Коррекция нарушений звонкости-глухости
При устранении более целесообразно начинать работу со щелевых согласных, так как при произношении щелевых звучание продолжается более длительное время и звук легче воспринимается.
Впроцессе коррекции дефектов звонкости и глухости необходимо работать вдвух направлениях:
1) над слуховой дифференциацией звонких и глухих согласных;
2) над произносительной дифференциацией.
Необходимо, чтобы ребенок усвоил различие в артикулировании звонких и глухих согласных. Это может быть достигнуто как с помощью объяснения, так и с помощью тактильно-вибрационного ощущения.
При коррекции дефектов звонкости используются как общие, так и частные приемы коррекции. К общим относятся такие приемы, которые могут быть использованы для озвончения любого глухого звука. Частные приемы озвончения используются при озвончении лишь определенных звуков.
Общие приемы озвончения
1. Производится опора на тактильно-вибрационное ощущение. Тыльной стороной одной руки ребенок касается гортани логопеда, другую руку кладет на свою гортань. По подражанию ребенок повторяет вслед за логопедом глухие и звонкие звуки. При этом обращается внимание на то, что при произношении звонких звуков «горлышко» дрожит.
2. Предлагается последовательно произносить гласные: сначала — шепотом, потом — громко. Следом за ними предлагаются пары согласных: сначала глухой, потом звонкий. Ребенок произносит глухие и звонкие вслед за логопедом, по подражанию.
3. Используется таблица звонких и глухих согласных. Вначале произносятся пары правильно произносимых звуков. В конце предлагается произносить пары с нарушенным звуком. Читая пары глухих и звонких согласных, ребенок по аналогии озвончает и неправильно произносимый звук.
4. Глухой щелевой звук произносится протяжно. Затем предлагается говорить этот звук все громче и громче. Для контроля можно использовать зажимание ушей.
Частные приемы озвончения
1. Звонкий звук б ставят от звука у. При произнесении звука у смыкают губы, сначала с механической помощью.
2. Звук д ставится от межзубного произнесения б, при этом губы отодвигаются. Получается межзубное д, от которого переходят к зазубному произнесению этого звука.
3. Звук г ставится от звука д. При произнесении д (или слога да) шпателем нажимают на переднюю часть спинки языка и отодвигают ее вглубь ротовой полости (да-дя-га-гя).
4. Звонкий звук в можно поставить от «гудения» (у-у-у), поднимая вверх нижнюю губу.
5. При постановке звука з можно исходить от протяжного звучания гласного звука э, ы. При этом предлагается выдвинуть кончик языка между зубами. Далее от межзубного произношения переходят к зазубному произношению звука.
6. При постановке звука ж предлагается произносить
звук з. Одновременно при произнесении звука з с помощью
шпателя кончик языка приподнимается кверху.
8. Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков и их коррекция
Нормальная артикуляция и дефекты произношения твердых и мягких согласных
Ч
Противопоставление по принципу мягкости и твердости очень широко используется в русской речи. В русском языке имеется 15 пар согласных звуков, которые отличаются по признаку твердости и мягкости. Мягкие согласные отличаются от твердых согласных поднятием средней части спинки языка. Согласные ш, ж, ц не имеют мягкой пары, а согласные й, ч, щ не имеют твердой пары.
Дефекты твердости и мягкости согласных могут охватывать многие пары звуков и проявляются в трех вариантах:
1) замена твердых звуков мягкими;
2) замена мягких звуков твердыми;
3) смешения твердых и мягких звуков.
Чаще всего твердые согласные заменяются мягкими, которые являются более простыми по артикуляции и раньше твердых появляются в онтогенезе речевого развития.
Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков могут быть связаны с нарушением слуховой дифференциации, с наличием парезов, гиперкинезов, повышенного тонуса спинки языка.
Коррекция дефектов твердости и мягкости Коррекция дефектов твердости и мягкости согласных звуков проводится в двух направлениях:
1) работа над слуховым различением твердых и мягких звуков;
2) формирование правильного артикуляторного уклада при произношении твердых и мягких согласных звуков.
В процессе слуховой дифференциации твердых и мягких звуков большое внимание уделяется различению слов-квазиомонимов, например: мел — мель, угол — уголь, вал — вял, мал — мял.
