Заполнение листов комплексной карты, сроки проведения обследования детей
Даты обследования: 01.09-20.09; 01.01-20.01;.01.05-20.05.
Продолжительность обследования — 20 дней.,
Таблица 1
№ п/п | Содержание обследования | Ответственный за проведение обследования | Сроки | Лист заполнения | ||
20.09. | 20.01. | 20.05. | ||||
Медицинское обследование | Учитель-логопед | + | - | - | Таблица 1 | |
Социально-педагогическое обследование | Психолог, педагоги | + | + | + | Таблицы 2,3 | |
Педагогическое обследование | Педагоги | + | + | + | Таблица4 | |
Психологическое обследование | Психолог | + | ' - | + | Таблицы 5,6 | |
Логопедическое обследование | Учитель-логопед | + | + | + | Таблицы 7,8 |
Комплексная диагностика детей проводится по следующим направлениям:
- медицинское обследование;
- социально-педагогаческое обследование;
—педагогическое обследование;
—психологическое обследование;
—логопедическое обследование.
В обследовании детей участвуют:
—учитель-логопед;
—воспитатели;
—психолог.
Методы обследования:
—изучение документации (сбор анамнеза);
—метод беседы: а) с ребенком, б) с родителями;
—метод наблюдения;
—изучение результатов деятельности детей;
—метод эксперимента;
—метод тестирования;
—метод анкетирования.
Цель, задачи обследования детей
Психологическое обследование ребенка предполагает:
—выявление особенностей психического развития;
—установление нарушений психического развития;
—определение личностных особенностей, нарушений поведения;
—определение оптимальных условий обучения, развития социальной адаптации.
Педагогическое обследование ребенка предполагает:
—выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
—определение уровня сформированное™ учебных навыков;
—определение уровня развития познавательной деятельности у детей.
Логопедическое обследование ребенка предполагает:
—определение речевых расстройств;
—постановку заключительного диагноза учителем-логопедом;
—выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
Вывод: Определить уровень интеллектуального и речевого развития каждого ребенка, его особенности личностных качеств, интересы, способности, состояние здоровья.
Рекомендации к заполнению диагностической карты
Обследование детей проводится педагогами и специалистами три раза в год (сентябрь, январь, май). Результаты диагностики обрабатываются и заносятся в диагностическую карту с помощью цветных кружков:
- красный кружок — высокий уровень развития;
- зеленый кружок - средний уровень развития;
- синий кружок - низкий уровень развития.
Это обозначение помогает проанализировать полученные данные и скомплектовать подгруппы с учетом результатов диагностики.
Важно напомнить педагогам и специалистам, которые участвуют в обследовании детей, что высокий, средний и низкий уровень интеллектуального и речевого развития ребенка — это условный показатель, т. к. при создании благоприятных условий, правильной организации учебно-воспитательной и коррек-ционной работы с детьми, уже через 2-3 месяца они дают значительную динамику в своем развитии и переходят в гругшу с высоким уровнем.
Таблица 2
Характеристика уровней
Параметры | Низкий уровень (С) | Пограничный уровень между средним и низким (СУН) | Средний уровень (3) | Пограничный уровень между средним и высоким (3/К) |
Познавательная деятельность | Не проявляет интерес к учебной деятельности; учебные навыки не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий; проявляет упрямство | Проявляет избирательный интерес к учебной деятельности; учебные навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен | Проявляет интерес к учебной деятельности; иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; учебные навыки сформированы | Проявляет интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях; учебные навыки сформированы |
Особенности поведения | Двигательно-расторможенный; повышенная утомляемость | Двигательно-расторможенный, требует смены деятельности, быстро устает; внимание неустойчивое | Усидчив, распределят внимание на протяжении всего занятия | Поведение организованное, усидчив; внимание устойчивое, активен на протяжении всего занятия |
Особенности памяти, мышления | Плохая зрительная и слуховая память; затрудняется в обобщении и классификации | Зрительная память развита лучше, чем слуховая; допускает ошибки в обобщении и классификации; затрудняется отвечать на вопросы причинно-следственного характера | Хорошая память, устойчивое внимание; самостоятельно обобщает понятия по родовому сходству, выделяет лишнее, может дать объяснение по наводящим вопросам | Быстро запоминает новый материал, не требует повторения, самостоятельно рассуждает, классифицирует, делает обобщения и выводы |
Речевое развитие | Системное нарушение речи. Диагноз: общее недоразвитие речи (II-III уровень) | Системное нарушение речи. Диагноз: общее недоразвитие речи (III уровень) | Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Диагноз НОНР | Ограниченные речевые возможности из-за нарушения звукопроизношения. Диагноз: фонетико-фонематическое недоразвитие речи |
Состояние эмоционально-волевой сферы | Снижение эмоционально-волевой сферы. Быстрая смена настроений:. упрямы, плаксивы, агрессивны, замкнуты, бурно реагируют на положительную или отрицательную оценку своей деятельности | Эмоционально-волевая сфера в пределах нормы | Адекватно реагирует на оценку своей деятельности, умеет сдерживать свои эмоции | |
Знания, умения, навыки | Представления об окружающем несформированы | Представления об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний об окружающем мире | Представления об окружающем есть, путается в понятиях, сходных по родовому свойству (домашние и дикие животные, овощи и фрукты) | Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности |
Условные обозначения:
С (синий) — низкий уровень;
3 (зеленый) - средний уровень;
К (красный) — высокий уровень.
