языкознанию. М., 1963. Т. 1.
Реформатский А. А. Согласные, противопоставленные по способу и месту образования, и их варьирование в современном русском литературном языке [1955] // Из истории отечественной фонологии. М., 1970.
Реформатский А. А. Слоговые согласные в русском языке Ц Развитие фонетики современного русского языка. М., 1971.
Глава 4