Для формирования правильного произношения в ходе артикуляторнои гимнастики отрабатываются упражнения на поднятие («выгарбливание») и опускание средней части спинки языка, сначала — со зрительным контролем, перед зеркалом, затем — на основе кинестетических ощущений.
Необходимо научить ребенка удерживать среднюю часть спинки языка при более низком и при более высоком положении. Если это упражнение не получается по подражанию, можно использовать обходной путь. Работа начинается с различения произношения гласных, например и-ы.
При постановке мягких согласных рекомендуется отодвигание кончика языка вглубь ротовой полости, при этом средняя часть спинки языка «выгарбливается». Можно проводить коррекцию, используя механическую помощь.
При постановке твердых согласных звуков рекомендуется продвинуть кончик языка немного вперед. При постановке некоторых твердых переднеязычных звуков (т, д, л, с)
можно использовать межзубное произношение звуков, при котором средняя часть языка опускается. В дальнейшем межзубное произношение переводится в зазубную артикуляцию.
В том случае, когда у ребенка нарушена дифференциация многих пар твердых и мягких звуков, рекомендуется следующая последовательность в работе (по Ф.А. Pay): m, д, н, затем — в, ф, п, б, м, далее — с, з и, наконец, л, р. При этом учитывается сложность артикуляции звуков, а также возможность наиболее наглядного показа различий в артикуляции твердых и мягких согласных звуков.
Работа начинается с дифференциации звуков т-ть, д-дь, н-нъ, так как различие в артикуляции этих твердых и мягких звуков очень существенно: при произношении твердых звуков кончик языка упирается в верхние резцы (апикальный вариант), а при произношении мягких звуков касается нижних резцов, что легко воспринимается и зрительно, и кинестетически.
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психо лингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
1) расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);
2) уточнение значений слов;
3) активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.
Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, коррекционных задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.
Дидактические игры и задания
1.Развитие ассоциаций.
Логопед дает следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:
—стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;
—стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;
—желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный;
—быстро, высоко, весело.
2.Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например: овощи и фрукты; домашние и дикие животные; домашние и дикие птицы; посуда и мебель; одежда и обувь; птицы и насекомые;
3. Игра «Найди «лишний» предмет».
Детям предлагается несколько картинок, среди которых
одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».
4. «Объясните, чем отличаются предметы»
(с использованием картинок).
Примерные пары: чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и яблоко; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолет и птица.
5.Назвать одним словом серию картинок.
После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.
6. «Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных»:
—лиса, волк,собака,заяц;
—лошадь, теленок, лось, медведь;
—белка, кошка, петух;
—сарай, корова, коза, овца.
7. «Послушайте слова. Какие из них обо
значают транспорт?»:
—грузовик, метро, самолет, скамейка;
—автобус, дорога, вертолет, машина;
—поезд, дом, пароход, магазин;
—трамвай, водитель, троллейбус.
I
8. «Догадайтесь, каким будет четвертое
слово» (смысловые ряды):
—белка-дупло, собака — ...;
—дом-крыша, книга — ...;
—человек-ребенок, собака — ...;
—птица-гнездо, человек — ...;
—пальто-пуговица, ботинок — ... .
Слова для справок: конура, обложка, щенок, дом, шнурок.
9.Игра «Назови части».
Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представлению.
Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик — ..., дом — .... дерево — .... человек — ....
10. «Отгадай предмет по названию его частей».
—кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
—ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);
—дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
—подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом);
—крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
—глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки,(лицо);
—пол, стены, потолок (комната);
—подоконник, рама, стекло (окно).
11. «Объясните, что общее у предметов».
У двух предметов:
—огурец, помидор (овощи);
—ромашка, роза (цветы);
—кошка, собака (домашние животные). У трех предметов:
—мяч, солнце, шар (круглые);
—тарелка, блюдце, чашка (посуда);
—лист, трава, крокодил (зеленые).
12. Отгадывание обобщающего слова по фун
кциональным признакам, по ситуации, в которой чаще все
го находится предмет, называемый этим словом. Например:
—Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
—Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
— Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей,
грузы.
