Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка

Задачи:

· Активизировать словарь детей по теме. особое внимание уделять переводу лексики пассивного словаря в активный.

· Упражнять в умении употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными и «увеличительными» суффиксами

· Закреплять и обобщать знания детей о саде, огороде (об овощах, фруктах, ягодах, цветах, насекомых и т, д.).

· Продолжать развивать умения:

-сравнивать объекты между собой, выделяя их существенные признаки (овощи - фрукты - ягоды, сад - огород, дерево -куст, грядка - клумба, клумба - газон, цветок - бутон, сад - лес, сад - луг);

-устанавливать зависимость между уходом за растениями и их ростом.

· Продолжать развивать сенсорные способности детей:

-закреплять названия геометрических форм (какой формы лепесток, овощ, фрукт);

-закреплять знание цветов и цветовых оттенков;

-развивать вкусовые ощущения (определять на вкус, из чего сварены компот, варенье, какой это фрукт, овощ);

-развивать пространственную ориентировку (складывание разрезных картинок из 6, 9, 12 частей).

· Развивать зрительную и слуховую память детей, используя игровые упражнения типа: «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?», «Запомни и повтори», «Повтори без лишнего».

· Активизировать в речи детей:

-названия овощей (обратить внимание на правильность употребления существительных баклажан, перец, редис, картофель, помидор, плод), фруктов, частей растений (корень, ствол, ветки, листья, плоды), цветов, ягод; дать обобщающее понятие - растения;

-сложные слова {садовод, овощевод, цветовод, сухофрукты) и однокоренные слова (сад, садовод, садовый, посадки; фрукт, фруктовый, фруктовница; цветы, цветочница);

-существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -к-, -ик- (ягодка, земляничка, огурчик);

-антонимы (мягкий - твердый; вредный - полезный, сладкий - кислый, полный - пустой, высокий - низкий, зрелый - незрелый и т. д.);

-форму родительного падежа множественного числа существительных (ягод, лукошек, корзин, пчел, муравьев, стеблей);

-форму родительного падежа в значении принадлежности (лепесток астры);

-форму родительного падежа в значении множества (корзина моркови, огурцов, помидоров, яблок; лукошко земляники);

-форму творительного падежа существительных, отвечающих на вопрос с чем? (С чем лукошко? С малиной);

-форму предложного падежа с окончаниями -ах, -ях (на грядках, на деревьях). ,

· Учить употреблять существительные с наречием много (много овощей, фруктов, яблок, цветов, ягод).

· Продолжать закреплять в речи детей умение пользоваться:

-глаголами, обозначающими действия по уходу за растениями сада и огорода и переработке урожая (убирают - убрали, заготовили - заготавливали, варит - сварит -сварила);

-приставочными глаголами (зреть - созреть, спеть -поспевать - доспевать - переспевать, наливать - поливать - выливать - подливать, дарить-- подарить, цвести - отцвести);

-глаголами в единственном и множественном числе настоящего и прошедшего времени совершенного и несовершенного вида (отцветают - отцвели, поспевают - поспели);

-глаголами, образованными от прилагательных (краснеют, белеют, желтеют).

· Закреплять умение употреблять в речи:

-относительные прилагательные (томатный, овощной, ягодный, лесной, земляничный), согласовывая их с существительными в косвенных падежах (Мама законсервировала компот из красной смородины. Это очень вкусное земляничное варенье);

-прилагательные, образованные от глаголов (солить - соленый, пахнуть - пахучий);

-качественные прилагательные в сравнительной степени (спелее, краснее, гуще, мельче, ярче и т. д.).

· Обогащать словарь детей прилагательными, образован­ными с помощью суффиксов (красноватый, мелковатый, голу­бенький).

· Продолжать закреплять умения:

-употреблять в речи прилагательные, согласованные с существительными в роде, числе, падеже (В ящике много крупных красных яблок. Миша угостил Колю спелым красным яблоком);

-подбирать однородные определения к существительному.

· Учить употреблять количественные числительные в сочетании с существительными (У нас в саду растут две большие яблони. На клумбе цветут пять красных крупных георгинов) и порядковые числительные {первый куст, второе лукошко, в третьей корзинке).

· Закреплять навыки:

-употребления в речи простых распространенных предложений с предлогами в (в земле, в корзине, в букете) ,на(на грядках, на клумбе), с (с куста, с деревьев, с грядок), под (под деревьями, под деревом, под листом);

-распространения предложений однородными подлежащими и определениями (Мама сварила душистое, вкусное малиновое варенье. Таня и Света помогали собирать с грядки огурцы. На клумбе цветут бархотки, астры, петуния);

-использования сложносочиненного предложения с союзом а (У мамы большая корзина с малиной, а у Кати в руках маленькое лукошко);

-построения предложений со словами «сначала..., а потом...-» (Сначала мы ухаживали за цветами, а потом они красиво зацвели на клумбе);

-самостоятельной постановки вопросов кто? что? Что делает ? чем ? какие ? и т. д.

· Учить детей использовать в речи предлоги за (за ягодами, за крыжовником), из-под (Из-под листьев выглядывает ягодка), под (Под кустом стоит корзинка), наречия там, здесь (Здесь такой нежный цветочный аромат! Там в саду выросли большие деревья. Здесь клумба с цветами, а там грядка с клубникой).

Наши рекомендации