Упражнение «ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО?

Цель:

1.Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа.

2.Расширять и активизировать словарный запас.

3.Уточнять лексическое значение слов-омонимов.

4. Учить отгадывать загадки.

Оборудование:предметные картинки: каток ледяной и асфальтный.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет лексическое значение слова «каток»:

1. Площадка для катания 2. Машина для укатывания

на коньках, покрытая льдом. и выравнивания дороги.

Затем предлагает ребенку отгадать загадки:

Ходит скалка по дороге Сюда бежим мы коньках

Грузная, огромная. С друзьями покататься.

И теперь у нас дорога, Ну, а когда весна придет,

Как линейка ровная. Нам нужно с ним расстаться.

Ребенок называет отгадки и показывает соответствующие картинки.

Упражнение «ПУТАНИЦА».

Цель:

1.Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа.

2.Расширять и активизировать словарный запас.

3.Развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки: бутон, батон, бидон, бетон, питон.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку послушать стихотворение Н. Матвеевой.

Логопед:

Вот бутон, а вот батон.

Вот бидон, а вот питон.

В печке выпечен бутон,

А в петлицу вдет батон,

По траве ползет бидон.

Молоко течет в бетон,

А на стройке есть питон.

Нет, не так! Нет, не так!

Подскажите сами: как?

Затем логопед предлагает ребенку исправить ошибки в стихотворении.

Логопед: Ребенок:

В печке выпечен батон.

А в петлицу вдет бутон.

По траве ползет питон.

Молоко течет в бидон.

А на стройке есть бетон.

Упражнение «ПОСЛУШАЙ, ОТВЕТЬ И РАССКАЖИ».

Цель:

1. Учить четко поговаривать слова слоговой структуры 4-го типа, отвечая на вопросы к тексту

2. Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку.

Оборудование:сюжетная картинка.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает ребенку сюжетную картинку и читает рассказ:

«У тети Кати 9 котят. Она дает Олегу котика. У Олега будет котик. Олег будет любить котика».

Логопед просит ребенка ответить на вопросы.

Логопед: Ребенок:

Сколько котят у тети Кати? У тети Кати девять котят.

Кого дает тетя Катя Олегу? Она дает Олегу котика.

Как Олег будет относиться

к котику? Он будет любить котика.

Затем ребенок пересказывает текст с опорой на сюжетную картинку.

Упражнение «РАЗЛИЧАЙ СЛОВА».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го (и 2-го) типа при практическом употреблении глаголов «одеть – надеть»

2. Развивать слуховое внимание.

Ход игрового упражнения.

Логопед объясняет детям различие в употреблении глаголов «надеть» - «одеть»:

НАДЕТЬ можно что-то;

ОДЕТЬ можно кого-то;

Затем предлагает ребенку дополнить предложения одним из этих слов.

Логопед: Ребенок:

Мама маленького сына одела

На улице холодно, надо . . . шубу. надеть

Олег . . .Петю и пошел с ним гулять. одел

Иван . . .шапку. надел

Мама песенку допела,

Мама девочку … одела.

Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.

2. Развивать образное восприятие предмета и логическое мышление.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.

Логопед: Ребенок:

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Бегает весь день.

Кто это? Олень.

В квартире нашей новый дом.

Живет посуда в доме том.

В нем место есть и для конфет

Он называется Буфет.

Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается. Утюг.

Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать. Диван.

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку

В пляс по комнате пошел

Оглянулся – чистый пол. Веник.

Наткёт, наплетет,

Сядет и добычи ждет. Паук.

Хвост – с узорами,

Сапоги со шпорами,

Ночью распевает,

Время считает. Петух.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 4-ГО ТИПА

В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Овод летит.

Гудок гудит.

Метет метель.

Питон – это удав.

Вадик лепит кабана.

Павел катит комок.

У Кати болит ноготь.

Конюх гонит коней.

Вадим топит камин

Петя лег на диван.

Алена любит лепить.

Тихон купит билет на балет.

Мама дает банан детям.

Иван и Ефим идут на каток.

Олег, полей пион водой.

Папа и Иван идут домой.

Вадим купит лимон и банан.

Яков и Олег идут гулять.

Конюх поит коней водой.

Олег купит букет маков.

Иван пилит тополь. Помоги ему пилить.

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.

(5-ый тип слоговой структуры).

Наши рекомендации