13. Отгадать название предмета по описанию
его признаков. Например: «Что это?»
Овощ, круглый, красный, вкусный.
—Это овощ, круглый...
—Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.
—Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.
—Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
14. Отгадывание загадок по картинкам с ис
пользованием эпитетов. Предлагается несколько картинок,
из которых надо выбрать нужную. Например:
—маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки;
—хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;
—зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам;
—он большой, серый и злой.
15.Закончить предложение и назвать слова-«неприятели»:
—слон большой, а комар...;
—камень тяжелый, а пушинка...;
—зимой погода холодная, а летом...;
—сахар сладкий, а горчица...;
—дерево высокое, а куст...;
—суп горячий, а компот...;
—молоко жидкое, а сметана...;
—река широкая, а ручеек...;
—днем светло, а ночью...;
—заяц скачет быстро, а черепаха ползает...;
—продавец продает, а покупатель ...;
—воспитатель спрашивает, а дети...;
—утром дети приходят в детский сад, а вечером...;
—сначала гостей встречают, а потом...;
—вечером ложатся в кровать, а утром... .
16. Подберите соответствующие картинки
к следующим словам:
—лохматый, косолапый...;
—голодный, серый, злой...;
—маленькая, быстрая, проворная...;
—хищный, сильный, полосатый...;
—яркое, теплое...;
—серый, колючий... .
17. К данным словам придумать слова-«не
приятели» («скажи наоборот»):
день—...; войти—...; большой—...;
утро—...; говорить—...; белый—...;
друг—...; взял—...; высокий—...;
грязь—...; ложиться—...; здоровый—...;
жара—...; одеваться—...; новый—...;
мир—...; опускать—...; молодой—...;
смеяться—...; толстый—...;
закрывать—...; широкий—...;
включать—...; сухой—...;
входить —...; твердый —... .
18.Игра «Сравни наоборот».
Используются слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и другие. Грузовик и такси. Что чего больше? Слон и медведь. Кто тяжелее? Жираф и лошадь. Кто кого выше? Заяц и черепаха.
19. И г р а «Чем отличаются слов а? » (подбери
картинки, придумай предложения с этими словами).
Шить — вязать; мыть — стирать;
чистить — подметать; лежать — стоять;
нести — везти; лежать — спать.
20. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей.
Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Бросить — (поймать); поднять — (опустить);
купить — (продать); спрятать — (найти);
дать — (взять); налить — (вылить).
21.Добавить одно о вам.
Дерево, цветы — что делают? Кошка, собака — что делают? Дождь, снег — что делают? Фрукты, овощи — что делают? Мяч, яблоко — какие? Сахар, мед — какие? Снег, лед — какие? Вода, молоко — какие?
бщее слово к двум сло-
Сидит, стоит — кто? Льется, журчит — что? Шумит, дует — что? Растет, зеленеет — что? Круглое, сочное — что? Желтый, кислый — что? Высокое, зеленое — что? Длинный, деревянный — что? Яркое, теплое — что?
22. Выбрать среди других предметов или картинок те, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов. Например:
23 Подобрать Как можно болыше назйаний предметов (существительных) к названию действия (глаголу).
Бежит: кто? (человек, собака...);
что? (река, ручей, молоко, время).
Идет: кто? (девочка, кошка...);
что? (время, дождь, снег, град).
Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок).
Можно также дать задание подобрать картинки, названия которых употребляются с данным словом (глаголом).
24. Игра «Кто как передвигается?».
Логопед показывает картинки, изображающие животных.
Дети определяют их и называют способ передвижения.
Лошадь — скачет. Змея — ползает. Птица — летает.
Рыба — плавает. Лягушка — прыгает.
25. Игра «Кто как ест?».
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость.
Корова жует сено. Курица клюет зерно.
26. Игра «Кто как голос подает?».
Воробей чирикает. Ворона каркает. Кошка мяукает.
Петух кукарекает. Лягушка квакает. Свинья хрюкает.
Курица кудахчет. Волк воет. Корова мычит.
Гусь гогочет. Медведь рычит. Лошадь ржет.
Утка крякает. Собака лает.
27. Игра «Когда человек ест?».
Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает.) А если он ест днем? (Обедает.) А если он ест вечером? (Ужинает.)
28. Игра;#Кто, чт^о умге$^ ,д ел^ь,?».^ Р ■ ,■
'Логопед предлагает детям картинки с изображением лю
дей различных профессий. Дети называют, кто что делает.
Учитель — учит. Уборщица — убирает. Строитель — строит.
Доктор — лечит. Художник — рисует. Шофер — водит.
Повар — варит. Парикмахер — стрижет. Продавец — продает.
Покупатель — покупает. Портной — шьет.
29. Игра «Что какие звуки издает?». Дверь — скрипит. Ветер — свистит. Машина — гудит. Дождь — шумит. Листья — шелестят. Ручеек — журчит. Гром — грохочет. Бумага — шуршит.
30. Игра «Кто или что может это делать?». Бегать—...; плавать—...;
летать —...; катиться —...;
ползать —...; лежать —...;
стоять —...; сидеть —...;
прыгать —... .
31. Играв лото «Кто что делает?».
На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.
Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложения.
Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.
32.Отгадать названия животных.
Мычит (кто?)...; хрюкает...;
лает...; ржет...;
мяукает...; блеет... .
33. К названиям жнёо* ных подо'браяь слова, которые отвечают на вопросы: «Как голоеподает? », «Как
двигается?», «Как ест?».
Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лакает; собака лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет.
34. Подобрать как можно больше слов
к названиям животных, которые отвечают на воп
рос «Что делает?».
Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется.
Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, грызет.
Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.
35. Игра «Отгадай , что это за животные?».
Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.
Сторожит, грызет, лает — кто это? Мяукает, лакает, царапается —... . Хрюкает, роет — Ржет, бегает, скачет —... . Мычит, жует, ходит —... . Летает, жужжит, жалит —... .
36. Придумать как можно больше слов, от
вечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Ка
кие?» по теме «Осень» (ранняя, поздняя).
Солнце (какое?)...; дождь...;
небо...; ветер...;
облака...; листья...;
земля...; день... .
трава...;
При этом детям предлагается картинка «Осень».
37. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»).
Солнце (что делает?)...; трава...;
облака...; листья...;
дождь...; птицы...;
ветер...; деревья... .
Предлагается картинка «Осень». Аналогичные задания даются и по другим картинкам («Зима», «Весна», «Лето»).
38. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?»
по теме «Дикие животные».
Большой (кто?) слон; сильный...;
маленькая...; слабый...;
пушистая...; трусливый...;
колючий...; злой...;
серый...; горбатый... .
Новый (что?)...; длинный...;
старый...; грузовой...;
большой...; трехколесный...;
маленькая...; быстроходный... .
39. К названию действий придумать слова,
отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты,
ягоды».
Растет (что?)...; срезают...;
зеленеет...; выкапывают...;
краснеет...; срывают...;
созревает...; варят...;
дергают...; жарят...;
маринуют...; солят... .
40. Игра «Чье это жилище?».
На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).
Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои домики. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища (нора — для лисы, для мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птиц; скворечник — для скворца; коровник — для коровы и телят; конюшня — для лошади и жеребят; свинарник — для свиньи и поросят; крольчатник — для кроликов).
Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.
41. Отгадывание загадок об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. с объяснением того, почему дети догадались. Например, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине.
Мы сами сажали весной огород.
Мы сами сажали, пололи и вот...
Расселся, разлегся в большущей корзине
И красный, и желтый, и черный, и синий,
Здоровый такой разноцветный народ.
Что же это за «народ»?
(Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны...). Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине (помидор красный, редька черная, репа желтая, баклажан синий и т. д.).
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
В процессе логопедической работы по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР основной целью является формирование, с одной стороны, психологических механизмов овладения системой языка (формирование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), с другой стороны, усвоение правил, организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.
Процесс формирования морфологической системы языка осуществляется на основе сопоставления речевых единиц (словообразования и формообразования), выделения морфем в единстве их значения и звуковой оболочки, закрепления парадигматических (внутри парадигмы словообразования и словоизменения) и синтагматических (закрепление связей между словами) отношений.
