Й раздел: Неречевые процессы
1. Развитие слухового внимания.
- Различные звучащие игрушки: бубны, барабаны, дудочки, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки- пищалки, гармошка и т. п.
- Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, бобы, крупа, мука и т. п.).
- Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов.
- Картотека игр на развитие слухового внимания (В. И. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми»).
2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
o Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 части и более); сборные картинки-пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей).
o «Почтовый ящик», доски Сегена, рамки Монтессори и другие игры-вкладыши.
o Разборные игрушки: матрешки, пирамидки, чашечки.
o «Чудесный мешочек».
o Кубики Кооса, танграм.
o «Зашумленные» картинки и таблицы, таблицы Шульте.
o Различные игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Кому что дашь?», «Букет в вазе» и др.
o Серия картинок для установления причинно-следственных зависимостей.
o Различные классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.
3. Развитие пространственной ориентировки.
- Картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т. п.).
o Картинки и фотографии с изображением предметов с различным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т. д.).
o Игры типа «Дом» (Кто где живет ? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т. д.), «Дерево и белочка» (птичка, грибы, лисица).
o Карточки с изображением лабиринтов.
o Макет улицы с движущимся в различных направлениях транспортом.
- Макет комнаты с предметами мебели, расположенными в разных местах.
- Картинки с изображением предметов, движущихся в различных направлениях по отношению к зрителям.
- Карточки — символы пространственных предлогов.
- Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.
- Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по горизонтали и по вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу).
- Картотека игр на пространственное ориентирование.
4.Развитие ориентировки во времени.
o Картины - пейзажи разных времен года. Календарь погоды по месяцам.
o Расписание занятий по дням недели в картинках.
o «Вчера, сегодня, завтра» — порядок дежурства детей в картинках или цифрах.
o Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.
o Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.
o «Окно в природу» — настенное изображение природных явлений, характерных для разных времен года.
o Картинки для отработки понятий старше — младше.
5. Развитие общей двигательной и зрительно-пространственной активности.
Работа по развитию общей двигательной и зрительно-пространственной активности детей нацелена на придание ей природосообразности (прямостояние, ощущение пространства, ориентировочно-поисковая активность, движение как средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма). Она предполагает:
-увеличение двигательной активности на занятиях за счет динамизации рабочей позы (работа стоя, сидя, выходя к доске, лежа на ковре, сидя по-турецки и т. п.);
-широкое использование физкультминуток (для этого составляется картотека эмоциональных имитационных упражнений в сопровождении стихов с учетом присущих дошкольникам образности мышления и стремления к игре);
-проведение подвижных речевых игр (на основе картотеки, составленной в соответствии с тематикой речевого материала занятий).
Как отмечал И. М. Сеченов, пространственно-поисковой активности органа зрения принадлежит важная роль в формировании высших психических функций человека. Поэтому при проведении занятий с детьми необходимо использовать следующие упражнения.
- Работа с карточками, расположенными в пространстве комнаты (на стенах, потолке, слева, справа, наверху, внизу), с мелкими силуэтными изображениями предметов, букв, слогов, цифр, геометрических фигур (1,5—3 см).
- Использование разнообразных траекторий, по которым дети, обязательно стоя, «бегают» глазами (на листе ватмана размером 0,6x2 м — линии шириной 1 см, образующие цветные фигуры: овал, волну и др., причудливо перекрещивающиеся линии разного цвета; плакат размещается выше уровня глаз в любом месте — над доской, на боковой стене и даже на потолке).
- Игры в «веселых человечков», изображающих выполнение различных гимнастических упражнений: в процессе игры дети рассматривают человечка и повторяют его движения.
- Мимические и артикуляционные упражнения: рассматривая картинки с изображением лиц клоунов (улыбающегося, грустного, испуганного и др.), фотографии лиц, на которых показаны те или иные движения артикуляционного аппарата, дети копируют и называют их.
o Рассматривание подвешенных к люстрам, плафонам, потолку легких предметов (флажков, лент, нитей, снежинок, птичек, бумажных цветов и др.).
- Периодическое рассматривание заоконного пейзажа и разноудаленных от глаз предметов за окном.
Использование указанных приемов повышает перцептивные возможности детей, способствует более успешной коррекции нарушений познавательной деятельности, опережающему развитию ряда функций, связанных с приемом и переработкой зрительной информации (острота зрения, зрительная работоспособность, объем поля зрения, сокращение времени реакции на зрительный стимул). Увеличивается пропускная способность зрительного анализатора, то есть скорость и объем переработки зрительной информации.
6. Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).
o Набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности).
o Набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом и т. п.).
o Парные картинки.
o Муляжи овощей, фруктов.
o Игрушечная посуда, мебель.
o Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, .полоски разной длины.
o Счетные палочки для выкладывания фигур.
o Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).
o Кубики 2—3 цветов для заданий «Поиск закономерностей».
o Набор плоскостных моделей предметов круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной формы.
o Различные дидактические игры типа «Разложи от самого маленького», «Какой предмет пройдет в ворота?». «Место рядом свободно», «Что изменилось?», «Три медведя», «Разложи по цвету», фигуры Поппель-Вейтера (пособие С. Д. Забрамной).
o Дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов.
Картотека игр на развитие восприятия.
7. Развитие мелкой моторики.
o Счеты, бусы, шнуровки, кнопки, пуговицы, счетные палочки, фигурки и трафареты для обводки и штриховки, ручные эспандеры, магнитные фигурки, мозаики, колечки, башенки, пирамидки, баночки с завертывающимися крышками, шары, мячи разного диаметра для захватывания, пинг-понговый мячик для отстреливания, ленты и веревочки для завязывания бантов, узлов и т. п.
o Пальчиковый, перчаточный театр./
o Принадлежности для вышивания, вязания, плетения.
o Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук (О. С. Бот, Л. С. Сековец).
o Таблицы — иллюстрации этих упражнений.
o Материалы для развития графических навыков детей.
Й раздел: Звукопроизношение
1. Развитие речевого дыхания
(вес и величина предметов, которые перемещаются воздушной струей изо рта, постепенно меняются).
o Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек, «свечей»,
o Надувные игрушки, воздушные шары, мыльные пузыри.
o Наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.).
o Флакончики из-под духов.
o Фитоколлекция (в баночках различные душистые растения: лепестки роз, зверобой, мята, чай, кофе и др.).
o Игры (в альбоме или на отдельных планшетах) типа «Высуши белье», «Загони мяч в ворота», «Надуй паруса» и т. д.
o Картотека игр на развитие речевого дыхания.
2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
o Настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала, личные носовые платки (в отдельных пакетиках).
o Альбом упражнений артикуляционной гимнастики (планшеты, книжки-раскладушки) с образными картинками, фотографиями.
o Вспомогательные средства для механической помощи ребенку (зубная щетка, чайная ложка, палочка, шпатель, зонды и др.), спирт и вата для обработки этих предметов.
o «Сказки веселого язычка» (М. Г. Генинг, Н. А. Герман).
3. Автоматизация и дифференциация звуков.
o Наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах.
o Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях и рассказах.
o Наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи.
o Тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком и звуками для: дифференциации в произношении.
o Настольные дидактические игры (домино, лото) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков.
o Альбомы (или карточки) с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки.
o Таблицы для составления рассказов по опорным картинкам на определенный звук.
o Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников (Т. Б. Филичева, Г. А. Каше).
o Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н. И. Соколенко, О. И. Соловьева, Г. А. Тумакова и др.).
o Книги разных авторов с речевым материалом для автоматизации и дифференциации звуков.
4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
o Звуковые линейки (для формирования понятия «звуковой ряд», счета звуков, определения их последовательности).
o Карточки «Определи место звука» (три клетки: начало, середина, конец слова).
o Карточки -- символы гласных и согласных звуков.
o Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях).
o Сигналы обратной связи для упражнений на дифференциацию понятий: гласный — согласный звук, согласный звонкий — согласный глухой, согласный твердый —- согласный мягкий, звук — слог — слово.
o Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.
o Демонстрационный и раздаточный материал для составления звукослоговой схемы слов (коробочки, конверты или пакеты).
o Дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Бусы», «Собери цветок», «Чудо-дерево», «Поезд», «Поймай рыбку» и др.
o «Звуковые часы» (длинное — короткое слово, слово на заданное количество слогов).
o Материал для анализа предложений.
o Наборы картинок для закрепления в предложениях слов сложной слоговой структуры.
o Альбомы с иллюстрациями для определения места звука в слове.
o Различные фигурные классификаторы для дифференциации звуков (Пьеро - звуки, Буратино - звук б, крокодил Гена —звуки к — г, кенгуру - звуки к - г, поезд с тремя вагонами —звуки с, ш и с - ш в одном слове и др.).