Таблица 3
Заполнение итоговой таблицы по результатам обследования детей
_____________группа __________ учебный год
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Итоги обследования детей | Результаты обследования детей | ||||||||||||||
логопедическое | педагогическое | психологическое | группа здоровья | Медицинское обследование | |||||||||||||
основной диагноз логопедический | сопутствующий диагноз (анализ медицинских сведений | ||||||||||||||||
20.09. | 20.01. | 20.05. | 20.09. | 20.01. | 20.05. | 20.09. | 20.01. | 20.05. | 20.09 | - | 20.05 | ||||||
Условныеобозначения:
С (синий) - низкий уровень;
3 (зеленый) — средний уровень;
К (красный) - высокий уровень
Таблица 4
Результаты медицинского обследования
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Группа здоровья | Основной диагноз (логопедический) | Сопутствующий диагноз | Анамнез отягощенный | ||||
невропатолог | психиатр | ЛОР | офтальмолог | хирург | |||||
Примечание: заполняется учителем-логопедом на основе медицинских справок и анамнеза.
Срок: 20.09.
Таблица 5
Результаты социально-педагогического обследования
№ п\п | Фамилия, имя ребенке | Адаптация (сроки) | Коммуникативные навыки: с детьми; со взрослыми | Личностные особенности | Интересы ребенка | привычки | Социально-педагогическая запущенность (отметить ее проявления) |
В обследовании участвуют} психолог; педагоги; учитель-логопед.
Таблица 6
Результаты социально-педагогического обследования
№ | Фамилия, имя ребенке | Черты характера (положительные, отрицательные) | Поведение ребенка (особенности) | Состав семьи | Проблемы семьи: моральные; материальные; жилищные | Дополнительная информация о ребенке | |
дома | в ДОУ | ||||||
Обследование проводят, психолог, воспитатели.
Таблица 9
Результаты психологического обследования
№ | Фамилия, имя ребенка | Обследование личностных особенностей ребенка ' | ||
Особенности, чувств, эмоций, воли | Личность и поведение | Деятельность личности | ||
(нарушение эмоционально-волевой сферы) | Характер, темперамент | Ведущий вид деятельности | ||
Обследование проводят: психолог; педагоги.
Таблица 10
Результаты логопедического обследования
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Итоги | Исследование импрессивной речи | Исследование фонематических процессов | Навыки чтения (знание букв) | ||||||||||||||
фонематический анализ | Фонематический синтез | Фонематические представления | |||||||||||||||||
20.09. | 20.01 | 20.05. | 20.09. | 20.01. | 20.05. | 20.09 | 20.01 | 20.05. | 20.09 | 20.01 | 20.05 | 20,09. | 20.01. | 20.05. | 20.09 | 20.01. | 20.05. | ||
Примечание: Результаты диагностики заносятся в таблицу из речевой карты. Обследование проводит учительтлогопед.
Таблица 11
Результаты логопедического обследования
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Обследование экспрессивной речи | Звукопроиэноше-ние | Словарный запас | Грамматический строй речи | Состояние связной речи | |||||||||||||
Словообразование | Словоизменение | ||||||||||||||||||
20.09 | 20.01 | 20.05. | 20.09. | 20.01 | 20.05. | 20.09 | 20.01 | 20.05 | 20.09 | 20.01 | .20.05 | 20.09 | 20.01 | 20.05, | 20.09 | 20.01 | 20.05 | ||
Проводит обследование учитель-логопед.
Условные обозначения: С (синий) — низкий уровень; 3 (зеленый) — средний уровень; К (красный) — высокий уровень.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3