Дети с ЗПР испытывают существенные трудности в вычленении из речи форм слов, морфем, в определении грамматических значений, в их соотнесении с формальным выражением. В связи с этим, в процессе логопедической работы осуществляется поэтапное формирование тех речевых предпосылок, которые определяют овладение парадигмой словоизменения и словообразования, а также выбор правильной формы слова в процессе порождения речи.
На начальном этапе в качестве таких предпосылок рассматривается уточнение лексического значения слова, отдельных грамматических значений, закрепление связи отдельного грамматического значения с его звуковой формой параллельно с уточнением звуковой структуры слова и морфемы.
Эти предпосылки дают возможность перейти к дифференциации форм слов на основе комплекса грамматических значений, определяющих форму слова (формирование парадигмы словоизменения и словообразования).
В дальнейшем осуществляется закрепление операции выбора и комбинирования правильных грамматических словоформ в словосочетаниях, предложениях, связной речи.
КоррекцйОннр-логопедическое воздействие приводится по следующим направлениям:
1) уточнение лексического значения слова;
2) уточнение грамматического значения слова;
3) формирование парадигмы словоизменения;
4) формирование словообразования;
5) развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов;
6) развитие языкового анализа и синтеза.
Связь между этими направлениями осуществляется си-мультанно-сукцессивно (параллельно-последовательно).
Уточнение грамматического значения слова
Значение грамматической формы в целом представляет собой единство грамматических значений, на основании которых и происходит выделение какой-либо формы из ряда грамматических форм. Каждая грамматическая форма занимает в парадигматической системе определенное место и находится как бы на пересечении (на стыке) грамматических значений.
Однако для того чтобы определить совокупность грамматических значений каждой формы слова, ребенок должен уметь дифференцировать отдельные грамматические значения.
В связи с этим, на начальных этапах логопедической работы проводится работа по дифференциации наиболее простых грамматических значений, а именно: дифференциация категориального значения существительных, прилагательных и г л аго л о в (I этап). Затем осуществляется закрепление отдельных, наиболее рано появляющихся в онтогенезе грамматических значений имени существительного: значений рода (мужского и женского) существительных; значений одушевленности и неодушевленности; дифференциация падежных значений существительных и значений числа г л а г о л а (II этап). На III этапе коррекционной работы проводится работа по закреплению связи грамматического значения с формальными признаками в следующей последовательности: 1) развитие умения определять число существительного по конечной части слова; 2) развитие умения определять род имен существительных по конечной части слова.
Раскроем содержание основных этапов коррек-ционного воздействия.
I этап. Дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
Логопедическая работа по развитию умения различать имена существительные, имена прилагательные й глаголы должна опираться на онтогенетический принцип появления данных частей речи в активном словаре детей. При этом учитываются этапы формирования умственных действий.
На начальных этапах логопедической работы по дифференциации категориального значения частей речи используются внешние схемы, картинки, условные обозначения, которые символизируют предметы, признаки и действия предметов. Графическое изображение помогает осуществить переход от материализованного действия к речи. Затем осуществляется интериоризация внешней речи, перенос ее из внешнего плана во внутренний.
С учетом вышесказанного дифференциацию категориального значения частей речи следует проводить в следующей последовательности:
1) усвоение и уточнение грамматического значения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое значение словоформ;
2) дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов с использованием внешних схем;
3) дифференциация частей речи в предложении, развитие умения устанавливать грамматические связи между словами.
Примерные виды заданий и игровых упражнений
1) Дифференциация категориальных значений имен существитель
ных и глаголов
Вначале логопед показывает детям предметы или картинки с изображением предметов и просит сказать, что это. Затем делается вывод, что названные слова обозначают предметы. Логопед спрашивает: «Какой вопрос я задавала?» (Что это?) Эти слова соотносятся с символом [ П ]•
Далее логопед показывает сюжетные картинки с изображением одного субъекта, выполняющего различные действия (мальчик сидит, мальчик играет, мальчик бежит и т. д.). Логопед задает вопрос к картинке: «Что делает мальчик?» Дети отвечают одним словом (сидит, играет, бежит). Делается вывод, что слова сидит, играет, бежит обозначают действия и отвечают на вопрос «Что делает?». Слова соотносятся с символом [ А ],
Далее дается задание поднять [ EL], если слово обозначает предмет, поднять [ А ], если слово обозначает действие.
