Уроки познавательного чтения

Познавательное чтение есть важнейшая глобальная спо­собность, которая в дальнейшем процессе духовного и по­знавательного развития, личностного становления, трудовой и творческой деятельности человека играет исключительную роль. Она становится личностным приобретением, имеет свой мотивационный источник.

Что такое познавательное чтение как глобальное умение, содержащее внутри себя обслуживающую его систему умений и навыков? Познавательное чтение помогает человеку: прояв­лять выборочный интерес к печатной информации, с мень­шей затратой сил извлекать из неё нужные знания, решать жизненные, деловые, познавательные задачи с помощью со­четания этого вида чтения с другими видами активности и т.д. Чтение нужно человеку не для того, чтобы читать быстро вслух или про себя, а для того, чтобы познавать.

Обычные программы начальных школ ориентируют учи­теля на навык скорочтения. Такая нацеленность, во-первых, обедняет мотивационное отношение ребёнка к чтению, во-вторых, делает процесс обучения чтению, то есть выработку навыка чтения, скучным для ребёнка, в-третьих, задержива­ет его развитие, так как усвоение навыка чтения, несмотря на свои сложности, всё же есть низкий уровень для реальных возможностей ребёнка.

Способность к познавательному чтению следует выращивать в Ребёнке, действительно образовывать как личностное качест­во. В Школе Жизни вопрос познавательного чтения стоит именно так. Среди важнейших глобальных способностей позна­вательное чтение может стать золотым ключом для остальных.

Выращивание и развитие познавательного чтения в Шко­ле Жизни достигается по определённой программе и специ­фическими методическими путями, последовательная схема которых имеет такую структуру:

* объективация речевой действительности, слова и смысловых единиц;

* овладение способом структурного анализа звукового состава слова с помощью материализованных действий;

* овладение способом структурного анализа словесного состава смысловых единиц;

* "запись" и "чтение" слов с помощью условных графических знаков (кружочков), обозначающих буквы, квазичтение и квазиписьмо;

* постоянное предъявление всех букв алфавита для установочного восприятия;

* решение познавательных задач с помощью квазичтения;

* решение познавательных задач с помощью первоначального чтения;

* чтение варьированных текстов и решение познавательных задач при чтении;

* поддержание и поощрение опережающих устремлений детей; » праздник завершения букваря (ноябрь-декабрь);

Примечание.

В принципе возможно, чтобы дети овладели первоначальным умением познавательного чтения в нулевом классе. Материали­зованные действия с красочными фишками, условные знаки, не­обычной формы познавательные задачи, тексты и информа­тивная ценность их содержания, максимальное приложение сил и утверждение себя через постоянный успех, — всё это и ещё другие подобного рода средства делают процесс присвоения по­знавательного чтения интересным и притягательным для пя­тилетних детей.

* чтение книжек, предлагаемых детям в виде печатного текста на раскрытом формате бумаги (надо сложить бумагу, сшить книжку, оформить художественно, пояснить слова, поставить вопросы к тексту);

Примечание.

Детям даётся 15—20 таких книг в каждом классе. Они со­здают личную библиотеку каждого ребёнка.

* выпуск сборников с образцами народного творчества, с набором любимых стихотворений, с сообщениями из га­зет и журналов о необычных явлениях и т.д.;

Примечание.

Каждый ребёнок готовит несколько страниц для таких сборников, то есть предварительно ищет нужный материал в разных книгах и журналах. В каждом классе выпускается в год 10—15 таких сборников (или "томов") с образцами народного творчества.

* участие в работе авторского коллектива по созданию "учебников": "Поэзия", "Басня", "Рассказ";

Примечание.

Авторские коллективы из 3—5 ребят готовят такие "учеб­ники ", которыми в дальнейшем пользуются все.

* "мои страницы в учебнике";

Примечание.

Ребёнок вклеивает в книгу для чтения страницы с понравив­шимися ему произведениями, чем частично заменяет для себя учебный материал.

* выбор произведения для заучивания;

Примечание.

Каждому предлагается выбрать из трёх-четырёх поэтических произведений одно, наиболее понравившееся, и выучить его наи­зусть.

* чтение, размышление, впечатления.

Примечание.

Специальные уроки посвящаются чтению таких эмоциональ­ных и философских произведений, как "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери, "Чайка по имени Джонатан Ливингстон " Ричарда Баха, "Синяя птица " Мориса Метерлинка и др.

Вся работа по выращиванию и развитию познавательного чтения в детях ведётся в особой атмосфере: свободный вы­бор, самостоятельные высказывания, проявление собствен­ного читательского вкуса, пересказ содержания прочитанных книг другим и т.д. В целом — в условиях культивирования чтения и почтительного отношения к книгам.

Познавательное чтение сразу после возникновения начи­нает функционировать и в процессе присвоения содержания других образовательных курсов. Возникновение этой гло­бальной способности даёт возможность расширить и углу­бить содержание других образовательных курсов.

Наши рекомендации