Предмет и задачи языкознания. Научное и практическое изучение языка. Место языкознания среди других наук и его значение.
Предмет и задачи языкознания. Научное и практическое изучение языка. Место языкознания среди других наук и его значение.
Языкознание-наука, изучающая язык вообще и отдельные конкретные языки.
Задачи языкознания –изучить свойства и особенности конкретного языка, так и свойства, являющиеся общими для всех языков в мире.
Частное языкознание – изучает конкретный язык, или группу родственных языков.
Общее языкознание – изучает универсальные, общие черты, присущие всем языкам.
Предмет изучения языкознания – изучение языка с научной целью.
Значение языкознания – позволяет глубоко проникнуть в устройство языка, выявить его функции, познать с разных точек зрения.
Язык как общественное явление, его основные функции.
Язык – явление общественное, а не природное, он социален по своей природе.
Основные функции- та роль, которую языкознание выполняет в обществе.
-Коммуникативная(общение)
-Мыслеформирующая(опыт)
-Когникативная(познавательная)
-Номинативная(назывная)
-Регулятивная(фатическая)
-Аккамулятивная(накопительная)
-Этническая – служит для объединения народов и помогают сформировать национальное самосознание.
-Эмоционально-экспрессивная- служит для передачи эмоций
-Эстетическая – худ.литература
-Магическая(заклинательная) – в особых ситуациях, когда язык наделяется особой силой(клятвы,проклятия)
Язык и речь.
Двойственность природы – большинство лингвистов говорят, что существует особенность языка.
Язык:
-социален, принадлежит всем говорящим на данном языке
-явление абстрактное, отвлеченное, явление психическое, существует в сознании всех носителей языка, как способность к говорению и пониманию
-существенный компонент рец.деят, система слов, звуков, опред. Правильное поведение, сущ. в сознании.
-постоянен, не зависит от ситуации общения
Речь:
-глубоко индивидуальна, имеет конкретного носителя, зависит от говорящего
-явление физическое, материальное, психофизич., доступна непосредственно восприятию, обличенные в материальную форму
-более или менее случайное, побочное, многообразна может быть письм. и устной, тихой и громкой, она асистемна.
-ситуитивна, приходящая, переменна, зависит от ситуации общения.
Синхрония и диахрония в языке. Описательное и историческое языкознание.
Синхрония и диахрония в языке:
• Синхронический подход (предполагает изучение языковой системы в какой-то определенный период существования языка, предполагает изучение на данном этапе).
• Диахронический подход (предполагает изучение языковых явлений в их историческом развитии, изменения, которые были стечением времени).
Впервые выделил эти 2 подхода Фердинанд де Сосюр.
Примеры:
Мешок, с т.з. синхронии в наст. времени не членимо на морфемы, а с т.з. диахронии мешок происходит от слова «мех». Получаем морфемы : корень и суффикс «ок».
Описательное языкознание направлено на изучение языка с синхронной точки зрения, а историческое языкознание – диахронная т.з.
Звук речи как физическое явление. Акустические свойства звуков речи.
Звук речи-это единица речи, образованная колебанием упругого тела в воздушной среде(голос.связки,язык,губы)
Акустические св-ва звук речи:
-сила звука(размах амплитуды колебаний голосовых связок, от напряжения орг.речи)-громкость нашей речи, словесное и логическое ударение
-длительность( от продолжительности)- в некоторых яз. Различаем слова по смыслу
-высота(частота колебаний голосовых связок)- помогает выражать свои эмоции, в некоторых яз. словесное ударение.
-тембр(создает индивидуальную окраску звука)- создает многообразносность звуков речи.
-соотношение тона и шума (обр.в результате ритмических колебаний)- мы различаем слова по звуку и по смыслу.
Фонетическая позиция как условие, определяющее произношение фонемы. Сильные и слабые позиции фонем. Варианты фонем.
Фонетическая позиция – произносительное условие, в котором находится фонема в составе слова. Два момента как она реализуется:
1. Общее положение в составе фонетического слова для гласных положение по отношению к ударению и абсол началу слова или характер предшествующего согласного ( тв или мяг). Для согласного положение по отношению к концу фон слова и характер последующего звука ( гласный, сонорный, звонкий или глухой).
2. Фонетическое окружение ( ложка – ложечка) фонема может реализоваться в разных звуков.
Сильная позиция фонемы – позиция, в которой фонема противопоставлена другим фонемам или парной фонеме ( в полной мере выполняет свою смыслоразличительную функцию: мяч – меч).
Слабая позиция фонемы – позиция, в которой фонема утрачивает свое противопоставление другим фонемам или парным фонемам ( смыслоразличительная функция ослаблена: луг –лук)
Для русских гласных сильными фонемами являются позиции под ударением, а слабая позиция безударная.
Сильная позиция согласных:
1. Зв и глух-ть: - перед всеми согласными(дом – том)
-перед всеми сонорными ( злой – слой)
-перед фонемами в и ф ( зверь – сверь)
2. По мяг и тв-ти: - на конце фонет слова( брат – брать)
- перед гласными ( нос – нёс)
Лексическое значение слова.
.)Слово- целостное, фонетически и грамматически оформленная основная значимая единица языка, которой свойственны относительная непроницаемость, лексико-грамматическая оформленность и воспроизводимость в речи при построении высказывания.
Лексическое значение слова – его предметно-понятийное содержание, оформленное по законам грамматики языка.
Структура лексического значения:
1.предметная отнесенность(всякое слово в нашем сознании соотнесено с определенным предметом)
2.понятийная отнесенность( позволяет соотносить данную вещь с целым классом одинаковых предметов)
3.парадигматическиесвязи(связи, в составе которых лежит объединение в группы лексикосинтагматической и дифференциальной семы)
*сема- это минимальный компонент лексического значения слова.
4. синтагматические связи(система отношений между единицами одного уровня языка, определяющие законы их сочетаемости друг с другом в рамках этого уровня).
Лингвистическая карта мира.
Предмет и задачи языкознания. Научное и практическое изучение языка. Место языкознания среди других наук и его значение.
Языкознание-наука, изучающая язык вообще и отдельные конкретные языки.
Задачи языкознания –изучить свойства и особенности конкретного языка, так и свойства, являющиеся общими для всех языков в мире.
Частное языкознание – изучает конкретный язык, или группу родственных языков.
Общее языкознание – изучает универсальные, общие черты, присущие всем языкам.
Предмет изучения языкознания – изучение языка с научной целью.
Значение языкознания – позволяет глубоко проникнуть в устройство языка, выявить его функции, познать с разных точек зрения.