Речевой материал — группы слова (например, дорога, работать, дом, дерево, кошка, слон, цветок, прыгать и т. д.).
2) Дифференциация категориальных значений имен существитель
ных и имен прилагательных
Предварительно уточняется, что слова могут называть предметы и свойства (или признаки) предметов.
Речевой материал — группы слов (например, собака, ромашка, грустный, куст; линейка, веселый, облако, трава; зима, сугроб, шуба, холодный и т. д.).
Логопед предлагает ребенку послушать группу слов и назвать «лишнее» слово. «Лишним» словом считается имя прилагательное.
3) Дифференциация имен существительных, имен прилагатель
ных, глаголов
Предварительно каждое обобщенное значение слова (существительное, прилагательное, глагол) соотносится с определенным символом, фишкой: квадрат — существительное; треугольник — глагол; круг — прилагательное.
Для дифференциации значений существительных, глаголов, прилагательных логопед называет различные слова. Ребенок, услышав слово, поднимает соответствующий символ.
Речевой материал — группы слов (например, дом, читать, большой, щенок, рисовать, кукла, голубой, копать, светлый, птица, прыгать и т.д.).
4) Игр а «Волшебное дерево». (Для актуализации
связей слов.)
На доске — макет дерева, у детей — карточки с изображением символов, обозначающих разные части речи. Логопед называет слово, дети находят соответствующий символ и помещают его на макете дерева (квадрат — существительное; треугольник — глагол; круг — прилагательное).
5) Игра «Придумай слово».
Логопед называет слово и поднимает символ (не соответствующий слову). Ребенок придумывает слово в соответствии с символом, которое может употребляться в речи с исходным словом.
Например, яблоко — яблоко растет; яблоко — яблоко спелое.
Затем ребенок придумывает предложение с составленным словосочетанием. Например: Юля ест спелое яблоко».
На II этапе ставится задача закрепления отдельных, наиболее рано появляющихся в онтогенезе грамматических значений существительных и глаголов (значений рода существительных, значений одушевленности-неодушевленности, дифференциация падежных значений существитель-. ных и значений числа глагола).
Примерные виды заданий и игровых упражнений
1) Дифференциация мужского и женского рода имени существительного
а) Игровое упражнение «Волшебный магазин». Логопед говорит ребенку, что в магазине можно купить разные необходимые предметы. К каждому предмету можно подставить слова он или она. Затем ребенку предлагается брать по одному предмету, и если к предмету подходит слово он, то ставить его около самолета, а если она, то поставить предмет около куклы. После правильного выполнения задания ребенок может поиграть с предметами.
б) Кроме игры «Волшебный магазин», используется игра «Внимательный Коля». В этом случае ребенок приносит предметы, которые находятся в группе.
2) Дифференциация грамматического значения одушевленности —
неодушевленности
Для закрепления значения одушевленности — неодушевленности используются следующие упражнения.
а) Игра «Кто? Что? » (1 вариант).
Предлагаются картинки с изображением одушевленных
и неодушевленных предметов. Ребенка просят внимательно посмотреть на картинки и показать те, про которые можно спросить: «Кто?», затем те, про которые можно спросить: «Что?».
б) Игра «Кто? Что?» (2 вариант).
Ребенка просят подобрать как можно больше картинок (существительных) к названию действия (глаголу). Например, бежит (кто?) — кошка, девочка, (что?) —река, молоко; идет (кто?) — медведь, бабушка, (что?) — снег, дождь; стоит (кто?) — дедушка, собака, (что?) — поезд, диван.
3) Дифференциация падежных значений имени существительного
Игра «Будь внимательным». (Соотнесение заданного вопроса с соответствующей картинкой или предметом.)
