Первичные зоны и элементарные функции слуха.
Слуховая кора занимает внешние отделы височной области мозга и распадается на первичные (проекционные) и вторичные (проекционно-ассоциативные) зоны.
Путь нервного импульса от кортиева органа (рецепторного аппарата слуха) до извилин Гешля повторить из предыдущих курсов.
Импульсы от высоких тонов приходят в медиальные, а от низких в латеральные отделы первичной слуховой зоны.
Импульсы в каждое полушарие поступают как от рецепторов правого, так и левого уха. Таким образом «корковая глухота» наблюдается только при двустороннем поражении этой области.
Функции проекционной височной коры не только передача слухового возбуждения в кору мозга, но и в удлинении и стабилизации их воздействия и передача контрастности.
При одностороннем поражении нет выпадения слуха и снижения остроты слухового восприятия при действии продолжительных звуков, но наблюдается нарушение слухового ощущения при предъявлении коротких звуков (14-15 мсек), при этом нарушение слухового ощущения наблюдается на противоположном ухе.
Вторичные отделы височной области и акустико-гностические функции.
Вторичные отделы занимают у человека внешние, конвекситальные отделы височной доли: 22-42 и частично 21 поля Бродмана, в них преобладают II и III слои коры – клетки с короткими аксонами.
Эти области не имеют четкого соматотопического строения. Возбуждение здесь распространяется на значительно большие территории, чем в первичных зонах.
Электрические раздражения этих областей вызывает значительно более сложные слуховые галлюцинации (звуки музыки, голоса и т.д.).
По данным И.П.Павлова поражение вторичных височных областей у животных вызывает не потерю слуха, а нарушение образования условных рефлексов на комплексные звуковые раздражители.
Экстирпация этих областей коры сохраняет у животных возможность различать простые звуки, но нарушает возможность дифференцировать сложные звуковые комбинации.
У человека ( с мощно развитыми вторичными отделами) поражение вторичных отделов левой височной области не нарушает различение простых звуков, но выработка дифференцировок на сложные звуковые комплексы делается практически невозможной.
Вторичные отделы играют роль в дифференциации как комплекса одновременно предъявляемых слуховых раздражителей, так и последовательных серий звуко-высотных отношений или ритмических звуковых структур.
Звуки речи или фонемы, организованы в определённую систему, которая зависит от фонематической системы языка и чтобы различить звуки речи необходимо кодировать их, выделяя полезные фонематические (или смыслоразличительные) признаки и абстрагируясь от несущественных, которые называются «вариантами».
Вторичные отделы (прежде всего доминантного, левого полушария) являются аппаратами, специально приспособленными для синтеза и анализа речевых звуков (т.е. являются аппаратами речевого слуха).
Вторичные отделы связаны богатейшими связями с нижними отделами прецентральной и премоторных зон, т.е. с аппаратами мозга, осуществляющими артикулированную речь.
Поражение вторичных отделов у человека приводит к потери возможности отчётливо различать звуки речи, т.е. возникает «речевая акустическая агнозия» или «сенсорная афазия».
При массовых поражении левой височной доли речь воспринимается как нечленораздельный шум.
При ограниченных поражениях дефект менее выражен – больные не могут различать лишь близкие, отличающиеся одним признаком (напр. Звонкостью) «оппозиционные» или «коррелирующие» фонемы, хотя хорошо улавливают тембровые особенности речи и интонации. Дефект легко обнаружить при повторении пар «оппозиционных» фонем (д-т, б-п, с-з и т.д.). Больные повторяют «ба-па», как «па-па» или «ба-ба», ощущая какое-то различие, но не могут уяснить «что?».
Эти нарушения наблюдаются у правшей только при поражении левой височной области и не проявляются при поражении правой, т.е. остаются бессимптомными или вызывают лишь нарушения восприятия сложных ритмических сочетаний звуков, что проявляется в нарушении музыкального слуха, возникает «сенсорная амузия».
Таким образом, нарушение фонематического слуха и явление «речевой акустической агнозии» - основной признак поражения вторичных отделов левой височной доли.
При поражении областей, расположенных дальше от первичных отделов, т.е. областей средней височной извилины (в глубине левой височной доли) фонематический слух может сохраняться или нарушаться слабо и дефект принимает форму нарушения слухоречевой памяти или своеобразных акустико-мнестических расстройств. Основной признак – невозможность удержания в памяти даже небольших серий звуков, слогов или слов (путает их порядок, исчезают из памяти отдельные компоненты последовательностей) Последовательность из 3-4 слогов или слов (бу-ра-ли, дом-лес-стол) воспроизводиться как ряд из 1-го или 2-х элементов (начальных или последних).
Это нарушение имеет модально-специфический характер, если больному предъявить нарисованные фигуры или написать слова, он запомнит их достаточно прочно.
В основе такого нарушения лежит повышенное взаимное торможение слуховых следов. Это, вероятно, приводит к сужению объема сукцессивного звукового восприятия. Это подтверждается, если звуковые элементы предоставляются с большим интервалом, это ведёт к уменьшению взаимного торможения.