Упражнение «ПОДУМАЙ И НАЗОВИ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа в предложении.

2. Учить различать имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы.

3. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки: каток, вагон, Иван (на машине), Олег (на самокате).

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

Логопед: Ребенок:

Едет (кто?) Едет Иван и Олег.

Едет (что?) Едет вагон и каток.

Упражнение «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?».

Цель:

1. Учит четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа

2.Расширять, уточнять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: удав, филин, олень, окунь, енот, паук, лебедь, кабан, хомяк, тюлень, пудель, удод.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

Логопед: Ребенок:

Ползает (кто?) удав, паук.

Летает (кто?) филин, лебедь, удод.

Ходит (кто?) олень, кабан, хомяк, енот, пудель.

Плавает (кто?) окунь, тюлень.

«ПОСМОТРИ И НАЗОВИ».

Цель:

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа.

2. Упражнять в практическом употреблении глаголов 3-го лица множественного числа настоящего времени.

3.Расширять, уточнять и активизировать словарный запас.

Оборудование: парные сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает парные сюжетные картинки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.

Логопед: Ребенок:

Поет – поют

Идет – идут

Ведет - ведут

Едет – едут

Лепит – лепят

Летит – летят

Моет - моют

Дает – дают

Упражнение «ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ?»

Цель:

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа.

2. Упражнять в практическом употреблении глаголов единственного числа будущего времени.

3. Учить согласовывать речь с имитацией движения.

Ход игрового упражнения.

Логопед, называя глаголы, имитирует движения. Затем обращается к ребенку: « Покажи и скажи, что ты будешь делать?».

Логопед: Ребенок:

Я копаю. Я буду копать.

Я пилю. Я буду пилить.

Я топаю. Я буду топать.

Я катаю. Я буду катать.

Я летаю. Я буду летать.

Я ловлю. Я буду ловить.

Я леплю. Я буду лепить.

Я мылю. Я буду мылить.

Я делю. Я буду делить.

Упражнение «НАЗОВИ 9 ПРЕДМЕТОВ».

Цель:

:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при согласовании числительного «девять» с именами существительными.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание.

Ход игрового упражнения.

Логопед говорит ребенку: «Я буду называть 1 предмет, а ты 9 таких предметов».

а) с окончанием «ОВ» б) с окончанием « ОК».

1 дом – 9 домов 1 ветка – 9 веток

1 кот – 9 котов 1 нитка – 9 ниток

1 кит – 9 китов 1 банка – 9 банок

1 бык - 9 быков 1 кепка – 9 кепок

1 бак – 9 баков 1 дудка – 9 дудок

1 мак – 9 маков 1 губка – 9 губок

1 дуб – 9 дубов 1 будка – 9 дубок

1 духи – 9 духов 1 утка - 9 уток

в) с нулевым окончанием

1 минута – 9 минут

1 монета – 9 монет

1 утенок – 9 утят

1 котенок – 9 котят

1 теленок – 9 телят

1 ягода - 9 ягод

1 вафля – 9 вафель

1 капля – 9 капель

1 окно – 9 окон

( Лексический материал этого упражнения необходимо разделить на три занятия).

Упражнение «ЧЬИ ПРЕДМЕТЫ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа

2.Учить образовывать притяжательные прилагательные.

3.Развивать слуховое внимание и память.

Ход игрового упражнения.

Логопед произносит предложение предложения и задает вопросы. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.

Логопед: Ребенок:

У мамы букет. Это чей букет? - Это мамин букет.

У папы пудель. Это чей пудель? - Это папин пудель.

У Вовы кубик. Это чей кубик? - Это Вовин кубик.

У Ани бубен. Это чей бубен? - Это Анин бубен.

У Тани пакет. Это чей пакет? - Это Танин пакет.

У Кати хомяк. Это чей хомяк? - Это Катин хомяк.

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении антонимов.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.

Логопед: Ребенок:

Холодно зимой, а жарко… летом.

Красный карандаш острый, а синий… тупой.

Этот дом старый, а этот … новый.

У папы голос громкий, а у мамы… тихий.

Этот зверь домашний, а этот… дикий.

Этот ботинок правый, а этот… левый.

Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа при закреплении обобщающих понятий.

2.Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: буфет, комод, диван; тапки, туфли, кеды; дубы, ели, сосны, осины; маки, лилии.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

Логопед: Ребенок:

Как назвать одним словом?

буфет, комод, диван? мебель.

тапки, туфли, кеды? обувь.

Каких деревьев много в лесу? дубов, елей, сосен, осин

Каких цветов много в саду? маков, лилий

Наши рекомендации