Лобные доли и регуляция движений и действий.
Лобные доли являются также аппаратом, обеспечивающим формирование стойких намерений, определяющих сознательное поведение человека.
У больных с массовыми поражениями этой области наблюдается нарушение замыслов и намерений.
Больные с массовыми поражениями, сопровождающимися общемозговыми изменениями (гипертензией или интоксикацией) обычно пассивно лежат, не выражая никаких желаний и просьб (даже голод не выводит их из этого состояния) - апатико-акинетико-абулический синдром.
Нарушаются лишь высшие формы организации сознательной деятельности, элементарные уровни сохраняются.
Ориентировочные реакции на побочные, не связанные с намерениями раздражители сохраняются.
Больной не обращает внимания на собеседника, но непроизвольно поворачивается к вошедшему, непроизвольно откликаются на беседу врача с другими пациентами.
Т.е. нарушаются сложные формы регуляции сознательной деятельности, которые направляются активирующим влиянием мотивов, сформированных при помощи речи.
Нарушение функций лобных долей приводит к распаду сравнительно сложных программ деятельности и к замене их более простыми "полевыми" формами поведения, либо инертными стереотипами потерявшими связь с ситуацией.
Например: Поднять руку (одеяло)
Зажечь свечу (сигарету)
Звонок - зачем пришла няня.
Открывает дверь шкафа и заходит в него и т.д.
Нарушение заданной программы наблюдается и в более сложных жизненных ситуациях: желание ехать домой, а вышел с попутчиком, не доехав домой.
В экспериментальных условиях:
Предложение поднять руку, воспроизводя движения врача выполняет (это иммитационное или эхопраксическое действие), но предъявленную речевую инструкцию, по содержанию расходящуюся с непосредственным воспроизведением сигнала не в состоянии выполнить.
Например: "конфликтная" инструкция в ответ на кулак поднять палец - подняв палец 1 раз больной эхопраксически поднимает кулак.
Подобные инструкции даже у больных с относительно стертым "лобным синдромом" выполняют лишь в течение короткого времени. Реакция быстро уподобляется наглядно воспринимаемым сигналам.
Характерно, что использование речи в качестве регулятора поведения не приводит к компенсации дефекта: больной повторяет инструкцию, но не подчиняет ей свои движения, либо речь перестает соответствовать инструкции.
При поражении теменной области, больной, испытывающий затруднения при воспроизведении заданного ритма движений коррегирует дефект с помощью самоконтроля, а с лобным поражением это невозможно.
С массовым поражением левой лобной доли больной не может выстукивать ритм (сильно-слабо-слабо) заменяя его сплошным постукиванием при переходе к ауто-команде. Эта же инертность обнаруживается и в речи ( Сильно-слабо-слабо-слабо-слабо).
Отчетливо нестойкость заданной больному программы, выступает в условиях, способствующих "всплыванию" упроченных стереотипов.
Выполнение по речевой инструкции рисунков:
1) нарисовать 3 квадрата - больной рисует ещё 4-ый и в ответ на посторонний разговор пишет его обрывок и т.д.
2) 2 треугольника и минус - минусу придаётся замкнутая форма.
3) Шофёра просят нарисовать круг - он рисует внутри круга прямоугольник и пишет "въезд запрещен".
Выполнение программы замещается бесконтрольно всплывающими инертными стереотипами, образовавшимися в ходе исследования больного. Патологическая инертность раз возникших стереотипов сближает поражение префронтальных отделов со случаями поражения премоторной зоны. Отличие в том, что, если при поражении премоторной области патологическая инертность захватывает лишь исполнительное звено, то при массовом поражении лобных долей она захватывает механизмы, ответственные за формирование программы действий.
В отличие от глубоких поражений премоторной области признаки двигательного возбуждения (бесконтрольные лишние штрихи) отсутствуют при "лобном синдроме" и патологической инертностью характеризуются не столько отдельные движения, сколько способы или системы действий.
Больные не замечают допускаемые ими ошибки. У них утрачивается не только регуляция, но и контроль над своими действиями.
Нарушение операции сличения эффекта выполняемого действия с исходным намерением, или распад функции "акцептора движения" - важный признак поражения лобных долей.
Этот дефект часто ограничивается анализом собственных действий. Больной, не замечающий собственных ошибок, способен отметить аналогичные ошибки, допускаемые другим лицом.