Логопед предлагает ребенку найти как можно больше картинок (предметов), отвечающих на предлагаемые вопросы, и ответить на вопрос. Например: «Что можно шить?» —
«Рубашку, шубу, брюки»; «Чем можно шить?» — «Иголкой, нитками»; «Кого можно угощать?» — «Девочку, кошку, собаку, мальчика, зайца»; «Чем можно угощать?» —
«Конфетой, молоком, мясом, капустой»; «Что принесликушать?» — «Суп, котлету, пироги»; «Кому принесли кушать?» — «Щенку, корове, лошади, мальчику, дедушке»; «Что принесли детям?» — «Карандаш.,ручку, торт, машину»; «Чему радуются дети?» — «Торту, конфетам, соку, машине»; «Чего много на картинке?» ■— «Яблок, пней, скамеек, арбузов, карандашей, конфет»; «Что нарисовано на картинке?» — «Яблоки, платье, кресло, лейка, стол» и т. д.)
4) Дифференциация грамматического значения числа глагола
Игра«Слушайипоказывай».
Материал — сюжетные картинки.
Логопед предлагает ребенку показать картинки (например, «читают — ...»; «читает — ...»; «рисуют — ...»; «рисует — ...»; «прыгают — ...»; «прыгает — ...» и т. д.).
На III этапе проводится закрепление связи между отдельным грамматическим значением и формально-языковыми средствами его выражения.
Коррекционная работа по развитию умения определять род имен существительных по конечной части слова ведется с учетом закономерностей онтогенеза, а также особенностей овладения грамматической категорией рода имен существительных дошкольниками с ЗПР.
С учетом онтогенеза развитие умения определять род имен существительных проводится по следующим направлениям:
1) закрепление связи грамматического значения мужского рода с формальными признаками (нулевое окончание; окончание -а/-я);
2) закрепление связи грамматического значения женского рода с формальными признаками (окончание -а/-я; нулевое окончание);
3) дифференциация форм мужского и женского рода существительных;
4) закрепление связи грамматического значения среднего рода с формальными признаками (формы с ударным окончанием -о/-е; формы с безударным окончанием -о/-е);
5) дифференциация форм среднего и мужского рода существительных;
6) дифференциация форм среднего и женского рода существительных;
7) дифференциация мужского, женского и среднего рода существительных.
Каждая грамматическая форма отрабатывается сначала в импрессивной, а затем закрепляется в экспрессивной речи.
Дифференциация существительных мужского, женского и среднего рода
Примерные виды заданий и игровых упражнений
1) Формы мужского рода имени существительного
В импрессивной речи.
Логопед просит ребенка внимательно посмотреть на картинки и выбрать ту, про которую можно сказать он. Для работы последовательно предлагаются картинки первой и второй группы.
Дидактический материал — картинки.
I группа картинок (закрепление формы мужского рода
с нулевым окончанием): дом, стол, девочка, мальчик, кот,
курица, поезд, медведь, кукла, чайник, портфель, конь и т. д.
II группа картинок (закрепление формы мужского рода
с окончанием -а/-я): папа, кошка, дядя, дедушка, юноша,
девочка, лампа, бабушка и т. д.
Сначала отрабатываются слова I группы, затем работают со словами II группы.
В экспрессивной речи.
Работа проходит последовательно с теми же группами слов, что и в импрессивной речи (см. выше).
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать произносимое им слово, и если к нему подходит слово он, то поднять руку и повторить произнесенное слово, например, стол — он.
2) Формы женского рода имени существительного
В импрессивной речи.
Логопед предлагает ребенку выбрать из группы картинок ту картинку, про которую можно сказать она. С каждой группой картинок задание отрабатывается отдельно.
Дидактический материал — группы картинок.
I группа картинок (закрепление формы женского рода
с ударным окончанием -а/-я): сосна, змея, колбаса, свинья,
коза, пила, кора, овца, мальчик, воробей, яблоко, цветок,
мяч, ковер и т. д.
II группа картинок (закрепление формы женского рода
с безударным окончанием -а/-я): собака, девочка, утка, ба
бушка, сумка, тетя, лампа, шишка, шуба, рубашка, белка,
Кастрюля, дятел, карандаш, дерево, медведь, стол, диван,
зеркало и т. д.
III группа картинок (закрепление формы женского рода
существительных 3 склонения с нулевым окончанием ): ло
шадь, тетрадь, мышь, фасоль, печь, стул, лист, яблоко, гнез
до, шкаф, лук, помидор, дедушка, медаль и т. д.
В экспрессивной речи.
Работа проходит с каждой группой