Упражнение «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.
2.Упражнять в согласовании глаголов с именами прилагательными в роде и числе.
Оборудование:предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку составить по ним предложения из двух слов, используя слово «уплыл», «поспел», «высох».
Ребенок:
Лодочка уплыла. Яблоко поспело. Рубашка высохла.
Корабли уплыли. Черешня поспела. Варежки высохли.
Облако уплыло. Персики поспели. Белье высохло.
Упражнение «НАЗОВИ МАГАЗИН».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова 8-го типа слоговой структуры.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Закрепить употребление обобщающих понятий.
4. Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку: «Представь, что ты идешь по улице и видишь
витрины разных магазинов». Затем кладет перед ребенком картинку и
спрашивает: «Что ты видишь на этой витрине? Как называется этот магазин?».
Ребенок:
На витрине валенки, ботинки, тапочки. Этот магазин называется «Обувь».
На витрине костюмы, косынка, варежки, фартуки, рубашка.
Этот магазин называется «Одежда».
На витрине капуста, огурцы кабачки, редиска. Это магазин «Овощи».
На витрине васильки, ромашки, фиалки, ландыши. Это магазин – «Цветы».
На витрине колбаса, сосиски, конфеты, печенье. Это магазин – «Продукты».
На витрине ампулы, пилюли, зеленка, бинты. Это «Аптека».
На витрине оправы, очки, бинокли. Этот магазин называется «Оптика».
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при подборе антонимов.
2. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку заканчивать предложение словом с противоположным значением.
А) подбор антонимов к именам прилагательным.
Логопед: Ребенок:
Девочка здоровая, а бабушка … бабушка больная.
В сказках мачеха злая, а Золушка… Золушка добрая.
Зимой погода холодная, а весной… весной погода теплая.
Снег белый, а сажа… сажа черная.
Сметана густая, а варенье …. варенье жидкое.
Канат толстый, а веревка … веревка тонкая.
Чемодан тяжелый, а коробка… коробка легкая.
Юбки светлые, а костюмы …. костюмы темные.
Ворота широкие, а калитка … калитка узкая.
Блюдце маленькое, тарелка… тарелка большая.
Матрац жесткий, а подушка… подушка мягкая.
Дом высокий , а беседка… беседка низкая.
Сахар сладкий, а горчица … горчица горькая.
Девочки слабые, а мальчики … мальчики сильные.
Банка пустая, а бутылка … бутылка полная.
Б) подбор антонимов к глаголам.
Дедушка говорил, а соседка … соседка молчала.
Девочка заколку уронила, а подруга … подруга подняла.
Малышка насорила, бабушка … бабушка подмела.
Мальчики отдохнули, а девочки … девочки устали.
(Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия).
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных с помощью различных суффиксов.
2. Продолжать учить согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Тефтели из мяса мясные тефтели.
Котлеты из рыбы рыбные котлеты.
Монетка из меди медная монетка.
Рубашка по моде модная рубашка.
Одежда для лета летняя одежда.
Подушка из ваты ватная подушка.
Комната в пыли пыльная комната.
Ладошка в поту потная ладошка.
Одежда для зимы зимняя одежда.
Упражнение «ХИТРЫЕ СЛОВА».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении несклоняемых имен существительных.
2. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:предметные картинки: эскимо, кенгуру.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.
Логопед: Ребенок:
На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?Эскимо.
Они играют в чехарду
В зоологическом саду.
Вы полюбуйтесь на игру
Двух забавных … Кенгуру.
Логопед показывает картинки с изображением эскимо и кенгуру. Затем предлагает ребенку закончить предложения словом, подходящим по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Шоколадное мороженое на палочке называется … эскимо.
В зоопарке живут пять… кенгуру.
У Вани остался кусочек … эскимо.
Все дети любят … эскимо.
Большая сумка на животе у … кенгуру.
Дети хотели подойти поближе к …. кенгуру.
Друзья пошли в киоск за … эскимо.
Мама читала дочке книгу о … кенгуру.
Малыши купили две пачки … эскимо.